Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Профессиональная ориентация во вспомогательной школе — это система психолого-педагогических и медицин­ских мероприятий, помогающих выпускнику школы в вы­боре профессии с учетом его способностей и потребностей общества.

Наблюдения показывают, что умственно отсталые уча­щиеся очень редко сами выбирают профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществлялась их подготовка в школе или наоборот не хотят работать по этой специальности.

При слабой постановке профориентационной работе в школе возрастает число случаев, когда профессиональная направленность учащихся не соответствует их способностям к данному виду труда. Обычно это происходит, если отсутствуют или недостаточно четко организованы изучение профессиональных способностей школьников и их отбор по видам трудового обучения.

В связи с низким уровнем возможностей учащихся при самостоятельном выборе специальности профориентационная работа во вспомогательной школе основывается на воспитательной концепции. В соответствии с ней решается задача воспитания у учащихся определенной профессиональной направленности с учетом их трудовых возможностей и потребности данного региона в рабочих кадрах. Трудовые возможности определяются путем педагогической оценки трудовой деятельности и общих качеств личности школьника (темперамента, характера, утомляемости), также по медицинским показателям.

Воспитательная концепция профориентации исходит из положения о том, что выбор профессии осуществляется ни под влиянием так называемого «внутреннего импульса» или подсознательного влечения, а всегда связан с профориентирующими факторами. Школьник может быть ориентирован на определенную профессию со стороны члени семьи, знакомых по месту жительства или товарищей и учебе. При этом его возможности часто учитываются не правильно. Определение профессиональной пригодности, профориентация должны осуществляться работниками школы.

Профориентация во вспомогательной школе складывается из следующих этапов.

Первый этап — I—III классы. Он включает изучения трудовых возможностей учащихся в целях предварительного отбора для обучения определенному виду труда, соответствующему широкой профессии, и элементарное профессиональное просвещение школьников — ознакомление с видами труда, изучаемыми в данной школе.

Второй этап — IV класс. Уточнение трудовых возможностей учащихся и завершение профотбора в рамках определенного вида труда. Ознакомление с доступными выпускникам вспомогательной школы видами труда. Начало работы по воспитанию положительного отношения к выб­ранной профессии.

Третий этап — V—VIII классы. Профпропаганда той профессии, по которой ведется обучение. Изучение способ­ностей и наклонностей школьников с задачей ориентации на труд по конкретной узкой профессии (специальности).

Четвертый этап-—IX—X классы. Профадаптация уча­щихся к условиям производительного труда и к труду на производстве. Профпропаганда овладеваемой узкой профес­сии.

Для оценки способностей школьника к данному виду труда используются профессиограммы специальностей. Профессиограмма отражает систему требований, предъяв­ляемых той или иной профессией к человеку. В ней указы­вается следующее:

  • основные, наиболее часто встречающиеся работы в дан­ной профессии;
  • операции, приемы и действия, выполняемые при работе специалистом данной профессии;
  • общие и специальные знания, необходимые для выпол­нения данной работы;
  • общие и специальные умения и навыки; основные противопоказания к освоению профессии. Данные об учащемся сопоставляются с требованиями профессиограммы.

При выборе видов труда не менее важно опираться на те данные, которые получены в ходе развития учащихся (например, развития восприятия пространственных отно­шений в практических действиях, умения использовать речь в труде).

Большую часть профориентационной работы выполня­ют учителя и воспитатели начальных классов. Наблюдая за школьниками в ходе обучения по общеобразовательным предметам, на уроках ручного труда и вне занятий, учи­тель и воспитатель предварительно выявляют трудовые способности учащихся. После сравнения результатов наб­людений, проведенных на разных этапах обучения уча­щихся, оценивается динамика развития их способностей к труду. Учителя начальных классов знакомят учащихся с видами труда, которыми занимаются старшие школьники. Об этих специальностях они рассказывают на уроках род­ного языка, организуют экскурсии в школьные учебные мастерские, а также знакомят учащихся с некоторыми материалами уголка (кабинета) профориентации.

Предполагаемое направление трудовой подготовив ученика (при переходе в IV класс) согласовывается с его родителями, которые должны активно помогать школе воспитании у ребенка положительного отношения к выбранному виду труда.

Вопросы трудового воспитания и профориентации рекомендуется систематически освещать на родительских собраниях (темы бесед: «Задачи трудового обучения во вспомогательной школе», «Подготовка школьника в семье по выбору профессии», «Анализ данных катамнеза выпускников школы» и т.п.).

В IV—IX классах основная работа по профориентаций проводится на уроках труда и внеклассных занятиях. Однако опыт ряда вспомогательных школ показывает, что эффективного результата в решении вопросов профориентации можно добиться при активном участии в этой раба те всего педагогического коллектива. Вопросы профориентации должны включаться в планы работы пионерской организации, в план общешкольных мероприятий. Наиболее распространенные из них: праздники труда, выпуск стенгазет, оформление стендов и фотовитрин, посвященных труду и выбору профессии, выставка книг по трудовой тематике, работа технических кружков (по специальности) и кружков прикладного искусства, встречи с передовиками производства и бывшими воспитанниками школы.

Исключительно важным профориентирующим фактором являются также условия, в которые попадают школьники во время производственной практики. Здесь их отношение к данной профессии определяется культурой труд на производстве, морально-психологическим климатом коллективе работников цеха, участка, фермы.

В воспитании у учащихся положительного отношения к труду, к изучаемой профессии, уважения к лучшим людям труда большую роль играет кабинет профориентации. При отсутствии кабинета в мастерских оформляют уголки профориентации, а в коридорах, холлах — стенд профориентации.

В кабинете или уголке профориентации помещают сведения о производственных предприятиях по специальностям, которым обучаются школьники данной школы, оформляют стенды с фотографиями, отражающими труд, культурно-массовые мероприятия работников коллектива завода (фабрики), дают информацию о потребностях предприятии экономического района в рабочих кадрах, о про­хождении производственной практики учащимися школы. В кабинете профориентации должны быть представлены так­же образцы документов, которые должны научиться оформ­лять выпускники школы (например, заявление о приеме на работу, о предоставлении отпуска, объяснительная записка, основные положения 'КЗОТа). Материалы каби­нета профориентации необходимо периодически обновлять, заменяя фотографии, пополняя библиотечку книг и бро­шюр по трудовой тематике.

От того, как используются материалы кабинета проф­ориентации учителями и воспитателями, во многом зави­сят результаты учебно-воспитательной работы, проводимой в школе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных