Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Состояние и специфика развития современной отечественной психологии




 

Психология в России при всех потерях выстояла, вышла из анабиоза, даже в застойные годы она понемногу начала набирать скорость, используя ускорение, которое придало ей осуждение культа личности.

Так в 60-х годах началась «реабилитация» психологии. В 1964 году были открыты факультет психологии в Московском, Ленинградском и Тбилисском университетах (а затем в Ярославском). В Институте философии АН СССР создается сектор психологии, в 1971 г. - Институт психологии АН СССР, директором которого становится один из ведущих советских психологов Б.Ф. Ломов. В трудах сотрудников этих институтов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, В.Н. Мясищева, К.А. Абдульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, Е.В. Шороховой, А.В. Брушлинского, К.К. Платонова и др. решаются задачи разработки теоретико-методологических основ психологии и разрабатывается система методологических принципов психологии, определяется предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины. Проблемы психологии активно обсуждаются на страницах журналов «Вопросы психологии» (издается с 1955 г.), «Вестник МГУ», «Вопросы философии» и др. С 1980 г. выходит в свет «Психологический журнал».

С начала 60-х годов начали разрабатываться проблемы социальной психологии и ее прикладные отрасли. В это же время началась и концептуальная перестройка психологии, обусловленная достижениями в области кибернетики, теории информации и физиологии высшей нервной деятельности.

Павловское учение было развито П.К. Анохиным, разработавшим системно-функциональные нейрорегуляционные механизмы целостного поведения, активного взаимодействия высших животных и человека с внешней средой. Анохин показал, что в основе психической регуляции лежат системные нейрофизиологические процессы, модулирующие отражаемую поведенческую ситуацию. Моделируемый полезный результат поведения организует все нервные процессы в единую функциональную систему, действующую на основе обратной связи.

В 60 - 70 годах активизируются исследования в области теории сознания, актуализируется проблема взаимосвязи сознания и подсознания (Ф.Б. Басин). В 1979 году в Тбилиси был организован Международный симпозиум по проблеме бессознательного. К его открытию была подготовлена трехтомная монография «Бессознательное: проблемы, функции, методы исследования» (1978).

В 70 - 80 годах активизируются исследования в области социальной психологии (Г.М. Андреева, «Социальная психология», 1980) и прикладных отраслей психологии. Ведутся исследования по инженерной психологии (Ломов, Горбов и др.), психологии обучения (Давыдов) и воспитания (Эльконин, Лисина и др.), судебной психологии (Ратинов и др.). Начинает формироваться психологическая служба в сфере народного образования, производства, транспорта, здравоохранения, семьи и брака и т.д. Развивается философско-гуманистическое направление психологии (К.А. Абульханова-Славская - «Стратегия жизни», 1991). Научная психология становится неотъемлемым элементом культуры общества. Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и проблем психологии внесли:

- основы детской психологии - А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин;

- педагогическая психология - В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя;

- возрастная психология - В.С. Мухина;

- социальная психология - А.В. Петровский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева;

- военная психология - А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко, М.И. Дьяченко, А.Д. Глоточкин, А.М. Столяренко;

- инженерная психология - Б.Ф. Ломов, Б.Л. Пономаренко, А.А. Крылов;

- теория личности в психологии - Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов;

- психология способностей - Б.М. Теплов;

- психические состояния - Н.Д. Левитов и др.

 


* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

[1] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, С. 176.

[2] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, С. 416.

[3] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986, С. 210.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных