Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальный педагог по работе с детьми и молодежью.




Социально-экономические и общественно-политические процессы, проходившие в России с начала 1990-х гг., привели к серьезным изменениям в общественных институтах воспитания. Атмосфера этих перемен сказалась и на общественных детском и молодежном движениях. Параллельно с ломкой и обновлением традиционных структур появилось много различных организаций детей и молодежи. Выросло количество религиозных, экологических, патриотических, спортивных и других детских ассоциации

происходит их организационное самоопределение, формируется самосознание. Россия идет по пути реализации Конвенции о правах ребенка, принятой ООН 20 ноября 1989 г. Этот документ закрепил права детей на свободу слова, получение информации, выражение собственного мнения, выбор религии, а также свободу ассоциаций и мирных собраний.

К настоящему времени сформировалась современная концепция детского движения в России. Детские объединения рассматриваются как часть общего социального движения, как важнейший институт социализации подрастающего поколения. Это добровольные объединения, построенные на принципах самодеятельности и общих интересов. Детское и молодежное движение содействует естественному стремлению детей к самореализации на основе многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных запросов членов организаций, защиту их прав и потребностей, а также на социальное становление подрастающего поколения. Такой подход к формированию современной концепции строится на главных функциях детских и молодежных объединений: участии в решении общественных дел, непосредственном удовлетворении индивидуальных, личностных духовных запросов; защите данной организацией интересов и потребностей личности ребенка.

При этом функции раскрывают и развивают цель, определенную самими участниками объединения — взрослыми и детьми. Так, например, цель детской организации сегодня должна отвечать не только запросам общества, но и интересам растущей личности. Именно поэтому в современных условиях деятельное детской организации определяется, с одной стороны, целью, которую ставят перед собой дети — члены организации, с другой воспитательной целью взрослых, создавших эту организацию для детей. Основная составляющая цели детских объединений — формирование у них готовности к цивилизованным экономическим отношениям на основе демократической культуры и к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

Задача взрослых — создать в детской организации такие условия, которые позволили бы более успешно осуществлять социализацию личности ребенка. Действуя в рамках детских организаций, представляющих естественным образом сложившийся институт становления полноценного гражданина, ребенок осваивает навыки, которые он не может получить и реализовать в таких традиционных институтах социализации, как семья, образовательные учреждения.

Социальный педагог, работающий с детскими объединениями, должен хорошо представлять себе их возможности в процессе социализации подростка в условиях данных общественных образований.

Под социализацией личности ребенка в условиях детского общественного объединения понимают такое его развитие, в ходе которогоон усваивает культурно-исторический и социальный опыт,включая нормы социальных отношений, коммуникативные умения,умения оценивать собственную и совместную деятельность.

Социальному педагогу важно знать, что необходимым и достаточным для эффективного функционирования системы социализации личности подростка в детском общественном объединении является комплекс педагогических условий: разработка и реализация программы социализации личности подростка на основе системно-деятельностного подхода; организация взаимодействия взрослых и подростков (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого); психолого-педагогическое диагностическое обеспечение процесса социализации и др.

Детские общественные объединения — один из важнейших институтов социализации подрастающего поколения. Специфика деятельности детских объединений связана прежде всего с процессом усвоения социальных норм. В Федеральном законе ≪О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений≫ (1995) отмечено, что детские объединения создаются в целях социального становления, развития и самореализации детей в общественной жизни.

Молодежь составляет 30 % населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. В социологии понятие ≪молодежь≫ в широком смысле слова определяется как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком значении молодежь — это социально демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13—|14 до 29 — 30 лет. Однако молодость не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности учащихся, военнослужащих, работающих и т.д.

Науку интересуют психологические и педагогические аспекты развития молодежи, демографические изменения в этой социальной группе. К началу XXI в. в молодежной сфере произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22 % от всего населения страны.

Изменение численности населения обусловлено, главным образом, постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертности среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.

Немало проблем связано со здоровьем молодых, резко снизилось его качество. Возросло число заболеваний, прежде несвойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и СПИДа. Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжа оставаться кризисное состояние общества и его последствия некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существу проблема трудоустройства выпускников, получивших профессинальное образование. В результате многие из них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних пяти лет составляет 30 % и выше.

Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжает расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т.д.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д. Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходима целевая помощь молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.

Социальная работа с молодежью осуществляется в системе учреждений социального обслуживания. Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991 —1992 гг., и действует строго на конкурсной основе. Эта работа опирается на соответствующее положение, утвержденное 23 октября 2002 г. Минобразованием России. Учреждения социального обслуживания молодежи разрабатывают и внедряют инновационные формы и направления работы, участвуют в подготовке и проведении семинаров и конференций на территории федерального округа, распространяют положительный опыт своей деятельности.

Положение определяет порядок проведения подобных смотров, критерии оценки конкурсных материалов, права и обязанности учреждений социального обслуживания со специальным статусом, порядок их финансирования. Развитие системы социальных служб для молодежи признано приоритетным направлением государственной молодежной политики. Инфраструктура социальных служб активизировалась поел принятия Федерального закона ≪Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации≫ (1995), в котором социальное обслуживание определяется как деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К учреждениям социального обслуживания организаций по делам молодежи с полным основанием можно отнести комплексный центр социального обслуживания молодежи; социально-психологический центр по оказанию медико-психологической помощи молодежи, переживающие кризисные состояния и находящие в конфликтных ситуациях; центр профилактики и предупреждния девиантного и суицидального поведения у данной категории молодежи; социальную службу для молодежи; социальный цен молодежи; центр социальной поддержки молодежи; центр экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи молодежи по телефону; молодежный центр планирования семьи, центр правовой помощи молодежи; центр информации молодежи, предназначенный для оказания информационных и методческих услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, раличным группам молодежи; подростково-молодежный клуб; комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи; клуб детей, подростков и молодежи; центр по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежный центр; оздоровительно-образовательное учреждение; молодежную биржу труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи; молодежный бизнез-инкубатор; центр молодежного предпринимательства; агентства сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи центр гражданского и патриотического воспитания молодежи, центр развития физической культуры детей и молодежи и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.

30 сентября 2002 г. Минобразования России направило руководителя комитетов по делам молодежи субъектов РФ инструктивное письмо ≪О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи≫ и методические рекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи. В них обозначены основные направления деятельности учреждений социальной защиты, их цели, задачи и функции. В частности, главной обязанностью таких учреждение является участие в реализации мер, связанных с проведением государственной молодежной политики; обеспечение социального обслуживания молодежи, оказания социальных услуг молодым гражданам различных возрастных групп; развитие социальных служб для молодежи и др.

В соответствии с целями и задачами учреждений социального обслуживания молодежи основными направлениями их деятельности должна стать воспитательно-профилактическая, реабилитационная, оздоровительная и досуговая, информационно-консультативная работа, а также содействие занятости и социальная поддержка. К основным видам деятельности учреждений социального обслуживания относят социально-профилактическую; социально-реабилитационную; производственно-трудовую; социально-бытовую; спортивно-бытовую; спортивно-оздоровительную; культурно-массовую; информационную, консультативную и иные виды деятельности. Государственная молодежная политика России строится на основе крупных целевых программ. В конце 1994 г. была принята федеральная программа ≪Молодежь России≫, одобренная Президентом Российской Федерации и утвержденная постановлением Правительства РФ. С учетом важности этого направления социальной работы 15 мая 1996 г. программе ≪Молодежь России≫ был присвоен статус президентской. Она была рассчитана на 1994— 1997 гг. и ставила своей целью формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развитие молодежных объединений, движений и инициатив.

Программа предполагала повышение эффективности социальной работы с молодежью путем решения ряда таких задач, как: обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности; создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов; содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи; внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.

Программа ≪Молодежь России≫ была усовершенствована и продлена на новый срок. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. ≪О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 —2000 годы≫ и в целях дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики была

утверждена новая федеральная целевая программа ≪Молодежь России (1998 —2000 годы)≫. Цель ее оставалась практически прежней, однако в содержание и формы ее реализации были внесены некоторые изменения.

Основными задачами программы становились следующие: формирование законодательно-нормативной базы и совершенствование системы финансирования поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством; формировании системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, дальнейшее развитие социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе и международного; поддержка и развитие различных форм технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений; формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннее развитие личности.

Кроме того, большое внимание в программе уделялось организации воспитательной работы с молодежью, гражданскому становлению и духовно-нравственному воспитанию юношества, созданию военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений, клубов юных десантников, пограничников, моряков, летчиков. Была создана система проведения фестиваля патриотической песни, организована деятельность поисковых отрядов и т.д.

Не менее важное место среди программных мероприятий занимают социально-экономические проблемы молодежи. Федеральная целевая программа ≪Молодежь России≫ способствует более предметной координации деятельности ведомств по обеспечении занятости молодежи, поддержке молодежного предпринимательства, решению жилищной проблемы.

Государство направляет усилия на создание условий для реализации творческого потенциала талантливой молодежи. С этой целью создаются образовательные и исследовательские программы развития научно-технического творчества. Наибольшей по

лярностью и признанием пользуются программы ≪Юность. Наука. Культура≫, ≪Уроки космоса≫, ≪Шаг в будущее≫. Успешно действуют и отдельные программы, поддерживающиеся в форме презедентских и правительственных стипендий для особо одаренных студентов, аспирантов, молодых ученых.

В последние годы заметно активизировались летние оздоровительные компании. Медленно, но все же увеличивается число стационарных лагерей для детей и подростков. Реализация педпрограммы ≪Развитие художественного творчества молодежи≫ помогла возродить одну из самых доступных и популярных форм досуга подростков и молодежи.

В области физической культуры и спорта приоритетным становится создание системы поддержки массового спорта и формирования здорового образа жизни юношей и девушек. Не осталось без внимания федеральной программы ≪Молодежь России≫ и информационное обеспечение. Созданы и функционируют информационные центры в большинстве регионов России, в печатных и электронных СМИ регулярно выпускают молодежные приложения, публикуются пресс-релизы, проводятся пресс-конференции. Совместно с Российской государственной юношеской библиотекой, а также с юношескими библиотеками в субъектах Российской Федерации создается единая Всероссийская информационно-справочная служба ≪Молодежь России≫. Изданы информационно-библиографические сборники ≪Средства массовой информации и молодежь≫, ≪Молодежь России в исследованиях ученых≫, ≪Экология и молодежь≫, ≪Проблемы молодежи, детей и семьи в диссертационных исследованиях (гуманитарно-социальный аспект)≫.

Несмотря на имеющиеся трудности в реализации федеральной целевой программы ≪Молодежь России≫, развитие программных методов работы в этом направлении оправдывает себя. Именно поэтому Правительство РФ 27 декабря 2000 г. утвердило новый этап программы, рассчитанный уже на 2001—005 гг. Как и в прежней программе, основной ее целью является создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, ее духовно-нравственное воспитание.

В результате осуществления молодежной программы предполагается снижение темпов неблагоприятной динамики развития демографической ситуации в стране. Вслед за этим предполагается повышение уровня гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи; улучшение физического здоровья молодого поколения; повышение уровня доходов молодежи и молодых семей; улучшение социально-бытовых и жилищных условий; снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований рынка трудовых ресурсов; увеличение числа учреждений по работе с молодежью; повышение деловой и социальной

активности молодежи. Значительная роль в реализации этих планов принадлежит социальному педагогу—специалисту по работе с молодежью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных