Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятельность российских психологов на рубеже XIX и XX веков




 

В конце XIX - начале XX в. психология выделяется в самостоятельную отрасль в России. В своем идейном и содержательном отношении она не была единым образованием и включала ряд самостоятельных течений, направлений.

Первое направление было идеалистическим, описательным и представляло собой психологическую науку, развивающуюся преимущественно на историко-философских и филологических факультетах университетов, а также в духовных академиях (Г.В. Флоровский, Н.А. Бердяев, С.Ф. Франк, С.Н. Трубецкой и др.).

Второе, эмпирическое направление в понимании психического ориентировалось на идеи В. Вундта, Дж. Локка и других представителей эмпиризма в мировой психологии. Оно было представлено такими известными учеными, как М.И. Владимиров, М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Г.И Челпанов, А.П. Нечаев и др.

Развитие естествознания, успехи в развитии физиологической мысли в России создали научную базу для третьего направления - опытного и объективного изучения психологии, становления экспериментальной психологии. Формирование научной психологии (третье направление) в России было связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологической школы, с научными работами И.М. Сеченова (1829-1905), И.П. Павлова (1849-1936), А.И. Введенского (1856-1925), А.А. Ухтомского (1875-1942), В.М. Бехтерева (1857-1927).

Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы.

В 1863 году был опубликован фундаментальный труд русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова (1829 - 1905) «Рефлексы головного мозга». В этом труде И.М. Сеченов утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни, по способу происхождения суть рефлексы». И.М. Сеченов заложил основы естественнонаучного направления в отечественной психологии. Утвердившиеся ранее представления о психике как множестве отдельных психических явлений (чувств, образов, представлений, мыслей) И.М. Сеченов концептуализировал в единый механизм «жизненных встреч организма со средой»[1].

Психические явления стали трактоваться Сеченовым как регуляторы деятельности, срабатывающие на сигнальные воздействия внешней среды. Сигналообразование - вычленение в среде значимого и второстепенного - стало рассматриваться в качестве основной функции психики.

Свой первый психофизиологический трактат «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов написал после своего сенсационного открытия центрального торможения. (До этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). С открытием Сеченовым процесса торможения в нейрофизиологии возник комплекс проблем нейродинамики, связанный с отношением возбуждения и торможения. На основе новых нейродинамических представлений Сеченов вновь обращается к проблеме рефлекса, рассматривая его как базу для объяснения «происхождения психических деятельностей». Сеченов считал, что психическое и психологическое родственны по механизму совершения. Содержанием психологии, по мысли Сеченова, должно быть то, как совершается психический процесс. Любое психическое явление Сеченов рассматривал как процесс, имеющий определенную структуру: начало, течение и конец. Начало и конец психического процесса - это то, что соединяет организм со средой. Начало процесса определяется внешними влияниями. Стало быть, психическое, внутреннее детерминируется внешним - таков один из основных сеченовских постулатов. Внешнее воздействие превращается в чувствование лишь при условии его значимости для организма. Наиболее важным элементом этой триады является заключительный акт - приспособительное действие. До Сеченова чувствование рассматривалось как имманентный феномен сознания. Сеченов связал его с приспособительным поведением организма в окружающей его среде. «Чувствование всегда и везде имеет только два общих значения: оно служит орудием различения условий действия и руководителем соответствующих этим условиям (т.е. целесообразных или приспособительных) действий»[2]. Мозг, по Сеченову, получает и обрабатывает двойной ряд сигналов - от значимых предметов по средствам чувствования и от результатов действия посредством мышечного чувства.

Мышца, по Сеченову, не только орган действия, но и инструмент познания среды: она передает в мозг сигналы о пространственно-временных координатах объектов внешней среды, а не только информацию о своем состоянии. Посредством движений происходит добывание той информации, которая лежит в основе мыслительной деятельности. Так был положен конец многовековой точке зрения на сознание как внутреннее созерцание. Сеченов предвосхитил фундаментальный принцип психологии - принцип интериоризации: мысль зарождается в реальных жизненных встречах организма с предметами окружающего мира. Идея Гельмгольца об «умозаключении глазом» (движущийся глаз производит сопоставление предметов, выявляет их сходство и различие) получила обобщенно-концептуальное выражение.

Пройдя «школу действия», мысль «свертывается, становится внешне незаметной», но всегда возникает при встрече со знакомым предметом и всегда отражается в микродвижениях мышц (идеомоторные акты). Тем же путем возникает и воля - только уже не из взаимодействия с вещами, а из взаимодействия с людьми.

В своих исследованиях Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», а психические явления - это регуляторы деятельности, возникающие и срабатывающие на сигнальные воздействия внешней среды. Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии - рефлексологии.

Развивая концепцию И.М. Сеченова, выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849 - 1936) создал целостное учение о высшей нервной деятельности, использовав рефлекс не только как концептуальную позицию, но и как метод нейрофизиологического исследования. И.П. Павлов открыл основные закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе уравновешивания организма со средой. Деятельность высших отделов мозга, коры больших полушарий Павлов интерпретировал как интегративную регуляцию всех процессов жизнедеятельности. Высшую нервную деятельность он рассматривал как психическую деятельность. Все акты поведения Павлов интерпретировал как систему условных рефлексов. Введя этот концептуальный термин, Павлов осмыслил высшую нервную деятельность как механизм образования временных нервных связей. Условный рефлекс - это рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, врожденную реакцию: пищевую, оборонительную и половую. При этом условии ранее индифферентный раздражитель постепенно приобретает сигнальное значение - становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения.

Традиционное учение об органах чувств И.П. Павлов преобразовал в учение об анализаторах, указав на связь органов чувств с соответствующими корковыми центрами, производящими высший анализ и синтез.

Выявляя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов создал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы - первая сигнальная система, речевые сигналы - основанная на первой вторая сигнальная система. Слово - сигнал сигналов - отражает действительность в обобщенном виде.

В процессе жизнедеятельности в устойчивых условиях организм вырабатывает устойчивую систему реакций - динамический стереотип. Его поддержание, уравновешенное отношение со средой субъективно ощущается как положительная эмоция. Ломка стереотипа вызывает отрицательные эмоции.

Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологии содержится в исследованиях и трудах Алексея Алексеевича Ухтомского (1875 - 1942). Ухтомский выступил с концепцией приспособления организмов к изменяющимся условиям среды благодаря преобразованию системы регуляции под влиянием доминанты - устойчивого возбуждения функционально объединенных нервных механизмов. Ухтомский отверг идею жесткой привязанности функции лишь к определенному нервному «центру». Ухтомский установил, что возбуждение от значимого воздействия приходит не только в определенный мозговой центр, но и распространяется по нервной системе в виде диффузной волны. Возникло понятие «нервной сети». Возник вопрос: почему возбуждение нервной сети не приводит к хаотическим реакциям, как организуется точный приспособительный ответ организма. В поисках ответа на эти вопросы Ухтомский и пришел к идее доминанты. Доминанта господствует и организует регуляционные процессы до тех пор, пока поведение не завершится необходимым приспособительным результатом. Вот почему в одно время совершается одно действие, требующее сложной регуляции.

Существенный вклад в развитие отечественной и мировой психологии внес Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927), невроанатом, нейрофизиолог, невропатолог, психиатр и психолог. Всемирно известны многотомные фундаментальные исследования Бехтерева:

«Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология», «Психика и жизнь», «Внушение и его роль в общественной жизни» и др. Основатель первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885), первой психологической лаборатории в Петербурге (1894), Психоневрологического института - первого человековедческого института в мире, основатель ряда научных обществ и научных журналов («Обозрение психиатрии, невралгии и экспериментальной психологии» (1895)). В.М. Бехтерев существенно расширил представление о мозге как аппарате индивидуального опыта, сделал свыше десятка анатомических открытий в структуре мозга, многие из которых носят его имя.

Развивая концепцию доминанты Ухтомского, Бехтерев раскрыл оценочную сущность восприятия, социальную обусловленность волевой сферы личности, исследовал ряд аспектов развития психики, дал свою интерпретацию проблемы сознания, выступил как основатель ряда прикладных отраслей психологии (производственного и умственного труда, художественной, педагогической и врачебной деятельности).

В своем фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» (1922) В.М. Бехтерев исследовал кардинальные проблемы социальной психологии.

В противовес субъективно-идеалистической психологии Бехтерев выступил как основатель объективной психологии, которую он назвал рефлексологией, подчеркивая этим термином биосоциальную сущность человека и необходимость исследования этой сущности в естественнонаучных категориях.

Проблемы естествознания и психологии живо интересовали российскую интеллигенцию. Естественнонаучное направление русских психологов возглавляли В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт. В 1908 году по инициативе Бехтерева создается Психоневрологический институт - центр по комплексному изучению человека, а в 1914 году Московский психологический институт, а еще раньше - Московское психологическое общество.

Наибольшей популярности рефлексология достигла в середине 20-х годов после опубликования работы В.М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923, 1926). Возникнув в сфере психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение. Несмотря на некоторый механизм и физиологический редукционизм, рефлексология содействовала естественнонаучной переориентации психологии. Крайним проявлением этой переориентации было возглавленное К.Н. Корниловым психологическое направление, получившие название реактологии («Учение о реакциях», 1921) - направление, близкое по своей сути к бихевиоризму.

Раскрытие физиологических механизмов психической деятельности Сеченовым, Павловым, Введенским, Ухтомским дали мощный импульс развитию психологии в России. К концу XIX века в Москве, Петербурге, Казани, Юрьеве, Харькове были организованы экспериментальные психологические лаборатории, созывались общероссийские съезды психологов, издавались психологические журналы.

Большую роль в развитии психологических знаний в России в первых десятилетиях XX столетия сыграли отечественные ученые А.Ф. Лазурский, Г.И. Челпанов, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев и др.

Так, используя идею диалектического единства (марксистскую идеологию), Константин Николаевич Корнилов (1879 - 1957) надеялся преодолеть как агрессивную односторонность рефлексологии Бехтерева и Павлова (она претендовала на единственно приемлемое для материалиста объяснение поведения), так и субъективизм интроспективного направления (лидером которого в России был Г.И. Челпанов (1862-1936), создавший в Москве на средства известного мецената С.И. Щукина «Московский психологический институт» по типу вундтовского).

Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию. В ней объективное и субъективное нераздельны. Реакция наблюдается и измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. С Корниловым разошлось большинство психологов. Одни не приняли программу превращения психологии в «марксистскую науку», другие, считая марксистскую методологию перспективной в плане поисков выхода психологии из кризиса, пошли иным путем.

Однако, несмотря на великие открытия и большие достижения российская психология, как и психология в других странах, вошла в полосу кризиса, вызванного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный метод, и успешно развивавшимся с опорой на объективный метод бихевиоризмом.

До октября 1917 года у российской психологии, имевшей существенно значимые естественнонаучные традиции и интересные философские разработки, не было принципиальных отличий от развития науки на Западе. Были все основания рассматривать отечественную науку как один из отрядов мировой научной мысли.

Вместе с тем, отражая специфику социальных запросов России, психология в нашей стране отличалась рядом особенностей. Философам-психологам, стоявшим на позициях идеалистической философии (А.И. Введенский, Л.М. Лопатин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк и др.), противостояло естественнонаучное направление («объективная психология») или «психорефлексология» В.М. Бехтерева, «биопсихология» В.А. Вагнера, развившееся в тесной связи с идеями И.М. Сеченова. Получила развитие экспериментальная психология (А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев и др.), видную роль в ее становлении сыграл организатор Московского психологического института Г.И. Челпанов, тяготевший в общетеоретических построениях к идеалистической психологии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных