ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Деятельность социального педагога в микрорайоне, социуме.В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова под сферой понимается область, пределы распространения чего-нибудь: сферадеятельности, сфера влияния. Именно в этом смысле мы и говорим о сфере деятельности социального педагога. Основной сферой деятельности социального педагога является социум. Социум (от лат. socium — общее, совместное) — большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры. Действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформальные группы жителей, определяется как микросоциум (А. В.Мудрик). В сельских поселениях, поселках, малых городах его границы, как правило, совпадают с границами конкретного поселения. И средних и крупных городах микросоциум ограничивают двором, кварталом, микрорайоном. Микросоциум обладает рядом характеристик, которые должен учитывать в своей деятельности социальный педагог. В частности выделяют пространственные, архитектурно-планировочные и другие характеристики конкретного социума, которые во многом определяют функциональную структуру пространства микросоциума (наличие или отсутствие мест для игр детей, возможностей для времяпрепровождения небольших групп населения и т.д.). Социальному педагогу следует учитывать в своей деятельности демографическую особенность микросоциума: этническую однородность или неоднородность; профессиональный и половозрастной состав; состав семей и т.д. Важнейшей характеристикой микросоциума является также сложившийся в нем социально-психологический климат, наличие воспитательного пространства, которое является следствием специальной организаторской работы социальных педагогов и работников, инициативных групп жителей, представителей муниципальных органов власти и управления. При активном участии социальных педагогов большую работу в микросоциуме осуществляет территориальное общественное самоуправление (ТОС). Значительное место в деятельности социального педагога занимает работа в составе социально-педагогических служб, которые функционируют в микросоциуме. Как правило, они имеет свой бюджет, своих штатных работников различного профиля, включая социального педагога. Основными функциями такой службы являются: диагностика ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых действий; интеграция воспитательных возможностей всех позитивных сил сообщества; развитие культурно-досуговой инфраструктуры; стимулирование, поддержка и развитие детских, молодежных и взрослых инициатив по созданию клубных объединений и самодеятельных организаций; улучшение экологической ситуации, создание и развитие условий для массовых занятий спортом; адресная забота о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношества; оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней; психолого-педагогическая помощь в профессиональной ориентации, адресная помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда; работа с социально-ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическая и медицинская помощь проблемным и неполным семьям, забота о детях из подобных семей; профилактика и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме; профилактика и коррекция противоправного и саморазрушительного поведения; социально-психологическая реабилитация социально-ущербных жителей, а также лиц, отбывших наказание, и т.д. Созданию комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме способствует деятельность социально-педагогических комплексов, которые представляют собой разветвленную сеть воспитательно-образовательных учреждений, территориальных объединений, служб помощи семье и детству. Наряду с общим образованием дети и подростки получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы, таким образом, включают не только общеобразовательные, но и музыкальные, художественные, спортивные школы, другие детские творческие объединения, а также муниципальные службы помощи семье и детству. В современных условиях возникает практика совместной социальной работы с детьми и в школе, и по месту жительства. Эта практика деятельности по единому плану воспитательной работы в микрорайоне и школе объединяет школу и все социальные службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. Работа по единому плану изменяет в корне работу педагогического коллектива школы. Педагоги включаются в работу внешкольных детских учреждений, деятельность классных руководителей и воспитателей групп продленного дня тесно увязывается с работой социального педагога. Такова практика социально-педагогических центров, комплексов. В последние годы создание социально-педагогических комплексов не единично. Совместная работа школы и всех социальных институтов общества по единому плану в корне изменяет воспитательную работу с подрастающим поколением. Структура социально-педагогического комплекса получила свое признание и распространение. Социальная служба комплекса состоит из нескольких подразделений: территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги; внутришкольная служба социальной заботы о детях; психологическая служба; медицинская служба. Разработанная комплексная программа взаимодействия школы и семьи включает работу социального педагога, составление паспорта микрорайона, анкетирование родителей и детей, изучение интересов детей, составление программ социальной адаптации "Семья", "Трудный подросток", "Здоровье" и т.д. Внеучебная внутришкольная работа сосредоточена в центрах, в которых созданы почти сотни кружков, студий, секций, охватывающих две трети учеников школы. Руководят центрами специалисты, многие кружки ведут родители. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|