Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ




На теоретических занятиях школьники знакомятся с различными материалами, техническими процессами, ин­струментами и приспособлениями, станками и новыми технологическими операциями. Основная цель теорети­ческих занятий — формировать технические знания, кото­рые необходимы в труде. Сведения, полученные школьни­ками на теоретических занятиях, затем дополняются и углубляются на подготовительных занятиях и в процессе выполнения программных практических работ.

Технические сведения, изучаемые на уроках труда, ориентировочно можно разделить на две группы. К пер­вой группе относятся сведения, которые используются уча­щимися непосредственно в практической работе. Например, чтобы правильно применять тот или иной вид клея, нужно знать свойства различных видов клея: какие материалы они склеивают? Как «схватывают»? При каких условиях и через какое время затвердевают? И т. п.

Ко второй группе относятся сведения, которые учащи­еся непосредственно в труде не используют, по их усвоение способствует расширению технического кругозора. Между техническими сведениями этих групп постоянно прослеживается взаимосвязь. Более широкий технический кругозор, полученный за счет сведений вто­рой группы, помогает школьникам лучше усваивать све­дения первой группы. Например, ознакомление учениц с технологическими процессами ткацкой фабрики (сведения второй группы) существенно облегчает формирование знании о свойствах тканей, т. е. знаний, которые непо­средственно применяются в швейном деле. Эффективность усвоения теоретического- материала во многом зависит от того, как построена обращенная к уча­щимся речь учителя. На уроках "груда учитель рассказы­вает, приводит те или иные доводы при объяснении, бесе­дует с учащимися, делает им указания и замечания, за­дает вопросы.

Одна из особенностей умственно отсталых учащихся состоит в нарушении их речи. Речевые нарушения созда­ют трудности в восприятии и понимании речи, обращенной к ним.

Во вспомогательной школе к речи учителя предъявля­ются особенно серьезные требования, так как она служит образцом для учащихся.

Назовем основные из этих требований.

1. Излагаемый учебный материал по своей сложности и объему должен быть доступным для данной группы уча­щихся.

2. Объяснение и рассказ не должны быть перегруже­ны большим количеством новых понятий.

3. Новый учебный материал должен быть всегда увя­зан с усвоенным ранее, так как учащиеся вспомогатель­ной школы мало способны находить эти связи без посто­ронней помощи.

4. Речь учителя должна быть четкой, логически после­довательной, интересной и эмоциональной. Следует из­бегать многословия.

5. Эффективность объяснения или рассказа учителя значительно повышается, если он использует наглядные средства обучения.

В усвоении теоретического материала учащимися вспомогательной школы особенно существенную роль играет повторение. Учебные программы построены так, чтобы усвоение новых технических сведений проходило на основе изученного теоретического материала. Поэтому необходимо последовательно возвращаться к темам, ко­торые изучались ранее. Система повторения учебного ма­териала должна быть отражена в тематических и поуроч­ных планах учителя.

Придавая большое значение повторению технических упражнений, нельзя не отметить ошибочность действий учителей, которые, надеясь на повторение, не стремятся

сформировать у школьников первоначальные знания по той или иной теме.

В учебных программах по труду для вспомогательной школы теоретический материал чаще всего включен ] содержание комплексных и технологических тем. В эти; случаях технические сведения изучаются в ходе комбинированных занятий, когда одна часть занятий посвящен! теоретическим вопросам, другая — практической работе. В программы старших классов по некоторым вида труда включены темы, целиком посвященные теоретическим вопросам (теоретические темы). Например, «Круглые лесоматериалы и пиломатериалы», «Правила без опасности в цехах швейной фабрики и на рабочих местах». Общее число таких тем невелико. На каждую из нихотводится 4—8 учебных часов; однако это не означает, что указанное время следует целиком посвятить рассказу ил беседе. Каждое занятие по теоретической теме включай и практическую деятельность учащихся в мастерской ил! экскурсию. Содержание практической деятельности может быть различным в зависимости от темы. В одних случаях это лабораторные работы и некоторые виды упражнений, в других — практические работы по изготовлений изделий.

Изучение орудий труда. К орудиям труда, с которым учащиеся встречаются в учебных мастерских, относятся инструменты, приспособления, станки и машины. Изучение орудий труда складывается из двух этапов. Первый этап — знакомство с назначением и применением орудия Объясняя назначение конкретного орудия труда, учитель рассказывает о технологических операциях, которые могут выполняться с его помощью, показывает практическое выполнение этих операций.. Одно и то же орудие нередко может быть использовано в разных условиях различных видах труда, в машинных и ручных приемов работы). В этом случае учитель рассказывает о вариантах применения данного орудия труда. Например, спиральное сверло применяется при сверлении вручную при станочном сверлении (на сверлильных и токарни станках).

Название орудия учитель записывает па классной доски или показывает школьникам соответствующую карточку па стенде «Новые слова», обращая их внимание трудные для написания и произношения слова. Но встречаются сложные технические термины, то учащиеся несколько раз повторяют их вслух. В конце объяснения учитель предлагает учащимся запи­сать новые слова в рабочие тетради или в специальные словарики.

При изучении инструментов и приспособлений необхо­димо различать случаи, когда учащиеся совершенно не­знакомы с новым орудием труда или им что-то известно из занятий в предыдущих классах (например, из уроков труда в I—III классах). В первом случае необходимо по­дробно рассказать о назначении орудия труда и показать приемы работы с его помощью, а во втором — прежде все­го выявить имеющиеся у учащихся знания путем поста­новки вопросов, дополняя и уточняя их ответы. В любом случае учитель показывает учащимся орудие труда в на­туре. Рисунки, схемы или макеты могут служить лишь до­полнительными средствами наглядности.

Учащиеся вспомогательной школы с большим трудом могут классифицировать орудия труда, т. е. относить их по каким-либо существенным признакам к определенным группам. Поэтому в ходе изучения орудий труда очень важно каждый раз подчеркивать их принадлежность к той или иной группе. Например, изучая столярный инст­румент— шпунтубель, учитель напоминает учащимся, что он входит в группу строгальных инструментов (так же как рейсмус — в группу разметочных, наградка — в груп­пу пильных и т. п.) и что инструменты этой группы пред­назначены для строгания и работают по одному принципу.

Следующий этап в изучении инструментов и приспособ­лений—-знакомство с их конструктивными особенностями, знание которых помогает учащимся успешнее работать, применяя инструменты и приспособления строго по назначению. Кроме того, изучая конструкции инструментов и приспособлений, ученики приобретают умения анализиро­вать предметы. Такие умения им необходимы в практи­ческой работе (например, для анализа устройства образ­ца изделия, которое предстоит изготовить).

При изучении устройства инструментов целесообразно сначала выделить их основные части, затем—элементы этих частей. Необходимо научить школьников называть основные части инструментов в определенном поряд­ке. Например, центровое столярное сверло — перка со­стоит из режущей головки, стержня и хвостовика (рис. 11). Каждая из названных частей имеет свое назначение и сиг кип из элементов. Завершая изучение устройства инструментов и приспособлений, учитель объясняет, из каких материалов они изготовлены. Для учащихся младших классов, которые еще мало знают о свойствах металлов и других материалов, достаточно дать общие характеристики материалов. Основное внимание при этом необходимо обратить на то, чтобы учащиеся запомнили главные свойства и названия! материалов. Например, изучая стамеску, применяемую в столярном деле, учащиеся V класса должны запомнить что стамески изготовляют из прочной и твердой стали.

При ознакомлении учащихся с материалами, из которых изготовлены изучаемые инструменты и приспособления, целесообразно выполнить ряд практических пробы (испытаний материалов на удар, сжатие, изгиб, проба напильником и т. п.).

Важную роль в изучении устройства инструментов и приспособлений играют такие средства наглядности, как; технические рисунки, выполненные в крупном масштабе.; Наглядное изображение особенно помогает при изучении'; инструментов, имеющих небольшие размеры или элемент ты сложной конфигурации.

Используя рисунки инструментов, необходимо учиты­вать, что учащиеся вспомогательной школы с трудом вос­принимают изображения предметов на плоскости. Этот

недостаток особенно ярко выражен в младших классах (!—IV). Поэтому к наглядным пособиям в виде крупнофор­матных технических рисунков, предназначенных для уча­щихся вспомогательной школы, предъявляются особые требования. Прежде всего изображения должны быть чет­кими и хорошо передавать объемность предметов. Совер­шенно недопустимы плакаты, перегруженные различными по форме и размерам изображениями. Кроме наглядных изображений, при изучении инструментов и приспособле­ний можно использовать макеты. Макет, как и техниче­ский рисунок, применяют в тех случаях, когда изучение натурального образца предмета недостаточно или невоз­можно. Для показа скрытых частей (элементов) приме­няют разъемные или прозрачные макеты, изготовленные из оргстекла. Так же как и технический рисунок, макет не заменяет натуральный образец инструмента, а служит в качестве дополнительного средства наглядности.

Образцы небольших по размеру инструментов (при­способлений) могут быть использованы при изучении их устройства как раздаточный материал. Однако в этом случае необходимо четко организовать деятельность уча­щихся, так как, имея на каждом столе классного участка инструменты, учащиеся могут отвлекаться от поставлен­ной перед ними учебной задачи. Например, перед тем как раздать инструменты учащимся, учитель может напра­вить их внимание в нужное русло следующим образом: «Я буду называть части сверла, а каждый из вас должен показать ту часть, которую я назвал. Показывать нужно так, чтобы можно было проверить правильность ваших действий». Такой предварительный инструктаж не только направляет внимание учащихся, но и помогает им лучше понять порядок изучения инструмента. Иногда учителя труда предлагают учащимся изобразить инструменты в рабочих тетрадях. Такой прием не всегда оправдывает себя прежде всего потому, что умственно отсталые уча­щиеся, как правило, рисуют медленно и в результате теряется много учебного времени. Более эффективной мо­жет оказаться работа учащихся по готовому контурному рисунку в тетрадях с печатной основой или выполнение такого рисунка по шаблону. Получив карточку-задание с контурным рисунком инструмента, школьники дополняют изображение и подписывают названия частей. Таким образом, последовательность изучения орудий труда в условиях вспомогательной школы может быть следующей:

1. Ознакомление учащихся с назначением и применением орудий труда. Отнесение орудия к определенней группе.

2. Объяснение устройства и назначения основных частей. Выделение элементов в основных частях.

3. Формирование понятий о взаимосвязи и взаимодействии деталей в механизмах, станках и машинах.

Придерживаясь такой последовательности и широко применяя различные формы и методы обучения, можно сформировать у школьников устойчивые представления об орудиях труда, применяющихся на современных промышленных предприятиях.

Изучение производственных технологических процессов и свойств материалов. На этих занятиях решается главным образом задача приобретения учащимися профессиональных знаний, необходимых для непосредственного участия в производственном труде по той или иной спе­циальности.

В ходе ознакомления учащихся с производственными технологическими процессами учитель использует комби­нированный метод рассказа — с объяснением, демонстри­рует диафильмы и кинофильмы, учебные таблицы, проводит экскурсию на предприятие. Продолжительность рассказа-объяснения должна быть небольшой, в младших; классах — от 5 до 10 мин, в старших классах — до 15 мин

Для активизации внимания учащихся и закрепления; в их сознании технических понятий учитель ставит перед ними ряд вопросов, большинство из которых может быть! наводящими.

Рассмотрим пример изучения производственного тех­нологического процесса на уроке столярного дела в У классе (III четверть) по теме «Заготовка древесины».

В соответствии с тематическим планом на первом занятии учитель знакомит учащихся с вопросами: части дерева, валка и транспортировка поваленных деревьев, пи­лорама, ее устройство и работа.

Остановимся подробнее на методике проведения этого занятия. После объявления темы занятия учитель пред­лагает ученикам проследить начало пути, который совершают столярные материалы (доски, бруски), прежде чем попасть в школьную мастерскую.

Обратив внимание школьников на учебную таблицу «Части дерева» (без подписей), учитель предлагает им исполнить названия частей дерева (учебный материал II и III классов).

Чтобы учащиеся быстрее смогли вспомнить названия частей дерева, учитель показываете, эти части, но не на­зывает их. По мере того как ученики вспоминают и называют части дерева, учитель помещает на классной доске таблички с соответствующими названиями. После повто­рения названий частей дерева учитель задает учащимся вопрос: «Какая часть дерева используется для изготов­ления брусков и досок?» Как правило, школьники пра­вильно отвечают на этот вопрос. Далее учитель расска­зывает о валке леса, демонстрируя рисунки и фотогра­фии, на которых запечатлены эти операции, и объясняет получение бревен.

Следующая задача занятия состоит в уточнении по­нятия «древесина». С этим понятием учащиеся встреча­лись и ранее, при изучении тем, связанных с пилением и долблением деревянных заготовок, однако в V классе еще часто путают слова «дерево» (растение) и «древесина» (материал, полученный из дерева). Чтобы закрепить это понятие, учитель спрашивает,, показывая на различные ри­сунки деревьев: «Что это?» (ответ: «Дерево»). Второй вопрос: «Из какого материала эти предметы?» (показы­вает на предмет из древесины). Такие вопросы учитель задает учащимся несколько раз.

После того как школьники твердо уяснили, что такое древесина, учитель рассказывает о распиловке бревен на лесопильной раме. При этом сначала объясняет принцип одновременного раскроя бревен несколькими пилами с помощью действующего упрощенного макета пилорамы, который может быть изготовлен из унифицированных де­талей металлоконструктора. По рисункам и фотографиям учащиеся знакомятся с лесопильной рамой производст­венного типа.

Для закрепления изложенного учебного материала учи­тель ставит перед учениками следующие вопросы: 1. Ка­кие вы знаете части дерева? При ответе на этот вопрос ученик должен повесить соответствующие таблички-ука­затели рядом с учебной таблицей. 2. Какая часть дерева используется для изготовления брусков и досок? 3. Что вначале получают из стволов деревьев? 4. Как называется материал, полученный из деревьев? 5. Как называется машина для продольной распиловки бревен?

При объяснении нового учебного материала необходимо придерживаться только тех вопросов, которые включены в тему программой. Любое отклонение от темы, как правило, приводит к тому, что внимание школьников рассеивается и основные вопросы темы они не усваивают.

Педагогический опыт показывает, что дополнительны! материал к теме занятия целесообразно сообщать небольшими порциями на последующих занятиях при повторении основного учебного материала.

По каждому виду трудовой подготовки есть технические сведения, которые относятся непосредственно к прозизводственной технике и технологии. С такими техническими сведениями необходимо знакомить учащихся в хо­де проведения производственных экскурсий.

В действующих сейчас учебных программах специаль­ное время для экскурсий не выделяется. Каждая экскурс сия должна проводиться за счет времени программной те мы. Учитель в зависимости от условий производственного окружения и подготовленности учащихся определяет количество и тематику экскурсий самостоятельно.

В общей педагогике различают тематические и комплексные экскурсии. Тематические (их называют целевыми) предназначены для более глубокого изучения небольшого числа вопросов, относящихся к определенной про­граммной теме (например, ознакомление с производствен­ными способами сушки древесины, с работой машин пе­реплетного цеха или цеха влажно-тепловой обработки и т. п.). Комплексные экскурсии предусмотрены для на­блюдений объектов в действии, имеющих отношение к различным темам одного года или разных лет обучения. Например, такая экскурсия проводится на базовое предприятие перед тем, как учащиеся приступят там к производственной практике. В этом случае задача комплексной экскурсии заключается в ознакомлении учащихся соструктурой предприятия в целом, с работой отдельных его це­хов и участков.

В условиях вспомогательной школы эффективнее те­матические экскурсии. Но в результате резких изменений обстановки учащиеся могут обратить основное внимание не на изучаемый объект, а на оборудование и технологи­ческие процессы, не имеющие отношения к цели экскурсии. Поэтому целесообразно перед.проведением тематической экскурсии организовать общую 'экскурсию для знакомст­ва с предприятием.

Практика показывает, что учащиеся вспомогательной школы лучше усваивают материал экскурсии, если неко­торые технические сведения по изучаемой теме им были сообщены предварительно. Перед проведением тематиче­ской экскурсии рекомендуется познакомить школьников с орудиями труда, применяющимися на данном производст­ве, с помощью различных средств наглядности: фотогра­фий, рисунков и схем, диафильмов и кинофильмов. В это время учащиеся должны записать в рабочие тетради воп­росы, на которые им предстоит ответить после экскурсии. В зависимости от возраста и уровня трудовой подготов­ленности учащихся сложность таких вопросов может быть разной.

Объяснения по ходу экскурсии лучше давать учителю, который должен заранее ознакомиться с данным участ­ком производства. В тех случаях, когда по каким-либо причинам это невозможно, экскурсию проводит работник предприятия, который должен быть проинформирован о необходимости излагать материал в доступной для уча­щихся форме.

Каждую экскурсию необходимо готовить заранее и со­ставить подробный план ее проведения, включающий:

  • учебно-воспитательные задачи; вопросы для вводной беседы;
  • памятку для учащихся по соблюдению правил безопас­ности и поведения;
  • вопросы, на которые необходимо обратить внимание учащихся при наблюдениях, и время, отводимое для на­блюдений по каждому объекту;
  • вопросы к учащимся для повторения и закрепления знаний, полученных в результате экскурсии.

На следующем после экскурсии занятии учитель про­водит беседу, в процессе которой обсуждаются результа­ты наблюдений, учащиеся отвечают на вопросы, записан­ные ранее в рабочих тетрадях. Экскурсии школьников на производство позволяют активно формировать у них умения соблюдать нормы поведения в общественных местах. Перед проведением экскурс сии необходимо предусмотреть все этапы передвижений учащихся на пути к предприятию, напомнить правила по* ведения в месте сбора, в транспорте, на производстве во время проведения экскурсии и па обратном пути. Учитель должен убедиться, что учащиеся понимают эти правила.

Вопросам поведения учащихся во время экскурсии при подведении итогов необходимо уделить особое внимание. В ходе беседы целесообразно отметить соблюдение правил поведения учащихся в общественных местах и на производстве.

Умения школьников осознанно выполнять трудовые задания в значительной мере зависят от уровня знаний! о свойствах поделочных материалов. Знания о различных материалах, применяющихся на современных промышленных предприятиях для изготовления большого ассортимента общественно полезных изделий, важны для учащихся и в расширении их технического кругозора.

Во время подготовки к занятию по теме, которая включает сведения о материалах, в первую очередь следует четко уяснить, с какими свойствами материалов требуется познакомить учащихся на каждом уроке и в ходе изучения темы в целом.

При составлении плана проведения занятий учитывается состав каждой учебно-трудовой группы, предусматриваются вопросы для активизации познавательной деятельности школьников.

На занятии образцы материалов целесообразно раздать каждому ученику для подробного рассмотрения. Например, получив образцы материалов, применяемых в обувном деле, учащиеся лучше воспринимают их цвет, фактуру, запах, эластичность, упругость и другие свойства;

Этап занятия, когда школьники самостоятельно изучают! свойства материалов, должен быть хорошо организован." Внимание учащихся необходимо направить на ознакомление с теми свойствами материалов, которые важны для понимания вопросов технологии изготовления из них изделий.

Перед раздачей образцов учитель объясняет порядок выполнения предстоящей работы. Например, учащиеся в обувной мастерской получают задание разложить об­разцы материалов для верха обуви на две группы: кожи и заменители кож. После того как результат первого задания проверен, учащимся задаются вопросы на сравне­ние материалов по внешним свойствам: «Найдите и пока­жите, какой материал самый тонкий (самый толстый)», «Какие материалы более жесткие и прохладные на

ощупь?» и т. п.

Для лучшего усвоения названия материалов можно использовать таблички с надписями, которые учащиеся должны разложить соответствующим образом.

Не все свойства материалов можно выявить путем осмотра образцов. Для составления наиболее полных ха­рактеристик того или иного материала проводятся фрон­тальные лабораторные работы, простейшие опыты и испы­тания.

Фронтальные лабораторные работы развивают само­стоятельность учащихся, активизируют их познаватель­ную деятельность, но по соображениям безопасности, за­трат учебного времени и т. д. в некоторых случаях их про­водить нецелесообразно. Например, при определении во­локнистого состава ткани по характеру ее горения (швей­ное дело) вместо фронтальной лабораторной работы ре­комендуется продемонстрировать опыт учителю. Во время проведения опыта учащиеся должны находиться рядом с демонстрационным столом учителя. В таких случаях большую роль играет правильная организация классного участка мастерской, позволяющая школьникам, не мешая друг другу, хорошо видеть все действия учителя.

Учащиеся вспомогательной школы часто не успевают рассмотреть и понять ход опыта, особенно если его ре­зультаты получаются быстро, как в нашем примере, ког­да сгорает небольшой отрезок пряжи. Поэтому перед про­ведением каждого опыта необходимо направить внимание учащихся и подробно объяснить все происходящие изме­нения свойств материала или его состояния с помощью поэтапных рисунков (по принципу мультипликации). Иногда имеет смысл один и тот же опыт продемонстри­ровать 2—3 раза. В таких случаях, как правило, школь­ники успевают осознать изменения, происходящие с ма­териалами р ходе испытаний.

На фронтальные лабораторные работы обычно отво­дится 25—30 минут или полностью 2 учебных часа. Если исследуемые процессы или наблюдения требуют больше времени (например, склеивание или сушка древесины), лабораторная работа может завершиться на другом учеб­ном занятии. Во вспомогательной школе организация и проведение лабораторных работ имеют ряд особенностей. Основные из них связаны с ограниченной самостоятельностью школьников как в выполнении лабораторной работы, так и в? формулировании выводов. Результаты испытаний, напри­мер, при определении твердости, прочности материала учащиеся вспомогательной школы могут оценивать глав­ным образом по внешним признакам, как правило, без' применения физических формул и соответствующих рас­четов.

Занятие, на котором должна проводиться лабораторная работа, начинается с повторения изученного материа­ла. Затем учитель сообщает учащимся о цели лабораторной работы и ее план.

Непосредственно перед началом лабораторной работы проводится инструктаж. При необходимости учитель по­казывает все действия, которые предстоит выполнить уча­щимся, или часть наиболее сложных действий.

В старших классах в связи с неполным обеспечением учебных мастерских оборудованием группы учащихся по 2—3 человека могут одновременно выполнять лаборатор­ные работы разного содержания, руководствуясь индиви­дуальными инструкционными картами.

Наиболее ответственный момент лабораторной работы — анализ проведенных испытаний и формулировка выводов. В зависимости от содержания работы учитель этот период встречает различные по характеру трудности. Иногда результат испытания представляет собой элементарную характеристику (например, при определений взаимной твердости образцов различных пород древесины! путем вдавливания шарикоподшипника, положенного между образцами). В данном случае учащиеся не затрудняются делать вывод о том, какая древесина тверже. В других случаях необходимо составить несколько характеристик материала, причем искомые свойства воспринимаются значительно труднее, чем в приведенном выше примере. Например, в швейном деле при проведении од­ной из лабораторных работ ставится задача познакомить учащихся с некоторыми видами ткацких переплетений. Эти, сведения имеют непосредственное отношение к технологии швейного дела. От порядка переплетения нитей зависит растяжимость, толщина тканей, блеск лицевой поверхности, наличие рубчиков, продольных полос и т. п.

Трудность получения знаний и представлений о видах ткацких переплетений объясняется, во-первых, тем, что

они основаны на восприятии малозаметных признаков, и, во-вторых, эти признаки' не формулируются однозначно (для объяснения требуется развернутая характеристика).

Перед лабораторной работой по ознакомлению уча­щихся с видами ткацких переплетений необходимо объяс­нить и показать различные переплетения на примерах и с помощью наглядных пособий (рисунки переплетений в увеличенном виде).

В процессе этой лабораторной работы учащиеся моде­лируют отдельные виды ткацких переплетений из поло­сок цветной бумаги (сутажа), определяют виды перепле­тений на образцах тканей и составляют коллекцию. Ре­зультаты лабораторной работы здесь можно рассматри­вать как первое знакомство учащихся с одним из показа­телей структуры тканей. Умение определять более слож­ные виды переплетений у учащихся формируется путем длительной практики. Первоначальное освоение технологических приемов.

Программы профессионально-трудового обучения вспомо­гательной школы построены таким образом, что в течение всего курса учащиеся знакомятся с новыми для них тех­нологическими операциями. Каждая из них осуществля­ется с помощью определенных технологических приемов. Основные из них относятся к следующим группам: а) раз­метка; б) обработка (например, сверление сквозного или глухого отверстия на станке); в) соединение, деталей (вы­полнение соединительных швов, соединение крепежными деталями, склеивание и т. п.); г) наладка инструментов, приспособлений, машин; д) крепление деталей (заготовок) для обработки; е) контроль объектов работы и со­стояния орудия труда.

Большинство технологических операций ученики осваи­вают длительное время. Совершенствование и закрепле­ние трудовых навыков по операциям происходит главным образом во время практических работ учащихся по изго­товлению различных изделий. Но, как показывает прак­тика обучения труду во вспомогательных школах, этот процесс идет гораздо успешнее, если первичное освоение приемов осуществлять изолированно от конкретных прак­тических работ учащихся (в упражнениях). Там, где не проводятся специальные занятия по ознакомлению уча­щихся с новыми для них технологическими приемами и эти приемы учащиеся осваивают попутно в ходе практи­ческих работ, обучение имеет ряд недостатков. Основной недостаток заключается в том, что в этом случае техно­логические приемы школьники усваивают механически, неосознанно. Заученные без достаточного понимания, они становятся косными и не могут переноситься в новые ус­ловия. Кроме того, нередко в таких случаях учащиеся усваивают неправильную технику выполнения приемов и впоследствии их требуется переучивать.

Ознакомление с новым технологическим приемом вклю­чает два основных этапа:

I этап — формирование знаний и зрительных пред­ставлений о содержании приема.

II эт п--первоначальное практическое усвоение приема.

На первом этапе учащиеся знакомятся с назначением приема. Например, рицовка деталей из картона выпол­няется для того, чтобы получить правильную линию сги­ба. Учитель убеждает школьников в необходимости этой операции. Для этого он выполняет на листе картона разметку линии сгиба и перегибает лист. Учащиеся видят, что картон ломается и сгиб получился неправильный. Тогда учитель выполняет рицовку (проводит линию разметки, делает по этой линии надрез переплетным ножом и сгибает заготовку). Необходимость рицовки очевидна—сгиб получается ровный, строго по линии разметки. Когда школьники усвоили назначение приема, учитель, подробно рассказывает о его содержании. Орудийный прием (выполняемый с помощью инструмента, приспособления, машины) содержит три компонента: практический результат, орудие, двигательную программу. В ручных видах труда могут быть и безорудийные приемы (например, счет листов в переплетном деле, контроль фугования бруска на глаз — в столярном).

Учащиеся знакомятся с содержанием приема, начинай с его результата. Например, результат пиления древесины поперек волокон столярной пилой — пропил определенной формы. Учащиеся должны четко представлять форму пропила и его расположение, соотнося этот результате выполнением указанного приема. В данном случае онй усваивают две характеристики результата приема:

во-первых, пропил проходит рядом с разметочной ли­нией (риской) так, что разметочная линия (или ее половина) остается на детали;

во-вторых, стенки пропила представляют собой две; плоскости.

Представление об эталоне результата технологического; приема формируется у учащихся не только на основании-! объяснения указанных характеристик, но и путем показа' предметных образцов (рис. 12). При анализе образца учитель уточняет характеристики результата приема. Так, в нашем примере словесная характеристика включает фра­зу «Рядом с разметочной линией». Эта фраза нуждается в уточнении с помощью рисунка и практического показа расположения полотна пилы относительно линии раз­метки.

Примерно так же учащиеся приобретают знания о приемах получения швов в обувном и швейном деле. Од­нако здесь иногда недостаточно продемонстрировать об­разец шва, так как шов трудно рассматривать. В этом случае наряду с образцами швов используют увеличенные макеты (рис. 13), которые способствуют формированию представления о форме каждого шва и структуре строчки (их удобно выполнять из поролона).

При первом ознакомлении учащихся с результатом но­вого приема учитель останавливается лишь на правиль­ных характеристиках, о типичных ошибках он рассказы­вает после того, как у школьников сложилось верное пред­ставление о результате выполнения приема, а также ког­да они познакомились с устройством орудия труда (если орудие не изучалось раньше в связи с другим технологи­ческим приемом) и двигательной программой изучаемого приема.

При обучении учащихся трудовым движениям учитель сначала показывает, как выполняют тот или иной техно­логический прием в рабочем темпе, затем в замедленном и в конце опять в рабочем. Выполняя движения приема в замедленном темпе, учитель объясняет, как осуществля­ется каждое рабочее движение. Например, нанесение клея

на бумагу (в картонажно-переплетном деле) нужно начинать всегда от середины листа к его краям. При этом пальцами левой руки бума­гу придерживают, чтобы она не сдвинулась с места.

Если прием более сло­жен, то его формирование происходит в такой после­довательности:

1) показ действий в ра­бочем темпе и демонстрация полученного результата;

2) выполнение приема в замедленном темпе с объяснением и остановками в особо трудных местах;

3) повторение приема 2—3 раза в рабочем темпе.

После фронтального ознакомления учитель предлагает воспроизвести прием одному-двум учащимся.

Объясняя и показывая трудовые действия, нужно иметь в виду, что многие учащиеся вспомогательной школы с большим трудом запоминают двигательный комп­лекс приема (положение тела, хватку инструмента, траекторию движения руки, величину приложенных усилий). Помогают учащимся усвоить трудовые действия учебные 1 таблицы с рисунками отдельных положений работающего. Если учитель показывает трудовые приемы и действия без применения иллюстративного материала, то многие учащиеся не запоминают их особенности и последовательность.

Упражнения при отработке более сложных приемов целесообразно выполнять на специальных образцах. Это позволяет учащимся действовать смелее, не рискуя испортить изделие. Перед выполнением упражнения учитель; указывает школьникам, на что следует обратить особое; внимание при отработке трудовых действий. Когда учащиеся выполняют тренировочные упражнения, особенно важно отметить характерные ошибки в их действиях. Чтобы у школьников не вырабатывались неправильные приемы, заметив характерную ошибку, учитель останавливает работу группы, вновь объясняет и показывает, как надо держать инструмент и перемещать его рабочую часть : относительно заготовки.

На этом этапе учитель может проводить анализ характерных ошибок не только на объектах труда учащихся, но и с помощью наглядных пособий, отражающих правильное и неправильное выполнение трудового приема данной технологической операции.

Рассмотренный порядок ознакомления учащихся с технологическими приемами примерный. В каждом конкретном случае он может быть изменен. Как правило, изменения обусловлены тем, что некоторые элементы техно­логического приема уже знакомы учащимся или очень просты. Например, результат приема счета листов бумаги в переплетном деле — определенное количество листов. С понятием количества учащиеся знакомы из курса обу­чения математике. Поэтому данный элемент приема учи­тель не анализирует.

Таким образом, основной результат первоначального ознакомления учащихся с новыми для них приемами за­ключается в представлении и понимании их содержания. В своей педагогической практике учитель труда вспомога­тельной школы должен стремиться к тому, чтобы трудо­вые действия учащиеся выполняли осознанно, т. е. могли давать словесный отчет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных