ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Состояние и специфика развития современной отечественной психологии
Психология в России при всех потерях выстояла, вышла из анабиоза, даже в застойные годы она понемногу начала набирать скорость, используя ускорение, которое придало ей осуждение культа личности. Так в 60-х годах началась «реабилитация» психологии. В 1964 году были открыты факультет психологии в Московском, Ленинградском и Тбилисском университетах (а затем в Ярославском). В Институте философии АН СССР создается сектор психологии, в 1971 г. - Институт психологии АН СССР, директором которого становится один из ведущих советских психологов Б.Ф. Ломов. В трудах сотрудников этих институтов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, В.Н. Мясищева, К.А. Абдульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, Е.В. Шороховой, А.В. Брушлинского, К.К. Платонова и др. решаются задачи разработки теоретико-методологических основ психологии и разрабатывается система методологических принципов психологии, определяется предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины. Проблемы психологии активно обсуждаются на страницах журналов «Вопросы психологии» (издается с 1955 г.), «Вестник МГУ», «Вопросы философии» и др. С 1980 г. выходит в свет «Психологический журнал». С начала 60-х годов начали разрабатываться проблемы социальной психологии и ее прикладные отрасли. В это же время началась и концептуальная перестройка психологии, обусловленная достижениями в области кибернетики, теории информации и физиологии высшей нервной деятельности. Павловское учение было развито П.К. Анохиным, разработавшим системно-функциональные нейрорегуляционные механизмы целостного поведения, активного взаимодействия высших животных и человека с внешней средой. Анохин показал, что в основе психической регуляции лежат системные нейрофизиологические процессы, модулирующие отражаемую поведенческую ситуацию. Моделируемый полезный результат поведения организует все нервные процессы в единую функциональную систему, действующую на основе обратной связи. В 60 - 70 годах активизируются исследования в области теории сознания, актуализируется проблема взаимосвязи сознания и подсознания (Ф.Б. Басин). В 1979 году в Тбилиси был организован Международный симпозиум по проблеме бессознательного. К его открытию была подготовлена трехтомная монография «Бессознательное: проблемы, функции, методы исследования» (1978). В 70 - 80 годах активизируются исследования в области социальной психологии (Г.М. Андреева, «Социальная психология», 1980) и прикладных отраслей психологии. Ведутся исследования по инженерной психологии (Ломов, Горбов и др.), психологии обучения (Давыдов) и воспитания (Эльконин, Лисина и др.), судебной психологии (Ратинов и др.). Начинает формироваться психологическая служба в сфере народного образования, производства, транспорта, здравоохранения, семьи и брака и т.д. Развивается философско-гуманистическое направление психологии (К.А. Абульханова-Славская - «Стратегия жизни», 1991). Научная психология становится неотъемлемым элементом культуры общества. Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и проблем психологии внесли: - основы детской психологии - А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин; - педагогическая психология - В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя; - возрастная психология - В.С. Мухина; - социальная психология - А.В. Петровский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева; - военная психология - А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко, М.И. Дьяченко, А.Д. Глоточкин, А.М. Столяренко; - инженерная психология - Б.Ф. Ломов, Б.Л. Пономаренко, А.А. Крылов; - теория личности в психологии - Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов; - психология способностей - Б.М. Теплов; - психические состояния - Н.Д. Левитов и др.
* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании. [1] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, С. 176. [2] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, С. 416. [3] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986, С. 210. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|