ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Компетентность социального педагогаКомпетентность социального педагога складывается из следующих умений: Аналитические умения складываются из следующих частных умений: анализировать педагогические явления (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать педагогическое явление; вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения. Прогностические умения. Прогнозирование деятельности педагога как процесс получения опережающей информации о результатах действий строится на основе знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Состав прогностических умений можно представить следующим образом: выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов достижения педагогических целей; предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений; определение этапов (или стадий) педагогического процесса; распределение времени; планирование вместе с учащимися жизнедеятельности. Умение педагогического прогнозирования требует от педагога овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и т. д. Рефлексивные умения. Рефлексия не только знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, как его знают другие, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Гностические (познавательные) умения — это умения работать с разными видами информации в решении педагогических задач: получать, обрабатывать и использовать информацию, умение работать с новыми информационными технологиями, словом, владеть информацией, методологической и научно-методической культурой. К организационным умениям относят: мобилизационные (привлечение внимания учащихся и развитие устойчивых интересов к учению, труду, другим видам деятельности; формирование потребности в знаниях; актуализация знаний и жизненного опыта воспитанников; создание ситуаций для проявления школьником нравственных поступков, создание атмосферы сопереживания и т. д.), информационные (интерпритирование и адаптация информации к задачам воспитания), развивающие (создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления и т. д.) и ориентационные (привитие устойчивого интереса к социально значимой деятельности, организация совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности). Коммуникативные умения. Умение воспринимать и понимать учащихся, проявлять способность к эмпатии, обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие в процессе общения; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения педагога с учащимися, коллегами, родителями на фоне непрерывно происходящего педагогического общения педагога и школьника, адекватно разрешать конфликты в педагогической работе. Можно выделить перцептивную составляющую как умение понимать друг друга, информационную как взаимоотношения по поводу знаний, правильного понимания информации, интерактивную как активное взаимодействие участников общения. К прикладным умениям надо отнести очень желательные для классного руководителя умения в области искусства, ремесел, спорта, досуга: умения рисовать, играть на сцене, петь сочинять стихи, фотографировать и пр. К психотехническим умениям относятся культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умения психофизиологической саморегуляции, в частности, с помощью системы аутотренинга; личностно-творческий компонент включает: индивидуальный стиль, возможности социального педагога, его готовность к саморазвитию в процессе своей деятельности, базовое образование, стаж педагогической работы, мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии и педагогическая эрудиция, интуиция, импровизация, наблюдательность, такт, эмпатия; готовность к педагогическому целеполаганию, анализу, проектированию и планированию деятельности, к оказанию помощи ребенку в его развитии и проблемах; педагогическая рефлексия, оптимизм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|