Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткий курс лекций по международному публичному праву 5 страница





Тема 13. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ
44. Юридический статус и правовой режим Арктики. «Секторная теория»
Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств, хотя и существует предложение интернационализации Арктики, пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как со гласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии.
К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и не разведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако вод ная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами межд. морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.
Что касается Российского сектора, то здесь есть не которые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. -на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское - это исторические моря заливно го типа и внутренние национальные морские пути Рос сии. Это основано на ряде причин. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на се вер. Во-вторых, русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617— 1620 гг.) и другие государства не возражали против это го. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами.
В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.
В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое межд. сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991 г.).

45. Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов. «Система Договора об Антарктике»
Антарктика - южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты.
Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. Существует так называемая «система До говора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет». Здесь общую правовую основу составляет МП, а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.
Таким образом, межд.-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Согласно этому Договору Антарктика является межд. территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также полностью де милитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие, в том числе и ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъядерной зоной. Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.
В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств. Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили и Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики межд. территорией.
В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают там никаких прав на такой суверенитет.
В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; межд.-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.
Договором создан специальный межд. механизм для координации деятельности государств в Антарктике -Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.

Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
46. Международное морское право. Понятие, принципы, источники
Международное морское право (ММП) - совокупность норм МП, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.
ММП является органической частью общего МП: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве межд. договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (межд. воздушное право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты МП при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов МП, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами ММП, но также с норма ми и принципами МП в целом, включая Устав ООН, в интересах поддержания межд. мира и безопасности, раз вития межд. сотрудничества и взаимопонимания.
Для ММП характерны следующие принципы:
принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного поле та над открытым морем;
принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;
принцип общего наследия человечества;
принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;
принцип охраны морской среды.
Кодификация ММП впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы МП, в частности межд. обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовали создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая установила в качестве общепризнанного 12-мильный предел территориального моря. Ранее предел территориального моря устанавливался от 3 до 12 миль. Новая конвенция закрепила право государств, не обладающих морским побережьем, на эксплуатацию экономической зоны в пределах 200 миль наравне с государствами, имеющими выход на побережье.
Помимо указанных конвенций, вопросы ММП отражены в:
Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;
Конвенции о межд. правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;
Межд. конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;
Конвенции о грузовой марке 1966 г.

47. Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
Внутренние воды - это: а) воды, расположенные в сторону берега от исходной линии для отсчета ширины территориальных вод; б) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения; в) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметка ми наибольшего отлива не превышает 24 морских миль; г) так называемые исторические заливы, например Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др.
Внутренние воды - это государственная территория прибрежного государства, находящаяся под его полным суверенитетом. Правовой режим таких вод устанавливается прибрежным государством с учетом норм МП; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Порядок захода иностранных судов определяется прибрежным государством (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов).
Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территориальным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
Согласно Конвенции 1982 г. «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий. Однако и сейчас около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.
Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.
Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.
Главным принципом в отношении открытого моря остается, принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов над морским пространством и т. д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря, своему суверенитету.

48. Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона
Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или пере хода в материковый склон. С межд.-правовой точки зрения под континентальным шельфом прибрежного государства понимается естественное продолжение сухо путной территории до внешней границы подводной ок раины материка или до 200 миль, если границы подвод ной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т. д.).
В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равногоотстояния и учета особых обстоятельств. Прибрежные государства обладают суверенны ми правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в* том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может это го делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.
Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа; разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.
Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.
Исключительная экономическая зона - район, прилегающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для которой МП установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне. Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

49. Правовой режим Международного района морского дна
Международный район морского дна - это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г. объявила «общим наследием человечества». При этом Район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях. В соответствии с данной Конвенцией должен быть создан Межд. орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Главными органами Межд. органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат. Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить конкретную политику по любому вопросу или проблеме деятельности Межд. органа. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина - по иным основаниям: от развивающихся стран, имеющих особые интересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы на суше, и т. д.
В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. Такое распределение доходов, получаемых от деятельности в межд. районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств.
Определяя правовое положение Межд. района, Конвенция устанавливает, что «ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть».
Добыча ресурсов в Районе будет осуществляться самим Межд. органом через свое предприятие, а также «в ассоциации с Межд. органом» государствами - участниками Конвенции, либо государственными предприятиями, либо физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств, если последние поручились за указанных лиц. Такая система разработки ресурсов района, в которой наряду с предприятием Межд. органа могут участвовать государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной.
Политика в отношении деятельности в районе должна проводиться Межд. органом таким образом, чтобы содействовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны всех государств независимо от их социально-экономических систем или географического положения и предотвращать монополизацию деятельности на морском дне.
Общее поведение государств и их деятельность в Межд. районе морского дна наряду с положениями Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами международного права в интересах поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию.

50. Международные проливы: понятие, право транзитного прохода
Международные проливы - это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над ними регулируются нормами МП. Конвенция 1982 г. не затрагивает проливы, режим которых определен специальными конвенциями. Так, например, режим Черноморских проливов оговорен в Конвенции Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут беспрепятственно проходить гражданские суда. Военные корабли перед проходом должны уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Важнейшими межд. каналами также являются Суэцкий канал (режим определен Константинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал (режим определен Договором между США и Панамой 1903 г.), Кильский канал (режим определен Версальским договором 1919 г.).
По правовому режиму выделяются следующие виды межд. проливов: а) проливы, которые соединяют одну часть открытого моря (экономические зоны) с другой частью и ширина которых не перекрывается территориальными водами прибрежных государств (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский и др.); б) проливы, используемые для межд. судоходства, но ширина которых перекрывается территориальными водами прибрежных государств.
В проливах первой группы проход иностранных судов, военных кораблей и пролет летательных аппаратов осуществляется за пределами территориальных вод на основе принципа свободы судоходства без какой-либо дискриминации в сочетании с уважением суверенитета, территориальной целостности и политической независимости прибрежных к проливам государств.
В проливах, перекрытых территориальными водами, действует режим мирного прохода, с тем отличием, что приостановление мирного прохода в проливах не допускается. Иностранные суда, военные корабли и летательные аппараты в таких проливах «пользуются правом транзитного прохода и пролета, которым не должно чиниться препятствий».
Согласно Конвенции 1982 г. под транзитным проходом понимается «осуществление исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив». Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом. Они также должны воздерживаться от любой деятельности, не свойственной их обычному непрерывному и быстрому проходу или пролету (не следует останавливаться, становиться на якорь, ложиться в дрейф и т. д.).
Государства, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся к рыболовству, к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др.


Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
51. Международное воздушное право. Понятие, принципы, источники
Международное воздушное право (МВП) - совокупность правовых принципов и норм, регулирующих межд. полеты и иные виды использования воздушного пространства,
В свеем развитии МВП прошло три этапа:
Первый (начало XX в. - начало Первой мировой войны) - появление разнообразного количества теорий и взглядов, обосновывающих правовое отношение государств к воздушному пространству и полетам в нем. В те годы была широко распространена «теория свободы воздуха»: государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство. Однако с 1911 г. государства начали применять теорию государственного суверенитета над воздушным пространством.
Второй (период между мировыми войнами). Для него характерны:
юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством;
превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие межд. воздушных отношений;
в 1919 г. была подписана Парижская конвенция о воздушных передвижениях: закрепила принцип суверенитета государств над воздушным пространством.
Третий (начался в период Второй мировой войны и длится до наших дней) - разработка унифицированных на межд. основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила и способствовать безопасности полетов. В 1944 г. Чикагская конвенция о гражданской авиации установила принципы МВП, учредила Межд. организацию гражданской авиации (ИКАО).
Кроме того, в систему источников МВП можно включить различные двусторонние и многосторонние межд. договоры.
В российской доктрине МП преобладающим является подход к оценке юридического статуса МВП, согласно которому он базируется на основных общепризнанных принципах МП, таких как территориальная целостность государств и нерушимость их границ, неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение межд. споров.
Но МВП содержит и специальные отраслевые принципы:
принцип государственного суверенитета над воздушным пространством;
принцип свободы полетов в межд. воздушном пространстве, в том числе над открытом морем;
принцип соблюдения безопасности межд. полетов (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971 г.).
В межд. воздушном праве насчитывают «пять свобод воздуха»:
1) право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;
2) право совершать на иностранной территории посадки, с некоммерческими целями (т. е. без права высаживать или брать на борт пассажиров, груз и почту);
3) право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз и почту, взятые на борту флага судна;
4) право увозить с иностранной территории пассажиров, груз и почту, следующих в страну флага судна;
5) право провозить на иностранную территорию пассажиров, груз и почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить ж с этой территории в любую третью страну.

52. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница условна. В МП нет четкого предела разграничения воздушного пространства с космическим.
Существует три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования.
1. Воздушное пространство над открытым морем - подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция по морскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов.
2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов.
3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.
Правовой режим воздушного пространства.отдельного государства - это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права на полеты. Согласно Конвенции о межд. гражданской авиации 1944 г. (Чикагской конвенции) «никакие регулярные межд. воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств» (ст. 6). Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом межд. соглашений, таких как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.
Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:
1) право регулярных полетов - основано на заключении двусторонних межправительственных договоров;
2) право нерегулярных полетов - основано на основе добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств-участников нерегулярных коммерческих воздушных судов.
В 50-х годах президентом Эйзенхауэром был предложен институт мер доверия как механизм по соблюдению принципа запрещения применения силы или угрозы силой в виде концепции «открытого неба» -инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД над территорией друг друга по взаимной договоренности. Он получил юридическое закрепление в Договоре по открытому небу 1992 г., участниками которого являются 24 государства - члена ОБСЕ, в том числе и РФ.

Тема 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
53. Международное космическое право. Понятие, принципы и источники
Днем рождения Международного космического права (МКП) можно считать дату вступления в силу Договора по космосу - 10 октября 1967 г., когда была окончательно признана применимость принципов МП к МКП. МКП - это система основных принципов МП, специальных принципов и норм, определяющих основы космического сотрудничества государств и правовой режим космического пространства, естественных и искусственных небесных тел, космонавтов.
Принципы МКП. На МКП распространяются общие принципы МП. Принцип г равноправия государств применительно к космической деятельности означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением. Исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов независимо от степени их экономического или научного развития. Космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с МП, при свободном доступе во все районы небесных тел.
Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в МКП означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе межд. мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.
Специализированные принципы МКП: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества.
Процесс нормообразования в МКП имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях МП.
Основная роль в процессе образования норм МКП принадлежит межд. договору. В Договоре по космосу 1967 г. нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы МКП. По мере развития космической науки и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и Конвенции о межд. ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и в др. Также к договорным источникам МКП относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для МКП принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.

54. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов
Космос представляет собой единство двух видов территории - космического пространства и естественных небесных тел. Космическое пространство означает обширную территорию, простирающуюся от внешней границы воздушного пространства до пределов лунной орбиты, (ближний космос), и за ее пределами (дальний космос). Большинство элементов межд.-правового режима космического пространства идентично для космоса и небесных тел. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», т. е. не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима.
Согласно нормам МКП космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами. Вместе с тем необходимо учитывать и различия в режимах космического пространства и небесных тел. Луна и другие небесные тела в отличие от космоса должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещаются создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.
По Соглашению о Луне 1979 г. Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Участники этого соглашения обязались установить межд. режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью.
Особое значение имеет часть космического пространства, известная как геостационарная орбита (ГСО). ГСО представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В результате этого феномена спутник постоянно находится в практически неподвижном состоянии относительно поверхности Земли, как бы зависая над определенной точкой. Это создает оптимальные условия для некоторых видов практического использования спутников (например, для осуществления непосредственного телевизионного вещания).
Договорного понятия «космический объект» пока не выработано. Существует лишь сложившаяся практика регистрации искусственных космических объектов по соответствующей Конвенции о регистрации. Согласно ей термин «космический объект» включает его составные части, а также средства его доставки и их составные части. Необходимо четко устанавливать временной аспект, т. е. момент, с которого искусственный объект становится космическим. Это момент запуска, при этом даже с момента неудачного запуска объект считается космическим. Также объект считается космическим и после возвращения на землю как запланированного, так и аварийного.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных