ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этические принципы социально-педагогической работы.Выход на профессиональный уровень постановки социальной педагогической работы в стране обусловливает избрание этой профессии людьми, обладающими особыми личностными качествами. Основанная на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания различного рода социальной помощи человеку деятельность социального педагога, социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные качества этого специалиста – эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность, тактичность. Человек, избравший эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой. Он обязан уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав человека на достойную жизнь, иметь твердые нравственные принципы. Профессиональные стандарты, требования к социальному педагогу, социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, базирующемся на фундаментальных общечеловеческих ценностях, увеличении достоинства и уникальности каждой личности, ее прав и возможностей. В соответствии с кодексом социальный педагог (социальный работник) рассматривается как работник социальной педагогической службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества их жизни. Кодексом выделены следующие основные позиции: не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность своей личности; уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта; быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь разговорить клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт; быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы; обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи; уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия; не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения; соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия; всегда действовать исключительно в интересах клиента; уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики; вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся в ходе профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя обязанности; полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных; не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом; принимать плату за услуги только на законных основаниях; не принимать ценных подарков за выполненную работу; стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы; основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях; защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии; уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность и справедливость; предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег; всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения; содействовать развитию благосостояния общества посредством: а) расширения личностных возможностей людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями; б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения; в) создания условий для поддержки уважительного отношения к различиям культур, составляющих общество; г) инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости. Работа социального педагога — это не только и не столько профессия, но и потребность души, особое призвание, требующее определенных личностных качеств. Он добровольно принимает моральную ответственность за улучшение качества жизни ребенка, имеющего те или иные проблемы в социальном развитии. Обязательные личностные качества этого специалиста — гуманность, эмпатийность, деликатность и тактичность, социальная зрелость, терпимость к иным взглядам, нравам, привычкам. Социальный педагог должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью, коммуникативными и организаторскими способностями, высокой нравственной и общей культурой, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав ребенка на достойную жизнь. (В.Г. Бочарова). Профессиональный уровень социально-педагогической деятельности заявляет особые требования к людям, ее избравшим, так как она базируется на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи ребенку. В июле 1994 г. в г. Коломбо (Шри-Ланка) состоялся съезд Международной федерации социальных работников, который принял документ "Этика социальной работы: принципы и стандарты". Представители разных стран, входящих в эту организацию, с различными религиозными и политическими взглядами, культурными традициями, провозгласили единые этические принципы и стандарты социальной работы. Руководствуясь положениями данного международного документа, был разработан этический кодекс социального педагога. (Кодекс от лат. codex — совокупность правил, норм, убеждений.) Социальный педагог должен: 1. Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности. 2. Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта. 3. Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих. 4. Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи. 5. Уметь быть не формальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога. 6. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему. 7. Соблюдать нравственные нормы поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия. 8. Вести работу только в рамках своей компетентности, вести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам. 9. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком. 10. Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость. Своеобразие функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, высокой образованности и компетентности. Этим во многом объясняется; сложность применения единого подхода к оценке эффективности профессиональной деятельности социальных педагогов.
Основные принципы деятельности социального педагога: – Принцип взаимодействия, заключающийся в постоянном сотрудничестве социального педагога детьми, родителями, с другими работниками учреждения, налаживании связей со всеми социальными институтами. – Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношение к личности, уважении прав и свобод учащихся и педагогов, оказании содействия в саморазвитии личности, поощрение её творческой реализации. – Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие другого человека таким, каков он есть, поиск в каждой личности положительных качеств, оптимизм и веру в возможности и способности личности. – Принцип конфиденциальности, предусматривающий сохранение профессиональной тайны в вопросах профессиональных отношений между социальным педагогом и другими людьми. Таким образом, готовность социальных педагогов к выполнению профессиональной деятельности целесообразно рассматривать в трех уровнях: личностная готовность (мотивационная, нравственно-психологическая), теоретическая и технологическая (операционно-деятельностная) готовность (В.А. Сластенин, И.К. Шалаев).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|