ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взаимодействие социального педагога с различными субъектами социально-педагогической деятельности.В основе деятельности социального педагога лежит выполнение функциональных обязанностей, которые определяются спецификой жизнедеятельности образовательного учреждения. Должность социального педагога введена в штатное расписание. Стратегия сотрудничества социального педагога с другими специалистами образовательного учреждения и вне его определяется прежде всего спецификой учреждения, особенностями социума и характером проблем детей. Социальный педагог (социально-педагогическая служба) должен владеть искусством управления социально-педагогическим взаимодействием, умением определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем, которые можно решить в совместной деятельности специалистов. Социально-педагогическое взаимодействие — это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Социально-педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон. В.Д. Семенов писал, что наука о воспитательных явлениях выстраивается на научном принципе взаимодействия, что "ядром" теоретической концепции социальной педагогики является социально-педагогическое взаимодействие сторон. Исследуя взаимодействие в педагогике как "научный принцип", В.Д. Семенов предложил свою классификацию сторон, включенных в педагогическое взаимодействие: - взаимодействие воспитателя и воспитанника; процесс, создающий виды деятельности (познание, игру, труд, обучение); - процесс, в котором, с одной стороны, развивается и формируется личность воспитанника, с другой — совершенствуется личность воспитателя (при руководящей роли воспитателя); - сложнейший "организм", состоящий из многих "блоков", самые крупные из которых: дидактический, воспитательный, социально-педагогический. Основу взаимодействия в социальной педагогике, по мнению А.В. Мудрика, составляет личностный подход, который является базовой ценностной ориентацией педагога, определяющей как ведущую его ориентацию на развитие личности воспитанника, а также стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Рассматривая социально-педагогическое взаимодействие как сложную полифункциональную и регулируемую систему, в его структуре можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: а) специфика отношений участников педагогического взаимодействия; б) стиль их общения; в) особенности построения совместной деятельности; г) направленность взаимодействия. Социально-педагогическое взаимодействие рассматривается как индивидуальный подход, который позволяет рассматривать социально-педагогический процесс с целью решения социально-педагогических проблем у ребенка, он направлен на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Социально-педагогический процесс реализует цели образования в условиях социально-педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему социально-педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников. Социально-педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов: дидактических, воспитательных и социальных, присутствует во всех видах деятельности — познавательной, трудовой, творческой. В основе социально-педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность. Усиление акцента на использовании воспитательных возможностей внешкольной среды в современных условиях чрезвычайно важно. Необходимо искать новые формы и методы работы с детьми по месту жительства. В связи с этим возникают и новые функции по воспитанию в микрорайоне. Это и изучение особенностей микрорайона и семьи, разработка единого плана воспитательной работы в микрорайоне, поиск новых методов работы классных руководителей и учителей-предметников в содружестве с социальными педагогами. Успех воспитательной работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей. Основное внимание сегодня школа призвана уделять той среде, где дети и подростки проводят большую часть свободного времени. Задача же социального педагога и учителя заключается в том, чтобы педагогизировать эту среду, способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и самоутверждения личности. Для эффективной работы необходимо выстроить как внутреннюю схему взаимодействия, так и внешнюю. Одним из организационных подразделений школы является коллектив, который возглавляет социальный педагог. Успешное взаимодействие социального педагога и учащихся, их родителей, специалистов, заинтересованных в процессе воспитания и развития личности ребенка, создает условия для реализации образовательных целей, направленных на развитие и саморазвитие личности школьника. Поэтому социальный педагог сегодня является еще и организатором деятельности заинтересованных взрослых и специалистов в оказании помощи ребенку в его развитии с целью: - сохранения и укрепления здоровья воспитанников: только здоровый человек способен и готов к активной творческой деятельности, решению всех психологических проблем, возникающих в жизни; - создания благоприятного нравственно-психологического климата, позитивных межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена; - успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников; - оказания помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания; - психолого-педагогического просвещения воспитанников, обучения их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучения приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни; - воспитания (развития) чувств, привития оптимистического мировосприятия, обучения радостному проживанию жизни, каждой ее минуты. Функция менеджера реализуется через внутриорганизационною деятельность и организацию деятельности во внешней среде. Внутриорганизационная деятельность социального педагога включает в себя: - проведение изучения межличностных взаимоотношений в коллективе, выявление лидеров, "изгоев", референтных микрогрупп учащихся, проблем взаимоотношений мальчиков и девочек, отношения к "отличникам" и "двоечникам", к моде, внешнему виду подростков; - проведение анализа результатов развития ученического коллектива, организационной культуры школьников, изменений во взаимоотношениях ребят, построение путей дальнейшего развития организационных способностей, корпоративной (коллективной) культуры учащихся; - управление детским коллективом по выполнению плановых заданий, уставных требований школы: распорядка, правил, дисциплины, участия в обязательных мероприятиях школы (самообслуживании, трудовых акциях, дежурствах по школе), общешкольных мероприятиях, имеющих государственную, гражданскую, культурную значимость; координацию организационной деятельности коллектива, развитие ученического самоуправления, коллегиальных методов управления, помощь в подборе и расстановке кадров, обучение организационным умениям учащихся, поощрение за выполненную работу, создание условий для приобретения самостоятельного опыта организации и управления, развитие организационной культуры школьников. Коллектив школы, находится в постоянном взаимодействие с непосредственной внешней средой: другими коллективами школ, родителями, внешкольными организациями дополнительного образования, социальными учреждениями, окружающей социальной средой, а также обществом в целом. Общество в целом непосредственно не связано с коллективом, однако оказывает влияние на развитие мировоззрения школьников, их взаимоотношения, ценностные ориентации, приоритеты в сфере интересов ребят. Контакты с непосредственным внешним окружением связаны с решением сложнейших задач, прежде всего адаптацией коллектива к внешнему окружению, установлением широких связей с другими, внешкольными организациями и объединениями, уходом от " закукливания" и в тоже время сохранением эмоциональной, душевной и деловой целостности коллектива. В связи с этим социальному педагогу необходимо: - развивать у школьников коммуникативные способности, способность к толерантности, готовность к изменениям; - способствовать развитию направлений по связи с другими коллективами, общешкольным самоуправлением, внешкольными организациями и объединениями, со взрослыми (родителями, учителями, администрацией, специалистами сферы дополнительного образования и т. д.); - обеспечивать школьников своевременной информацией и советами о внешнем окружении, способах взаимодействия с ним; воспитывать у учащихся аналитическое отношение к инструкциям, приказам, распоряжениям, принятым руководством школы, школьным ученическим самоуправлением; критическое отношение к форматизированным, стандартизированным задачам, сопротивлению к изменениям, командному типу руководства и контроля. Социальный педагог как организатор обеспечивает выполнение коллективом учащихся целей и задач своей организации, направленных на создание условий для развития и саморазвития индивидуальности каждого школьника и способности к взаимодействию (сотрудничеству, сотворчеству и управлению) в коллективе на основе гуманистических ценностей. В связи с этим он осуществляет следующие виды деятельности: - мотивирует учащихся к развитию ученического коллектива как средства развития каждого путем организации взаимодействия на основе позитивных интересов школьников; - проектирует и развивает взаимодействие между членами ученического коллектива; - разрабатывает стратегию развития коллектива, координирует усилия учащихся в определении ближайших целей и содержания деятельности коллектива; - способствует развитию ученического самоуправления как средства развития организационных способностей школьников; - является основным информационным источником в связи коллектива с внешним окружением; - несет ответственность перед администрацией школы и родителями за результаты своей деятельности; - организует дело, опираясь на следующие стадии: планирование, организация, проведение, анализ, построение перспектив; - является гарантом обеспечения правовой защиты и социально-педагогической поддержки ребенка в развитии и решении личностных проблем школьников как внутри коллектива, так и во внешней среде; осуществляет связь с внешней средой по следующим направлениям: "Здоровье" — со школьными медиками, родителями, врачами во время диспансеризации, специалистами дополнительного образования в сфере спорта, туризма (организация консультаций, классных часов, встреч, практикумов по релаксации, самомассажу, рациональному питанию, диагностики); "Общение" — с психологом, родителями, школьным ученическим самоуправлением (тренинги общения, организация коллективных дел, организация работы ученического самоуправления и т. д.); "Учение" — с учителями-предметниками, родителями, заместителем директора по УВР по вопросам развития интеллектуальных способностей учащихся, ученическим Научным обществом и его руководителем (организация индивидуальных консультаций, факультативов, участие в интеллектуальных играх и олимпиадах, научно-исследовательской работе); "Досуг" — заместителем директора по BP, специалистами сферы дополнительного образования, ученическим самоуправлением школы, родителями, представителями досуговых организаций (театров, музеев, экскурсионных и туристических фирм и т. п.) — организация коллективной творческой деятельности, экскурсий, подбор досуговых кружков и секций и т. д.; "Образ жизни" — с представителями профориентационных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений, родителями (организация встреч, бесед, экскурсий). Для осуществления менеджерской функции социальному педагогу необходимо: - обладать организационной культурой, т.е. умением организовать дело, привлечь других для его осуществления, путем использования метода включенного интереса учащегося как автора (собственника идеи осуществляемого дела) и как его исполнителя, - планировать и анализировать, корректировать как свою, так и коллективную деятельность, - пользоваться авторитетом и уважением со стороны учащихся, родителей, педагогов и иных взрослых, участвующих в процессе образования и развития культуры школьников, быть готовым к выполнению функции организатора и работе с ученическим коллективом, - развивать в себе такие качества, как уверенность, умение отстаивать собственное мнение, быть независимым в суждениях, сила воли, мужество, детоцентризм, быть успешным в какой-либо сфере (хорошо играть на гитаре, в теннис, рисовать, лепить, разбираться в вопросах современной музыки и т. д.). Одним из направлений в деятельности социального педагога (по согласованию с администрацией и согласия социального педагога) может быть работа с ученическим самоуправлением как превентивным средством социально-педагогической поддержки детей в процессе их социализации и самореализации, решении в связи с этими процессами проблем. Развитие ученического самоуправления в современной школе, группе определяется целями образования и воспитания личности. Это означает поиск новых творческих подходов к процессу воспитания детей, повышение базовой культуры школьника: духовно-нравственной, интеллектуальной, коммуникативной, организаторской культуры, создание условий для самоопределения и саморазвития ребенка. Задачей социального педагога сегодня является развитие у школьников нравственных и организационных способностей, как средств формирования личности, способной к организации как собственной, так и коллективной жизнедеятельности. Какими же качествами и способностями должен обладать современный организатор и управленец? Это: - нравственные качества, направленные на успешное развитие их организации (духовное, интеллектуальное, материальное), оказание помощи или услуг, востребованных людьми, приносящих пользу обществу, в котором проживаешь; - организаторская интуиция, которая предполагает видение перспектив развития сообщества и окружающей среды и регулирующих ее параметров (времени, пространства, механизмов осуществления, видов и форм деятельности, отношений); - любознательность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; - самокритичность, умение признавать свои ошибки; - толерантность. Это значит: знать свои достоинства и недостатки (Я-реальное и Я-идеальное у толерантной личности не совпадают), чувствовать себя защищенным, психологически устойчивой личностью, нести ответственность за свою собственную жизнь, не перекладывая проблем на других, обладать способностью к самоопределению, принимать мир в его многообразии (разные религии, нации, расы, социальное положение и т.д.), быть эмпатийной личностью, оптимистом, обладать чувством юмора, поддерживать демократические нормы и ценности жизни; - организаторские способности (организация дела и достижение результатов, анализ и прогнозирование дальнейших путей развития). Условиями успешного развития организаторских способностей школьников является уровень сплоченности и подготовленности ученического коллектива к организации коллективных дел. Самоуправление предполагает, что учащиеся могут самостоятельно осуществлять деятельность, включая постановку цели, планирование, организацию, согласование, анализ, построение перспектив. Однако эта деятельность должна носить общественно значимый, воспитывающий и развивающий характер. Необходимо, чтобы ребята-организаторы почувствовали, что их деятельность нужна другим школьникам, школе, социуму, при этом осознавали ответственность за ее выполнение. Для этого необходима помощь взрослого: вожатого, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, родителей. Их роль заключается в том, чтобы создать условия для развития творческой инициативы ребят в обсуждении насущных проблем и перспектив жизнедеятельности ученического коллектива; проявления желаний самим подготовить творческие дела, значимые как для них самих, так и других, организовать ребят к выполнению поручений. Организация самоуправления — это не одноактное действие, а динамический процесс постепенного перехода от организации деятельности детского коллектива взрослыми к самодеятельности. В этом процессе можно выделить несколько этапов. Первый этап характеризуется вовлечением школьников в творческую деятельность. Уже в начальной школе социальный педагог готовит вместе с учениками праздники. Его задачей является не только распределение обязанностей, но и объяснение своих организационных шагов. Следующим шагом будет распределение временных поручений между школьниками, фиксация их выполнения, совместный анализ успехов и неудач при выполнении заданий. Таким образом, уже в начальной школе ребята могут быть подготовлены к организации самодеятельности. Второй этап развития самоуправления осуществляется под контролем социального педагога в 5-8-х классах. Педагог помогает уже выборному ученическому активу во главе, например, со старостой подготовить планирование мероприятий, помочь активу во время подготовки и проведения дела, при его анализе. На этой ступени, несмотря на то, что социальный педагог продолжает "вмешиваться" в деятельность ученического самоуправления, предоставляет больше полномочий учащимся, чаще работает с активом, а не со всем классом, чтобы не "сбить" инициативу ребят. Важным компонентом в работе является проведение учебы актива. Лучше, если это проходит в неформальной обстановке, во время чаепития или в процессе специально организованных ролевых и творческих игр. В процессе развития коллектива могут формироваться новые секции, клубы по интересам, расширяться их возможности и полномочия. Например, центры "Здоровье", "Учение", "Досуг", "Пресс-центр". "Труд", "Спорт" могут быть дополнены клубом общения, клубом любителей детективов и приключений, научной секцией, секцией настольного тенниса и т.д. На третьем этапе (9-11-й классы) социальный педагог выступает в роли консультанта и координатора в самодеятельности учеников, третейским судьей в разрешении возникших конфликтов среди ребят. Главной задачей социального педагога в развитии ученического самоуправления является духовно-нравственное, гражданское воспитание учащихся, развития организаторской культуры школьников, сплочение ученического коллектива с целью создания комфортной, безопасной обстановки, необходимой для решения проблем ребенка, развития и саморазвития школьника. При этом социальный педагог стремится к тому, чтобы, постепенно передавая полномочия ученическому самоуправлению, создавать и поддерживать необходимые условия для его успешного функционирования. Ключевой фигурой образовательного учреждения по осуществлению социально-педагогической поддержки является школьный психолог. Он оказывается бессильным помочь ребенку, если не будет эффективно взаимодействовать с учителями, социальным педагогом, родителями, администрацией и внешкольными медико-психолого-педагогическими организациями. Школьный психолог — специалист, деятельность которого направлена на оказание помощи ребенку, их родителям и учителям в решении личностных и профессиональных проблем. Как и у социального педагога, объем функциональных обязанностей психолога, предусмотренный квалификационной характеристикой, огромен. В положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями. Профессиональное взаимодействие, взаимодополняемость, взаимная осведомленность в вопросах педагогики и психологии необходимы на всех стадиях работы со школьным коллективом и отдельными его представителями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|