Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль внутреннего монолога в романах Стендаля.




Стендаль строит сюжет на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет здесь не интрига, а действие внутреннее, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда особая значимость внутренних монологов, включающих читателя в ход мыслей и чувств героев. «Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику «Красного и черного» как образца социально-психологического романа в мировой реалистической литературе XIX в.

Стендаль открыл нечто новое в литературе – анализ внутренней жизни человека, диалектику чувств. Одним из важнейших художественных приемов в его творчестве является драматизация. Это стремление показать читателю предмет таким, какой он есть, не скрывая ни своего мнения, ни своего понимания персонажей. Стендаль предоставляет своим героям разговаривать самостоятельно – большая часть текста представлена диалогами.

Стендаль показывает героя с 3 сторон:

- стороннего наблюдателя;

- человека, знающего их;

- перед самим собой.

У Стендаля складывается целая система приемов психологического анализа. Главный прием, используемый для анализа, - внутренний монолог. Впервые в тексте романа «Красное и черное» внутренняя реплика аббата Шелана о своей судьбе: "Я - старик, и меня любят здесь, они не посмеют". Главные внутренние монологи – Жюльена Сореля: «Это будет трусость с моей стороны, если я не совершу того, что может принести мне пользу и сбить немножко презрительное высокомерие, с каким, должно быть, относится эта прекрасная дама к бедному мастеровому, только что оставившему пилу». Впервые изображено нечто, похожее на внутреннюю жизнь человека: первичен внутренний монолог, затем – мысль, признание. Внутренний монолог у Стендаля – путь в душевную жизнь. Появляется внешний раздражитель – мысль двоится – затем снова собирается и оформляется в законченную. (Хотя это и не так приближено к реальности, как постмодернистский поток сознания). Еще внутренние монологи есть у аббата Пирара (впечатления о Сореле): «Престранный человек этот Шелан! - подумал аббат Пирар. - Уж не для того ли он дал ему эту книгу, чтобы внушить ему, что ее не следует принимать всерьез?», у Матильды, у маркиза де Ла-Моля.

Техника внутреннего монолога – упрощенная и наиболее употребительная техника в литературе XIX века. Помимо внутреннего монолога, для передачи внутреннего мира Стендаль использует несобственно-прямую речь (особенно в изображении внутреннего мира госпожи де Реналь): «Как! Так вот он каков, этот гувернер! А она-то представляла себе грязного неряху-попа, который будет орать на ее детей и сечь их розгами».

Внутренние монологи, прежде всего, показывают интеллектуальное сознание, ход мысли героев. По отношению к разным героям Стендаль использует разные способы проникновения во внутренний мир.

Сорель сам формулирует свои мысли. Он не рупор автора, а наделен мыслью и понимание самого себя и долга перед собой: «Я сказал ей, что приду к ней в два часа, - рассуждал он сам с собой, поднимаясь с постели, - я могу быть невеждой и грубияном, как оно, конечно, и полагается крестьянскому сыну, - г-жа Дервиль совершенно ясно дала мне это понять, - но я по крайней мере докажу, что я не ничтожество».

Госпожа де Реналь – психология развития страсти. Мы видим, как она приукрашивает объект любви. Внутренняя реплика – только один раз, когда она осознает свое чувство: «Неужели я люблю Жюльена? - спросила она, наконец, самое себя». Чувство пришло к ней неожиданно, это искусно анализирует Стендаль. Ее психологическое состояние часто отражается физически – заболевает от ревности.

С внутренним монологом связаны и другие художественные особенности произведения:

1). Стремление Стендаля всякий раз выяснять причины поведения своих героев. Так, если понятно, почему де Реналь полюбила Сореля (никогда не знала настоящей любви, первый человек, сумевший ее оценить и понять), то любовь Матильды можно объяснить лишь извращенным тщеславием, что она и объясняетв своих внутренних монологах: «Все должно быть необычно в судьбе такой девушки, как я!»

2). Изображение мира глазами своих героев.

3). чтобы показать характер героя. Например, частая реплика Сореля «К оружию!»

12. Изображение битвы при Ватерлоо в романе Стендаля "Пармский монастырь": основные приемы повествования.

Основная тема произведения – изображение великой любви, истинной страсти. Но на первом месте в «Пармском монастыре» оказывается не изображение страстей, а погруженность личности в современную жизнь. Что отличает этот роман?

  • Он создан с помощью импровизаций. Стендаль был писателем спонтанным, легко импровизировал: «Почту за правило никогда не исправлять моих ошибок – в них сказывается моя личность». Весь роман продиктован за 53 дня. Диктуя одну главу, он не знал, что будет происходить в следующей.
  • Для романа о современности Стендаль использовал итальянские хроники позднего Возрождения – скандальные похождения Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), а также рассказы о Борджиа, «Новеллы» Банделло, эпизоды из «Исповеди» Руссо, книги революционера Пелико – количество источников не поддается исчислению.
  • Средневековый скабрезный сюжет о любви тетки к племяннику превратился в роман о современности.

 

Главная мысль, которую старался выразить Стендаль: характер человека непосредственно связан с окружающей действительностью, с историческими событиями и социальным окружением. Использована определенная концепция человека – крайне импульсивного, страстного, авантюриста, что особенно проявляется в поведении главного героя – Фабрицио дель Донго – на поле битвы при Ватерлоо.

 

Стендаль относился к битве при Ватерлоо противоречиво, как и к Наполеону, который прошел путь от революции к диктаторству. С одной стороны, это падение тирана, с другой – это и падение республики. В судьбе героев его поражение сыграло определенную роль: Джина меняет свои политические воззрения, а Фабрицио за то, что он был в армии Наполеона, сажают в тюрьму. Стендаль показывает, как властно вторгается в судьбу героя государство: революция – свобода, с другой стороны – пармское государство, контрреволюция.

Изображение битвы при Ватерлоо – все черты реализма, так как Стендаль стремится показать войну такой, какая она есть – чудовищным бедствием, все поле сражения можно охватить этой сценой. Не случайно Толстой для изображения сцен сражений опирался именно на битву при Ватерлоо в «Пармском монастыре».

 

Основные установки Стендаля:

 

А). Единство многообразия. В битве при Ватерлоо участвует множество персонажей, повествование развивается скачками, нет логики: «Вдруг густая толпа, двигавшаяся по большой дороге, сначала ускорила шаг, потом ринулась влево, через узкую придорожную канаву, и опрометью помчалась по полю. "Казаки! Казаки"! - кричали со всех сторон». Это «вдруг» встречается постоянно, поскольку происходящее каждую секунду меняется, и внимание героя (постоянно используется взгляд глазами героя) переключается на следующую сцену. Стендаль отвергает понятие единства и целостности, введенное Аристотелем в «Поэтике», так как целостность не подходит для жизни. Возможна лишь некоторая завершенность.

Б). Телеология - ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?» без анализа причинно-следственной связи явлений. То есть в течение текста возможна импровизация, но финал известен. Установка Стендаля разрушала прежнюю целостность произведения.

 

Важно в изображении битвы при Ватерлоо и в романе:

- огромная роль случая (Например, Фабрицио попал в 6-й легкий полк просто потому, что его привела маркитантка, в ходе сражения он увидел Наполеона и маршала Нея, но не мог их разглядеть – одного из-за алкогольного опьянения, другого – из-за порохового дыма, на поле сражения он встретил бывшего возлюбленного своей матери и т.п.)

- время изображается скачкообразно;

- опора на точные исторические факты, но и искажение их, если это необходимо для повествования. Например: «Около пяти часов утра он услышал канонаду: завязалось сражение при Ватерлоо. Исторически Сражение при Ватерлоо происходило 18 июня 1815 года. В романе артиллерийская подготовка боя начинается в 5 ч. утра, в действительности она началась - в 11 ч. 30 м. утра. Наполеон выжидал, когда земля просохнет после ливня.

 

Приемы повествования:

  1. Повествование ведется от третьего лица, но мир показан глазами наивного, неопытного человека, который отмечает то, что уже не замечают другие. Это излюбленный прием в литературе XIX века, позволяет более «лично» изображать действительность. Например – о британской армии: « Сначала Фабрицио не понимал, но, наконец, заметил, что действительно почти на всех мертвецах красные мундиры. И вдруг он вздрогнул от ужаса, заметив, что многие из этих несчастных "красных мундиров" еще живы; они кричали - очевидно, звали на помощь, но никто не останавливался, чтобы помочь им. Наш герой, жалостливый по натуре, изо всех сил старался, чтобы его лошадь не наступила копытом на кого-нибудь из этих людей в красных мундирах ». Благодаря впечатлениям Фабрицио удается передать общий тон сражения (страдания, кровь, смерть).
  2. Тема поражения Великой армии угадывается в подтексте. Фабрицио некоторое время путешествует в свите маршала Нея.
  3. Стендаль осознает, что война – это не благородство и подъем души, а ужасное дело. И это ему удается передать с помощью деталей, грубой правды войны: «Фабрицио застыл от ужаса. Больше всего его поразили босые грязные ноги трупа, с которых уже стащили башмаки, да и все с него сняли, оставив только рваные штаны, перепачканные кровью».
  4. Точность употребляемых слов: «Фабрицио, не заставив просить себя дважды, сорвал ветку тополя, ободрал с нее листья и принялся изо всех силы нахлестывать свою клячу. Она понеслась вскачь, но через минуту опять затрусила рысцой. Маркитантка пустила свою лошадь галопом».
  5. Точные номера полков: четвертый, шестой пехотный.
  6. Лейтмотивы: - взрывы пушек («Грохот пушек усилился и как будто приблизился. Выстрелы гремели без всякого промежутка, звуки их сливались в непрерывную басовую ноту, и на фоне этого непрестанного протяжного гула, напоминавшего отдаленный шум водопада, очень явственно выделялась ружейная перестрелка»); - трупы (глазами Фабрицио). Другие лейтмотивы: обман, насилие (свои же у Фабрицио отняли лошадь), абсурд (из кавалериста за пять минут сделался пехотинцем), деньги (ценность любого предмета на войне растет). Утрата иллюзий Фабрицио.

Динамичность, переменчивость повествования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных