Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Категории детей и семей, особо нуждающихся в социально-педагогической поддержке.




Социальное сиротство. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Понятие "социальное сиротство" возникло в период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.

Рост разводов, когда ребенка воспитывает один из родителей - отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака (19,8% от числа новорожденных), безработица родителей приводят к отклонениям в нравственном поведении ребят. Более 50% подростков, совершающих правонарушения, из неполной семьи, более 30% детей с психологическими отклонениями воспитывались без отца1.

Детей-сирот стали усыновлять иностранные граждане. С 1992 г. в России иностранцы усыновили 12 тыс. ребят. Уничтожение детских домов и создание школ-интернатов, перевод в школы-интернаты детей-сирот ухудшило их положение. В большинстве школы-интернаты переполнены и неблагоустроены. Детские дома были небольшими, и в них воспитатели пытались дойти до каждого воспитанника. Школы-интернаты не справляются с решением социальных проблем детей-сирот. Нетрудоустроенные, без жилья, вытолкнутые в ПТУ, не подготовленные к самостоятельной жизни выпускники школ-интернатов встают на путь нарушения закона.

Сегодня в России 4 млн беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 тыс. детей-сирот.

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%.

Что является причиной социального сиротства?

· - Рост числа родителей, лишенных родительских прав;

· - выросшие дети, идут по стопам своих родителей как и они, лишаются родительских прав;

· - обнищание населения.

Так, в 1995 г. в г. Клин был известен факт, когда мать и отец отказались от третьего ребенка, так как не в состоянии его прокормить;

Также рост наркомании и алкоголизма;

· - увеличение числа семей, где родители по состоянию здоровья, физического или психического, не способны воспитывать детей, большинство из них умственно отсталые;

· - возросло число семей, где нет нормальных условий для проживания;

· - несовершеннолетние матери бросают детей.

Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994 г. на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах.

Дети-беглецы В большинстве это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше из сельских. Они не хотят трудиться, предпочитают общаться со сверстниками, а не с родными. Среди них 56,7% девочки, 43,3% мальчики. Из них 8% прогуливали школу, 17% были исключены, 5% временно бросили школу, 69% учились, 1% окончили школу.

Большинство беглецов из распавшихся семей или из семей, где постоянно возникают конфликты, ссоры. Реже бегут из спокойных семей, те, кто бросил школу и пребывает у своих друзей.

Исследователи рассматривают причины ухода из семьи как "побег от" и "побег к", что дает возможность рассматривать уход из семьи как из-за притеснений или поиск чего-то. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Главное - в окружающей среде.

Беглецы подвергаются опасности, особенно подростки, так как они более уязвимы и психологически, и физически и нередко подвергаются насилию.

Убегающие девочки или беременны, или пережили сексуальное насилие, их чаще всего втягивают в раннюю половую жизнь. Кроме стресса, который они переживают, в тяжелом положении они оказываются с рождением ребенка.

Дети, страдающие от плохого обращения Работая с семьей, социальный педагог сталкивается с детьми, пережившими жестокое обращение. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье. Существует термин "синдром избитого ребенка".

Виновниками плохого обращения являются родители (94,2%), из них 85% родные родители. Из них 60% женщины, 39% мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%).

Ученые определили, что причиной плохого обращения являются личные качества родителей.

В этих семьях обострены социальные проблемы, чаще это неполная семья, родители - алкоголики, наркоманы, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или с психическими заболеваниями.

Десять процентов детей из таких семей и переживших насилие погибают, у них развиваются физические и психические отклонения. Они необразованы, не хотят учиться и трудиться, не могут определиться в жизни, создать семью.

Самым распространенным видом насилия является физическое, когда на теле ребенка остаются следы травм, ремня. При плохом питании ребенок плохо растет, на теле сыпь, он неопрятен, плохо развивается физически. В результате из-за побоев или полуголодного существования подростки бегут из дома.

Дети, пережившие сексуальное насилие, подвержены нервно-психическому расстройству. Малыши всего боятся, замкнуты, плохо учатся, плохо общаются со сверстниками, выбирают сексуальные игры. Подростки впадают в депрессию, бегут из дома, становятся наркоманами или алкоголиками, рано вступают в беспорядочные половые связи.

При психическом (эмоциональном) насилии, когда ребенка (подростка) уничтожают словами, ему угрожают, его изолируют, ему лгут, с его здоровьем происходят патологические изменениям. У ребенка печальный вид, задерживается его физическое и умственное развитие.

Они агрессивны, плохо спят, подвержены энурезу, беспокойны, не умеют контактировать со сверстниками.

Моральная жестокость в семье - это, когда о ребенке не заботятся, им пренебрегают. Ребенок запущен, недоразвит, у него не развита речь, он часто болеет, его тело покрыто сыпью. Он ворует, постоянно голоден, без ласки и внимания он подавлен и агрессивен, плохо учится, не умеет дружить, способен на преступления вплоть до вандализма. Обобщая эти характеристики, следует подчеркнуть, что всякое насилие над ребенком приводит к физическому и психическому расстройству здоровья.

Некоторые родители оправдывают плохое обращение с ребенком его врожденными отрицательными качествами. Такая позиция родителей может усилить конфликт и привести к изоляции ребенка в семье. Исследователи считают, что такие родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, имели большие проблемы в общении с близкими людьми.

Задача социального педагога - создать такую педагогическую ситуацию, чтобы помочь ребенку выйти из кризиса, учитывая, что такие дети очень привязываются к воспитателю.

Дети-инвалиды Я хочу повторить, что в последние годы количество детей-инвалидов увеличилось на 15%. В основном это нервно-психические заболевания. Причинами являются экологическая обстановка, травматизм, заболевания или состояние матери во время беременности.

Существующие школы-интернаты для детей-инвалидов требуют финансирования, ремонта, оснащения. В них устарело и не хватает оборудования, средств для оздоровления детей.

В 1994 г. в России была проведена целевая программа "Дети-инвалиды", во время которой в школы, детские дома, школы-интернаты для инвалидов направлялись сельскохозяйственные машины, автомобили, различные технические приспособления, началось строительство 30 детских домов-интернатов.

Дети в семье алкоголиков Работа социального педагога с детьми из семьи алкоголиков требует особого подхода. Важно учитывать, пьют ли в семье все или только отец, или только мать.

Отец-алкоголик занимает определенную позицию, он считает, что ему мешают дети, он их бьет или мелочно откупается. Мать-алкоголичка бывает с детьми ласкова, но детьми она не занимается. Дети в этой семье неухожены, часто голодают, больны, большинство умственно отсталые. Они агрессивны, стремятся сами себя защитить, страдают от того, что их родители пьют, и стараются дружить с детьми из семей алкоголиков.

Мальчики-подростки из таких семей чаще всего убегают, девочки бросают школу, вступают в раннюю половую связь.

На первом этапе работы социального педагога с такой семьей важно убедить ее членов, что семье хотят помочь, и от этой позиции строить всю дальнейшую работу.

Дальше необходимо взять сведения о детях в поликлинике, в школе, в комиссии по делам несовершеннолетних.

Главная задача социального педагога состоит в том, чтобы изолировать ребенка от родителей-алкоголиков. Для этого необходимо проконсультироваться с юристом. Если родители лишаются родительских прав, необходимо находить родственников, решать вопрос об опеке или определении детей на время в приют, в детский дом или к новым родителям.

Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили смертность среди детей. Заболеваемость среди детей до 14 лет охватывает почти все органы ребенка.

Ребенок в интернате Сейчас в нашей стране 422 дома ребенка для 35 тыс. детей, 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее в детские дома и школы-интернаты.

Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% - одиноких родителей, 7% - родители которых сами отказались от своих детей.

Чтобы ребенок развивался нормально и комфортно себя чувствовал, необходимо, чтобы окружающие его условия способствовали этому. Сюда относятся общение, быт, физическое здоровье, характер отношения к окружающим, личные успехи ребенка.

Однако во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности.

Попадая в эти учреждения, дети, как правило, уже имеют отклонения физического и психического характера. Чаще всего наблюдаются задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Такой ребенок в общении нервозен, старается добиться внимания и в то же время его отторгает, впадает в агрессивность или отчуждается. Не умеет быть внимательным, любить. Все это приводит к тому, что ребенок относится к окружающим недружелюбно, только отрицательно.

В условиях детского дома у ребят возникают своеобразные отношения друг с другом. В семье существует чувство фамильного "мы". Это нравственная сила создает у ребенка состояние защищенности.

Без родительского покровительства у ребят стихийно складывается интернатское "мы и чужие", "мы и они". От "чужих" все обособляются, но и в своей группе ребенок обособлен.

Из-за отсутствия любви и заботы, отсутствия родительского попечительства и тепла ребята могут жестоко обращаться со своими сверстниками, обижать младших. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их "право" на нарушение общественных устоев. В школе они негативно относятся к одноклассникам, живущим в семьях.

Ребенок в интернате должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в их среде создает постоянную напряженность, тревожность, агрессию. В интернатах и детских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексуальные отклонения. Все это результат нервных расстройств недостающей любви, отсутствия положительных эмоций.

В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки.

Без внутреннего самососредоточения формируется определенный стандартный социальный тип личности. У детей, живущих на

государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты ("нам должны", "дайте"), отсутствуют ответственность и бережливость. Стремясь к обособлению, дети из интерната осваивают чердаки и подвалы. Без опеки взрослых такое обособление приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству.

В психическом развитии эти дети заметно отличаются от ровесников из семьи, отстают и в развитии, и по состоянию здоровья. Ввиду ограниченного круга общения со взрослыми создается неумение такого общения.

Выливается это в постоянные конфликты. Ребята не приемлют любые запреты и замечания.

Уже в доме ребенка они недоверчивы, вялы, не привязываются к взрослым, замкнуты и печальны, не любознательны, плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность.

Дошкольники из детских домов в 3-7 лет пассивны, особенно в играх, у них слабое внимание, обедненная речь, постоянно конфликтуют со сверстниками.

Все внимание младших школьников сосредоточено на внутренней жизни интерната, отношении с учителями. Они часто конфликтуют, агрессивны, обвиняют всех, кроме себя.

Для них трудно самостоятельно планировать и контролировать свои действия.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, что создает приятельские, дружеские, близкие к родственным отношения. Это и хорошо, и в то же время не способствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми. Они напряжены со взрослыми, демонстрируют потребительское отношение, требуют решения своих проблем. Это говорит о том, что их нормальные отношения с первыми взрослыми были нарушены.

Трудные подростки - это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.

Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически, делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплину и порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме. Пропаганда секса - к подростковой беременности, так как часто очень рано они вступают в половые связи. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.

Отклонения в поведении подростка Отклонения в поведении подростка - это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат - реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя.

Перевоспитание Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Что такое перевоспитание? Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка.

Перевоспитание - это трудный процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных