Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие советской психологии в довоенный период




 

В первые послереволюционные годы началась бурная перестройка психологии в России под флагом марксизма. Особые усилия были направлены на критику идеалистических позиций Челпанова и теоретических «ошибок» тех, кто не проявлял поспешности в пересмотре своих взглядов (К.Н. Корнилова, П.П. Блонского и др.). Однако внимание к физиологическим основам психологии в ближайшие после революции годы еще более усилилось, возрос интерес и к трудам биологов-дарвинистов (Н.А. Северцова, В.А. Вагнера). Значительным событием в науке был выход в свет труда И.П. Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности» (1923) и опубликование в том же году в «Русском физиологическом журнале» работы А.А. Ухтомского «Доминанта как рабочий принцип нервных центров».

Развитие психологии в советский период приобрело действительно драматический характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась версия об «особом пути» марксистской психологии, как «единственно верной» отрасли знания. На этот путь она вступила в начале 20-х годов и на протяжении нескольких десятилетий не имела возможности свернуть с него. Все факты и концептуальные построения советских психологов 20 - 50-х годов должны рассматриваться с учетом данных обстоятельств.

Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, был Лев Семенович Выготский (1896-1934). Не ограничившись общими формулами марксистской философии, он предпринял попытку почерпнутъ в ней положения, которые позволили бы психологии выйти на новые рубежи в ее собственном проблемном поле.Так Л.С. Выготским была разработана теория происхождения и развития высших психических функций.

Опираясь на идеи сравнительной психологии, Выготский начал свои исследования там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимыми для нее вопросами: она не могла объяснить сознание человека законами биологической эволюции. Внимание Выготского было привлечено к орудию как средству специфической человеческой деятельности. Формируется фундаментальная идея Выготского об опосредственном характере психической деятельности человека: орудием этого опосредствования является, по Выготскому, знак (слово). Предметное орудие направлено вовне, на внешний объект. Знак же направлен внутрь, он является орудием социального взаимодействия людей. Психическое отражение действительности человеком детерминируется социальным опытом людей, закрепленным в слове - такова основная исходная идея теории Выготского. Знак (слово, схема, число) - это искусственно созданный человеком стимул сознательной, социально обоснованной регуляции поведения. Сознание в своем генезисе обусловлено социальным взаимодействием. Применение знака, слова как специфического человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические проявления, функции человека.

Механистическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия - действиями произвольными.

Выготский постулировал структурную аналогию между предметной деятельностью и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься как деятельностно освоенный внешний мир. Образ мира предстает в сознании человека в виде системы знаний. Человеком осознается то, что представлено в социально нормированной форме. Значительное внимание Выготский уделял выявлению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). В механизмах мозговой деятельности Выготский усматривал динамические функциональные комплексы - единицы деятельности. Изучая детскую психологию и распад психических функций на материале дефектологии, Выготский пришел к выводу: сознание - динамическая смысловая система, функционирующая в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Выготский успешно исследовал проблему межфункциональных связей, создал новое направление в детской психологии, выдвинув концепцию о зонах ближайшего развития ребенка («История развития высших психических функций», 1931; «Мышление и речь», 1934).

Вся структура психической организации личности, утверждает Выготский, обусловлена ее реальным социальным взаимодействием. Личность становится для индивида тем, что она представляет собой для других. Психологическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности.

В отличие от Пиаже Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено развивающими воздействиями среды. Усвоение общечеловеческого опыта и есть специфическая форма человеческого психического развития. На этих основоположениях формировались советская теория психического развития (Леонтьев) и педагогическая психология (Занков, Гальперин, Эльконин, Давыдов и др.).

Принципиально другой подход к разработке предметной области психологии наметили исследователи, которые, ориентируясь на марксизм, почерпнули в нем идею формирования сознания и его проявлений в форме деятельности. Понятие о деятельности многозначно. Сеченов говорил о психических деятельностях, понимая их как процессы, которые совершаются по типу рефлекторных. Павлов ввел понятие о высшей нервной деятельности, Бехтерев - о соотносительной деятельности, Выготский говорил о психических функциях как деятельности сознания. Но с обращением к марксизму, для которого прототипом любых форм взаимоотношений человека со средой является труд, трактовка деятельности приобрела новое содержание.

Пионером определения деятельности в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию, выступил Михаил Яковлевич Басов (1892 - 1931). Его исследования было принято относить к особой науке - педологии. Под ней имелось в виду комплексное изучение ребенка, охватывающее все аспекты его развития, - не только психологические, но и антропологические, генетические, физиологические и др. При исследовании функциональных аспектов деятельности Басова заинтересовали не внешние движения, а их внутренний смысл. Данный вопрос он изучал путем объективного наблюдения за развитием поведения ребенка. Басов, чтобы отграничить свой подход от подхода рсфлексологов и бихевиористов, применил вместо термина «поведение» (который они использовали, чтобы обозначить предмет своих исследований) термин «деятельность». Он подчеркивал, что понимает под ней «предмет особого значения», такую область, «которая имеет задачи, никакой другой областью не разрешаемые». Если до Басова в воззрениях на предмет психологии резко противостояли друг другу сторонники давно признанного убеждения, согласно которому этим предметом является сознание, и сторонники нового убеждения, считавшие, что им является поведение, то после Басова картина изменилась. Он как бы поднялся над этим конфликтом и считал, что нужно перейти в совершенно новую плоскость. Подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. Не механически объединить одно и другое, а включить их в качественно новую структуру. Он ее назвал деятельностью.

Определяя психическую структуру этой деятельности, приверженцы структурализма считали, что она складывается из элементов сознания, гештальтизма - из динамики психических форм (гештальтов), функционализма - из взаимодействия функций (восприятия, памяти, воли и т.п.), бихевиоризма - из стимулов и реакций, рефлексологии - из рефлексов. Басов же предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей. Структура может быть устойчивой, стабильной (например, когда ребенок овладел каким-либо навыком). Но она может также каждый раз создаваться заново (например, когда задача, которую решает ребенок, требует от него изобретательности). В любом случае деятельность является субъектной. За всеми ее актами и механизмами стоит субъект, говоря словами Басова, «человек как деятель в среде».

Центральной для Басова, который был поглощен изучением ребенка и факторов его формирования как личности, выступала проблема развития деятельности, ее истории.

Исследования Выготского и Басова оказали значительное влияние на развитие общей, детской и педагогической психологии.

Однако в середине 30-х годов развитие советской психологии затормозилось. Тоталитаризм, низведший человека до роли «винтика», не нуждается в психологической науке. Кульминация наступления на психологию на «идеологическом фронте» - разгром педологии в связи с принятым ЦК ВКП(б) Постановлением 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Трагические последствия этой акции сказывались на судьбах психологической науки многие годы и определили ее взаимоотношение с другими смежными отраслями знания.

Понять, как происходило развитие психологии, не обратившись к проблеме ее взаимоотношений с педологией, попросту невозможно. Возникнув в конце ХIХ в. на Западе (Стенли Холл, Прейер, Болдуин и др.), педология, или наука о ребенке, в начале ХХ в. распространяется в России как широкое педологическое движение, получившее значительное развитие в годы, непосредственно предшествующие Октябрю. В русле этого движения оказываются работы психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, К.И. Поварнина, а также педагогов (физиологов и гигиенистов) П.Ф. Лесгафта и Ф.Ф. Эрисмана. Вопросы педологии получили отражение на съездах по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Об интересе к педологии свидетельствует организация Педологических курсов и Педологического института в Петербурге.

Однако педология за весь период существования так и не смогла научно определить предмет своего исследования. Формулировка «педология - это наука о детях», являясь простым переводом, калькой, не могла претендовать на положение научной дефиниции. Это прекрасно понимали сами педологи (П.П. Блонский, М.Я. Басов), прилагая немало усилий к тому, чтобы найти специфические проблемы своей науки, которые не сводились бы к проблемам смежных областей знания.

Педология как наука стремилась строить свою деятельность на четырех важнейших принципах, существенным образом менявших сложившиеся в прошлом подходы к изучению детей. Первый принцип призывал отказаться от изучения ребенка «по частям», когда что-то выявляет возрастная физиология, что-то - психология, что-то - детская невропатология и т.д. Справедливо считая, что, таким образом, целостного знания о ребенке и его подлинных особенностях не получишь. Согласно второму - генетическому принципу, ребенок понимается как существо развивающееся, поэтому понять его можно, принимая во внимание динамику и тенденции развития. Третий принцип педологии связан с коренным поворотом в методологии исследования детства. Психология, антропология, физиология, если и обращались к изучению ребенка, то предмет исследования традиционно усматривался в нем самом, взятом вне социального контекста, в котором живет и развивается ребенок, вне его быта, окружения, вообще вне общественной среды. Педология же указывала на необходимость учета этого фактора. Четвертый принцип педологии требовал сделать науку о ребенке практически значимой, перейти от познания мира ребенка к его изменению. Именно поэтому было развернуто педолого-педагогическое консультирование, проводилась работа педологов с родителями, делались первые попытки наладить психологическую диагностику развития ребенка.

Педология обладала как достоинствами, так и недостатками. Исключительно ценной была ее попытка видеть детей в их развитии и изучать их в целом, комплексно. Это было безусловно шагом вперед от абстрактных схем психологии и педагогики прошлого. К тому же, как уже было сказано, она пыталась найти свое практическое применение в школе; создавался прообраз - пусть пока еще очень несовершенный - школьной психологичсской службы. Вместе с тем творческого синтеза разных наук, изучавших ребенка «по отдельности», педологи не сумели добиться - объединение оставалось во многом механическим. Педологи-практики нередко использовали недостаточно надежные диагностические методы, которые не могли дать точного представления о возможностях тестируемых детей.

Поток обвинений и клеветы после постановления ЦК обрушился на педологию. Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и факультеты, как, впрочем, и сама эта специальностъ.

Уничтожение педологии в эпоху сталинизма получило значительный резонанс и отозвалось тяжелыми осложнениями и торможением развития ряда смежных областей знания и, прежде всего, во всех отраслях психологии, в педагогике, психодиагностике и других сферах науки и практики. Обвинение в «протаскивании педологии» нависало над психологами, педагогами, врачами и другими специалистами, зачастую никогда не связанными с «лженаукой».

Кроме всего изложенного, в результате принятого в 1936 году реакционного постановления запрету подверглись все диагностические методы психологии. Была разгромлена и запрещена психотехника, прекращено развитие психологии труда и инженерной психологии. Психотехника - особая ветвь психологии, видевшая свою задачу в осуществлении практических целей психологическими средствами, в использовании на производстве законов человеческого поведения («субъективного фактора») для целесообразного воздействия на человека и регулирования его поведения. Был закрыт единственный в стране психологический журнал «Психотехника». Были свернуты все прикладные отрасли психологии. В теории психологии резко сократились исследования по психологии личности и поведения, прекратились исследования генетических предпосылок психики. Влияние социальной среды на формирование психических качеств личности также не изучалось. До сих пор остаются мало исследованными социальные стереотипы, установки и ценностные ориентации различных социальных, культурных и этнических групп. Совершенно не исследовались такие человеческие качества, как агрессивность, конформность, внутриличностная и межличностная конфликтность. Под запрет попала вся проблема половых психических различий. Ортодоксально оптимальной стала среднеполая, бесконфликтная, лишенная задатков и интеллектуальных особенностей модель усредненного «советского человека». Были разорваны связи с дореволюционной и мировой психологической наукой.

Но и на этом негативном фоне к концу 30-х годов в отечественной психологии интенсивно разрабатывались проблемы формирования навыков (Л.М. Шварц и др.), одаренности и индивидуально-типологических различий (Б.М. Теплов). Грузинские психиологи под руководством Д,Н. Узнадзе разрабатывают проблему установки, исследуют сложные формы неосознаваемой психической деятельности. В это время ведущими советскими психологами были созданы фундаментальные труды, не утратившие своего значения и в наши дни. Среди них отметим «Ум полководца» Б.М. Теплова; «Проблемы формирования характера», «Экспериментальная основа психологии установки» Д.Н. Узнадзе и др. Значительные исследования проводились в области педагогической и возрастной психологии (Запорожец, Менчинская, Кабанова-Меллер и др.), в области психофизики и психофизиологии (Соколов, Кравков, Ярбус и др.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных