ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области: а) установления, применения и исполнения обязательных и на добровольной основе требований к объектам (стандартизация); б) оценки соответствия (сертификация); Законодательной основой технического регулирования в РФ является федеральный закон «О техническом регулировании» от 2002 года. Закон направлен на гармонизацию российского законодательства с существующими международными нормами. Он осуществляет законодательное регулирование в области стандартизации и сертификации, и отменяет ранее действующие законы РФ «О сертификации товаров и услуг» и «О стандартизации». К объектам технического регулирования относят: ü Продукцию; ü Процессы производства; ü Эксплуатацию; ü Хранение; ü Перевозки; ü Реализацию; ü Утилизацию; ü Выполнение работ или оказание услуг. Инструментами технического регулирования являются: 1. Технические регламенты; 2. Стандартизация; 3. Процедуры подтверждения соответствия (сертификация); 4. Аккредитация; 5. Государственный контроль и надзор. Технические регламенты устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Государственный контроль и надзор осуществляется территориальным органом РосТехРегулирования РФ, на стадии обращения продукции на рынке, а также за процессами ее производства. Аккредитация органов по сертификации – это официальное признание их компетентности выполнять работы в определенной области оценки соответствия. СТАНДАРТИЗАЦИЯ Стандарт – это документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства. Стандартизация – это деятельность, направленная на достижение максимальной степени упорядочения в определенной области по средствам установления соответствующих норм, правил, нормативов и требований. В зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждаемых документов, стандарты различаются по категориям: а) международные (ISO); б) региональные и международные (ЕС); в) межгосударственные – это стандарты, действующие в странах бывших республик СССР; г) Национальный стандарт (ГОСТ Р) – применяется национальным органом по стандартизации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии стандартов; д) Отраслевые (ОСТ); е) Стандарты организации (СТО;ТУ) Существуют следующие функции стандартизации: 1. Экономическая – заключается в предупреждении неоправданного разнообразия деталей, материалов, технических процессов. 2. Информационная – проявляет себя через создание нормативных документов (стандартов, технических условий) являющихся носителями ценной технической информации. 3. Социальная – через включение в нормативные документы таких показателей, качества продукции, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно-гигиеническим нормам. 4. Коммуникативная – через достижения взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизованные термины, трактовки понятий, единые правила оформления нормативных документов.
7.2. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ
Основные положения Сертификация- это деятельность третьей стороны, проводимая с целью подтверждения соответствия объекта технического регулирования определенным нормативным документам. Третьей стороной принято считать лицо или организацию, независимую от других участвующих сторон (первая сторона-изготовитель, вторая-потребитель). Независимость означает отсутствие административного подчинения и экономической зависимости, как от изготовителя, так и от потребителя. Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия объектов технического регулирования нормативной документации. До 1992 г. Россия была одной из немногих европейских стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на безопасности и техническом уровне товаров, так и на возможностях их экспорта. В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 г. — Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются. Сертификация осуществляется в целях: — содействия потребителям в компетентном выборе продукции; — защиты потребителя от недобросовестности изготовителя; — контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья; —подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. В целом форма подтверждения соответствия представляет собой определенный порядок документального удостоверения соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Формы подтверждения соответствия Существуют следующие формы подтверждения соответствия: А) Обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении той продукции, которая будет реализовываться на территории РФ и служит средством Государственного контроля за безопасностью продукции. Номенклатура потребительских товаров, подлежащих обязательной сертификации включает более 70 видов продукции. В их числе: А) сельскохозяйственная продукция; Б) продукция бытовой химии; В) изделия текстильной и легкой промышленности; Г) электробытовые приборы; Д) техника для домашнего хозяйства; Е) автотранспортная и медицинская техника. 15 февраля 2010 года на территории РФ отменена обязательная сертификация. Теперь эти товары можно продавать, имея декларацию соответствия, в которой производитель гарантирует качество и безопасность своей продукции. Б) Декларирование соответствия может осуществляться по двум вариантам: - принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; - принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, а также доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории. При декларировании соответствия заявитель самостоятельно составляет доказательственные материалы для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Доказательные материалы представляют собой техническую документацию, результаты собственных исследований и измерений и документы, являющиеся мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. При декларировании соответствия заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в соответствующие материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), предоставляет сертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат. Как правило, состав доказательственных материалов и форма декларации определяются соответствующим техническим регламентом. Декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. В) Добровольное подтверждение соответствия происходит по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оно проводится, как правило, негосударственными организациями и служит для получения доверия у потребителя, проникновения на новые рынки сбыта, расширение экспортных возможностей. Объекты, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Знак соответствия представляет собой обозначение, используемое для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Порядок использования знака соответствия определяется правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Завершается сертификация выдачей сертификата соответствия. Сертификат соответствия (сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Как правило, в сертификате соответствия содержатся следующие данные: ■ название и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; ■ название и местонахождение заявителя; ■ название технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; ■ название и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; ■ информация об объекте сертификации, позволяющая идентифицировать этот объект; ■ сведения о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; ■ сведения о проведенных исследованиях и измерениях; ■ период действия сертификата соответствия. Схемы, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России и другими государственными органами управления. При этом учитываются особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, затраты заявителя и требуемый уровень доказательности сертификации; к последнему требованию относится факт использования в отечественной практике сертификации схем, применяемых в зарубежной и международной практике. Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации. Рекомендуемые схемы в системе ГОСТ Р даны в таблице 7.1 Таблица 7.1 - Рекомендуемые схемы сертификации в системе ГОСТ Р
Инспекционный контроль сертифицированной продукцией в процессе ее производства и (или) реализации проводится в течение всего срока действия сертификата органом по сертификации, выдавшим сертификат, с привлечением при необходимости других государственных органов управления, обществ потребителей и торговых инспекций. КВАЛИМЕТРИЯ Квалиметрия – это область науки, изучающая методы количественной оценки качества продукции. Существует следующие методы оценки уровня качества: 1. Дифференциальные – заключается в сравнении значений показателей оцениваемой продукции с базовым образцом. (1) (2) - значение i показателя качества оцениваемой продукции; - значение показателя качества базового образца; - количество показателей качества; Для позитивных показателей (с увеличением которых качество улучшается) используют формулу 1. Для негативных показателей (с увеличением которых качество ухудшается – формулу 2). Если qi >1, то по данному показателю оцениваемой продукции лучше, чем базовый образец. Если qi = 0 – не уступает базовому образцу. Если qi <1 – уступает базовому образцу. Для графического представления дифференциального метода используют ЦИКЛОГРАММУ (круг с многоугольником; круг – показатель базового образца, многоугольник - показатель оцениваемого образца). Грани многоугольника – конкретные показатели качества. Для определения комплексного дифференциального показателя необходимо площадь многоугольника поделить на площадь круга. Если данный показатель меньше нуля, значит оцениваемый объект хуже базового, если больше нуля – то лучше. 2. Комплексный метод подразделяется на методы по обобщенному и по средневзвешенному показателям. Метод по обобщенному показателю применяют в тех случаях, когда наиболее целесообразно оценить сложные изделия только одним числом. Пример: главный показатель качества автобуса, который характеризует его годовую производительность определяется выражением W=T*V*R*λ*ß*365*£ T – средняя продолжительность нахождения автобуса в наряде, часы V – эксплуатационная скорость, км/ч R – вместимость, человек λ – коэффициент использования вместимости автобуса ß – коэффициент использования пробега автобуса £ - коэффициент использования автобуса Метод по средневзвешенному показателю применяют в тех случаях, когда затруднительно или невозможно определить обобщенный показатель качества и его функциональную зависимость от исходных показателей качества. Обычно используют средневзвешенный арифметический и (или) средневзвешенный геометрический показатели качества, которые вычисляются по формулам: Уровень качества определяется из выражения: 3. Интегральный метод оценки – это итоговый показатель, который характеризует в наиболее общей форме эффективность работы изделий. 4. Экспертный метод оценки – это метод, основанный на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов – экспертов. Не может быть использован, если качество можно определить другим аналитическим или экспериментальным методами с большей точностью или меньшими затратами.
АУДИТ КАЧЕСТВА Аудит – это систематически независимый и документированный процесс получения свидетельств и объективной их оценки в целях установления степени выполнения критериев аудита. Критериями аудита могут быть: ü Политика в области качества; ü Требования контрактов; ü Требования систем МК; По видам различают следующие аудиты: 1.Аудит первой стороной (внутренний) – аудит, проводимый организацией у себя же. Он представляет руководству информацию о том: ü Выполняются ли приказы, распоряжения; ü Так ли действенна и результативна система менеджмента качества и как ей следует быть; ü Где система дает сбой. 2.Аудит второй стороной – это проверка организацией от имени потребителя или другой заинтересованной стороной. 3.Аудит третьей стороной – это проверка, проводимая внешней независимой организацией. Как правило, проводится с целью сертификации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|