Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эволюция российской психологической мысли в эпохи Нового Времени и Просвещения




 

Особую роль в становлении отечественной психологии следует отметить Петра Васильевича Постникова (род.1676). После обучения в Московской славяно-греко-латинской акдемии в 1692 году он по указу Петра I на 5 лет отправляется в Падуанский университет в Италию (где учился Уильям Гарвей). Там 2 мая 1695 г. получает степень доктора философии и медицины. В 1697-1701 гг. Постниковым осуществляется поездка в Амстердам по поручению Петра. Вопросы физиологии интересовали российского императора. Знакомство Петра I (по рекомендации Постникова) с голландским анатомом Рьюишем послужило к развитию в России анатомо-физиологического направления в медицине (создание Кунсткамеры, коллекции препаратов Рьюиша, образование медицинских школ, подбор талантливых учеников и т.д.). При посещении в 1698 году Амстердама российский монарх знакомится с исследователями-анатомами, присутствует на лекциях, анатомических занятиях, узнает секреты бальзамирования, делает закупки препаратов и экземпляров для коллекции, совершает обходы больных. В 1717 г. во время второй поездки в Амстердам Петр закупает коллекцию Рьюиша (собранную за 40 лет), а через 8 лет (1725) - она переходит в созданную Академию наук, где среди первых научных подразделений были кафедры анатомии и физиологии.

Первый начальник кафедры - Даниил Бернулли (1700-1782) был одним из представителей швейцарской семьи - выдающихся математиков. Его первые лекции были посвящены применению математических начал к физиологии Он явился автором первой физиологической работы в России «О движении мышц» (на лат. - 1726, на рус. - 1758), исследований: «О годах степенных», «О симпатии и антипатии», а также по вопросам о возможности оживления «утопших птиц» под влиянием электричества и др.

Впоследствии кафедру возглавляли гениальный швейцарский математик, физик, механик и астроном, профессор физиологии Леонард Эйлер (1707-1783), переехавший по приглашению в 1727 году в Россию, и И. Вейтбрехт (1702-1747), чьими трудами продолжаются анатомо-физиологические исследования.

В XVIII веке было подготовлено около 80 книг и статей по психологии. В них отражено начало научных исследований в психологии. Как правило, эти изыскания были связаны с психофизиологическими опытами и экспериментами.

Огромное значение для развития физиологии сыграло творчество Михаила Васильевича Ломоносова, особенно его «Размышления о причине тепла» (1756), в которых произведено химическое обоснование окисления как основы дыхания организмов и закона сохранения материи. Проблемам психологии в его «Риторике» (1748) посвящена глава «О возбуждении, утолении и изображении страстей». Результатом научной деятельности целой плеяды исследователей стал тот факт, что к концу XVIII - началу XIX веков осуществляются контакты Российской академии со всеми научными центрами мира, формируются кадры, развивающие физиологические изыскания.

Одним из ученых этой плеяды был Яков Павлович Козельский (1728-1794). В «Философских предположениях» (1768) в теоретическую философию включает теорию познания, логику и психологию, в практическую - политику. Впервые в русской литературе развивает взгляд, согласно которому человек раскрывается в общественной деятельности и познать его можно лишь «через отправление им своих общественных обязанностей». Ученым разработаны практически вся проблематика психологии XVIII века.

Следует в этой связи упомянуть князя Дмитрия Алексеевича Голицына (1734-1803) - ученого и дипломата, посла во Франции и Нидерландах. Друг Вольтера и других энциклопедистов, почетный академик, натуралист издал книгу Гельвеция «О человеке», сыгравшую огромную роль в формировании научного мировоззрения в психологии.

Другой просветитель - Николай Иванович Новиков (1744-1818) издал более 1000 трудов и произведений по всем отраслям знания, в т.ч. работы А.Н. Радищева. Теоретические вопросы психологии отражены в издаваемом им журнале «Утренний свет» в статьях: «О душе», «О страстях», «О воображении», «О достоинстве человека в отношении к богу и миру», а также в серии статей в журнале «Покоящийся трудолюбец».

Проблематика его психологических изысканий очень обширна: психологические явления и процессы, педагогическая психология, вопросы врожденности психических качеств, субстанциональности психического и т.д. В 1785 г. он издал первый в России журнал для детей «Детские чтения для сердца и разума» с поучительными статьями о науке, в т.ч. по нравственно-психологической проблематике («Разговор о добром сердце»).

Знаменательна для российской психологической науки деятельность Матвея Пеккена. Будучи военным врачом, он вместе с Е.А. Мухиным организовал работу первой терапевтической клиники. Им подготовлен труд «Физиология или наука о естестве человеческом» (1788), которая интересна рассуждениями о методе. К последним он относил наблюдения над здоровыми и больными людьми (сравнительные методики), а также «повторительные опыты» над животными и по аналогии с человеком. Ученый описал все известные психические процессы.

Огромную роль в формировании научного взгляда на психику человека в России в эпоху Просвещения сыграл Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802). За его знаменитое антикрепостническое сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В ссылке он написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). Само название трактата соотносило его с приобретшим в ту эпоху популярность произведением Гельвеция «О человеке». Если Гельвеций выдвигал на передний план культ чувственности и интересы индивида, то Радищев же подчеркивал, что в ряде вопросов его мысль «разнствует от гельвециевой»:

а) французский энциклопедист не показал, что «человек паче всех есть существо соучавствующее», то есть социальное;

б) Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни: «Человек рожден для общежития».

В письме графу Воронцову российский ученый - мыслитель пишет: «Чем старше я становлюсь, тем сильнее я чувствую, что человек существо общественное и созданное, чтобы жить в обществе себе подобных».

В 1796 году выходит в свет первая русская книга по психологии «Наука о душе». Ее автор Иван Михайлов, имея духовный сан, стоял на позициях английского эмпиризма (Локка): «душа - то, что познает и ощущает обстоящие нас вещи». Михайлов определяет четыре «3акона душевной жизни»:

1) если внешний раздражитель оказывает воздействие на не поврежденные органы чувств, то «тогда мы чувствуем хотя б того и не хотели»;

2) определяет интенсивность ощущений относительно к силе последовательно действовавших раздражителей;

3) душа определяется воздействиями внешнего мира «разное воздействие воспроизводится чувствами разными, одинаковое воздействие - одинаковое чувство»;

4) если нет воздействия на органы, то нет и чувства.

Таким образом, деятельность русских мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения выполнила свою историческую роль и подготовила развитие психологической мысли в России в XIX – XX веках.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных