Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМОВ УСЛУГ




Основная задача отрасли связи состоит в удовлетворении потребностей всех сфер общественного производства и населения в передаче различного рода информации (сообщений), поэтому важнейшим показателем деятельности отрасли, ее отдельных подотраслей и хозяйствующих субъектов является объем предоставляемых услуг. Именно объем услуг отражает конечные результаты работы операторов и подотраслей связи и характеризует степень удовлетворения производственных, общественных и личных потребностей в передаче информации. На основе этого показателя определяются необходимые производственные ресурсы — численность работников, величина основных фондов и оборотных средств, он же, в конечном итоге, непосредственно влияет на объем получаемых доходов, прибыль и рентабельность компаний. Таким образом, значение показателя объема услуг состоит в том, что он, с одной стороны, является исходной базой для планирования всей производственной программы организаций связи и характеристики эффективности их деятельности, с другой — служит индикатором выполнения социально-производственной миссии связи по удовлетворению спроса в услугах и средствах передачи и распределения информации.

Услуга связи — это результат деятельности по приему, обработке, хранению, передаче и доставке различного рода сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Экономическая характеристика и особенности услуг связи определяются спецификой отрасли, которая была рассмотрена в разделе 1.1. Основными из них, оказывающими наибольшее влияние на экономику и организацию деятельности операторов связи и отрасли в целом, являются невещественный характер создаваемого продукта, совпадение во времени процесса производства и потребления услуг, участие в их создании, как правило, нескольких самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Невещественный характер конечного продукта производственной деятельности организаций связи обусловил применение для его характеристики термина «услуга». Понятие «услуга», в отличие от понятий «товар», «изделие», возникает и применяется тогда, когда потребительная стоимость выступает не в виде вещи, имеющей материальную оболочку, а в форме деятельности, итогом которой является полезный результат (эффект). Полезный результат от передачи различного рода сообщений для потребителей является услугой и имеет соответствующую потребительную стоимость и стоимость.

Вследствие неотделимости процессов производства и потребления услуг связи, они не могут существовать вне сферы производства, храниться на складе, поступать в сферу обращения. В отношении их информационно-содержательной сущности предъявляются жесткие критерии, требующие абсолютной точности при обработке, передаче и воспроизведении. Обеспечиваются эти требования с помощью системы оценки и контроля качества услуг связи, а также разработки и реализации мероприятий по его улучшению.

Участие в передаче многих видов информации нескольких самостоятельных хозяйствующих субъектов или их филиалов приводит к тому, что процесс создания услуги состоит из совокупности взаимосвязанных этапов: исходящего, транзитного и входящего. На каждом их них отдельный оператор связи выполняет конкретные производственные функции, обусловленные технологией создания сетевых услуг, к числу которых относятся услуги почтовой, телеграфной, междугородной телефонной связи, телематические услуги и некоторые другие.

Например, в процессе передачи междугородного телефонного сообщения по автоматической связи между абонентами двух федеральных округов участвуют по крайней мере три самостоятельных телекоммуникационных оператора: две межрегиональные компании ОАО «Связьинвест» на исходящем и входящем концах и оператор, имеющий лицензию на оказание услуг междугородной телефонной связи (ОАО «Ростелеком», ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» или другой). Схема прохождения междугородного сообщения может быть намного сложнее, если в оконечных пунктах функционируют выделенные городские телефонные сети и междугородные телефонные станции, либо между населенными пунктами отсутствует прямая связь и требуется участие транзитных операторов.

В процессе передачи почтовых отправлений участвуют региональные филиалы ФГУП «Почта России» — почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты, а также организации других ведомств, осуществляющие перевозку почты различными видами транспорта.

Таким образом, услуги связи создаются в масштабе подотрасли связи, отдельные операторы и их филиалы выполняют определенный объем работ по передаче информации (сообщений) на соответствующем этапе. В конкретных организациях связи и их филиалах осуществляется учет объема работ (обмена) по передаче исходящих, транзитных, входящих сообщений, обслуживанию различного вида оборудования и каналов связи. Это необходимо для определения требуемых трудовых и материальных ресурсов в целях бесперебойного функционирования средств связи и создания высококачественных услуг.

На сети связи общего пользования потребителям оказываются только лицензируемые услуги, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. В настоящее время в перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, включено 20 групп, представленных в приложении к данной главе. Операторы, помимо услуг, отраженных в перечне, могут оказывать и другие услуги, если они технологически неразрывно связаны с указанными в перечне и направлены на повышение потребительской ценности услуг, если для этого не требуется отдельной лицензии.

Перечень оказываемых услуг составляет их отраслевую номенклатуру, в которой отражены конечные, с точки зрения потребителей, результаты деятельности операторов по передаче информации соответствующего вида или предоставление потребителям технических устройств доступа к сети или каналов связи в аренду. Такая номенклатура формируется каждым оператором в соответствии с полученной лицензией (или лицензиями), и ее позиции, как правило, совпадают с перечнем платных услуг.

В практической деятельности организаций связи позиции отраслевой номенклатуры конкретизируются с учетом разновидностей и типов услуг на промежуточных этапах производства или работ по выполнению производственного цикла. Например, услуга отраслевой номенклатуры «Письма и бандероли с объявленной ценностью» в номенклатуре организаций почтовой связи имеет три позиции: «Письма и бандероли с объявленной ценностью: исходящие, входящие, транзитные». Аналогичным образом услуга для конечных пользователей «Междугородное телефонное соединение» в номенклатуре оператора электросвязи учитывается по этапам установления соединения, то есть исходящему, входящему и транзитному. Такой порядок характерен для всех сетевых услуг, в процессе оказания которых участвует несколько операторов связи.

Услуги связи классифицируются по различным признакам, которые в наибольшей степени отражают особенности процессов их производства и потребления. Наиболее часто встречающиеся классификационные признаки и соответствующие им характеристики услуг представлены в таблице 4.3.

В зависимости от характера создаваемого потребительского эффекта услуги связи выступают в двух формах:

· в форме передачи (пересылки) единичных сообщений (отправлений), например, телеграмм, телефонных разговоров, писем, посылок и т.п. или, как условно принято называть, в форме обмена;

· в форме предоставления потребителям абонентского устройства доступа к сети (абонентских линий, таксофонов, радиоточек, установок абонентского телеграфа и других) или технических средств в аренду, которые используются абонентами для передачи и приема различных видов информации.

Таблица 4.3 Классификационные признаки услуг связи и их характеристики

Признаки классификации услуг Классификационные характеристики услуг
По характеру создаваемого потребительского эффекта Услуги в форме передачи единичных сообщений.
Предоставление абонентского устройства доступа к сети или технических средств в пользование (аренду)
По потребительским свойствам Основные
Дополнительные
По виду передаваемой информации Текст
Голос
Изображение
Мультимедиа
По виду доступа Доступ в течение определенного времени
Фиксированный доступ
Подвижный доступ
По территориальному охвату пользователей Услуги местной связи
Услуги внутризоновой связи
Услуги междугородной связи
Услуги международной связи
По способу обмена информацией Односторонний
Двухсторонний (интерактивный)
По скорости обмена Простые
Срочные
Низкоскоростные
Высокоскоростные
По уровню доступности потребителям Общедоступные
Универсальные
По характеру использования Услуги конечным потребителям
Услуги доступа и передачи трафика
По стадии (фазе) жизненного цикла Традиционные
Новые (инновационные)
По используемому механизму ценообразования Услуги, тарифы на которые регулируются государством
Услуги, тарифы на которые устанавливаются операторами самостоятельно
Бесплатные услуги

В первом случае потребительной стоимостью является эффект от передачи сообщения, во втором — эффект, обеспечиваемый действием устройства связи, используемого постоянно или в течение определенного времени для передачи информации.

По своим потребительским свойствам услуги в форме предоставления технических средств доступа или сдачи их в аренду являются наиболее удобными и максимально приближенными к пользователям. Они создают значительную экономию времени при обмене информацией, обеспечивают возможность быстрого ее анализа, выработки адекватного решения и оперативного ответа на исходное сообщение. В ряде случаев наличие у абонента технического устройства позволяет ему пользоваться услугами различных видов и подотраслей. Например, имея телефонный аппарат, потребитель может не только осуществлять местное телефонное соединение, но и пользоваться междугородной и международной телефонной связью, сделать заказ на передачу телеграммы, а при соответствующем дооборудовании — передавать факсимильные сообщения и пользоваться услугами электронной почты. Эти свойства и возможности, которые обеспечиваются при пользовании услугами в форме технических устройств, определяют их очевидные преимущества по сравнению с услугами в форме обмена. Поэтому не случайно во всем мире, в том числе и на отечественном рынке телекоммуникационных услуг наблюдается тенденция к снижению доли услуг в форме обмена и существенному росту удельного веса услуг в форме предоставления технических устройств.

Потребительские свойства услуг учитываются также при их делении на основные и дополнительные. Основные услуги отражают конечную цель процесса передачи информации, а дополнительные придают основным услугам некоторые новые потребительские свойства, делающие их более удобными и эффективными при использовании. Например, при осуществлении междугородного телефонного разговора могут быть оказаны такие дополнительные услуги, как вызов определенного лица, наведение справки о номере телефона абонента другого города, оплата разговора за счет вызываемого абонента и др. По мере совершенствования технико-технологической базы производства, многие основные услуги совершенствуются и дополняются различными потребительскими свойствами. Так, предоставление доступа к сети местной телефонной связи, использующей электронные системы коммутации, дает возможность абоненту осуществлять переадресовку соединения на другой телефон данной сети, сделать запрет на входящие соединения от определенных абонентов, использовать телефон «в режиме будильника» и иметь многие виды других дополнительных услуг.

В зависимости от вида передаваемой информации услуги связи могут быть разделены на четыре группы: передача текста (телеграмма, факс, электронная почта), голоса (телефонная связь), изображения (телевидение, Интернет) и услуги мультимедиа (объединение в одной услуге данных, голоса и изображения). Для оказания первых трех групп услуг операторы могут использовать раздельные коммутируемые сети передачи данных, телефонной связи и видеоинформации. В условиях интеграции и конвергенции сетей и служб для передачи всех трех видов информации создается единая коммутируемая сеть, позволяющая оказывать гибридные мультимедийные услуги, которые в англоязычной литературе называются «triple-play services». Такие услуги объединяют в себе голос, видеоизображение (текст, графика, анимация, реальные объекты) и данные и имеют необычайно высокий рыночный потенциал с точки зрения роста доходов операторов.

По виду доступа различают услуги с доступом в течение определенного времени (передача почтовых отправлений, телеграмм, услуги, оказываемые с таксофонов и в пунктах коллективного доступа к сети Интернет); услуги фиксированного доступа (услуги фиксированных телефонных сетей, передачи данных, персонального доступа в Интернет); услуги подвижного доступа (подвижная радиотелефонная связь, пейджинговая связь).

По способу обмена информацией услуги связи носят односторонний или двусторонний характер. К первой группе относятся традиционные услуги радиовещания и телевидения. Типичными представителями услуг с двусторонним обменом информацией являются телефонная и видеотелефонная связь, передача данных и Интернет, видео и аудиоконференции. Внедрение новых технологий в телекоммуникациях обеспечивает придание услугам интерактивных свойств, которые в процессе двустороннего обмена информацией обеспечивают пользователям возможность управления отдельными параметрами услуг в режиме реального времени: видео по требованию (фильмы, новости, музыка); интерактивные игры, телепродажа, телемедицина, телеобучение и др.

В зависимости от скорости пересылки отправлений услуги могут быть простыми (обыкновенными) и срочными (срочные телеграммы, внутризоновые и междугородные телефонные разговоры) и от скорости передачи информации по сети электросвязи — низкоскоростные (телефонная связь, низкополосный Интернет, подвижная связь второго поколения — 2G) и высокоскоростные (широкополосный Интернет, подвижная связь третьего поколения — 3G). К широкополосным также относятся услуги цифровых сетей с интеграцией служб — ISDN, обеспечивающие передачу всех типов информации, включая голос, текст и изображение со скоростью 64 кбит/с и выше. Увеличение скорости пересылки сообщений и передачи информации обеспечивает существенное улучшение потребительских свойств и качественных параметров соответствующих услуг.

По территориальному охвату пользователей все услуги делятся на внутренние и международные. Предоставление потребителям внутренних (местных, внутризоновых, междугородных) услуг осуществляется в соответствии с правилами оказания конкретного их вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Производство и оказание международных услуг должно соответствовать нормам и правилам, установленным международными организациями в области связи, в том числе Международным союзом электросвязи и Всемирным почтовым союзом.

По уровню доступности потребителям можно выделить услуги общедоступные, оказываемые операторами сети общего пользования в соответствии с полученной лицензией и в которых они при наличии технической возможности не могут отказать пользователю, и универсальные, оказание которых на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания (более подробному рассмотрению универсальных услуг посвящен раздел 4.4).

Характер использования услуг определяется целью потребления создаваемого эффекта и этапами их производства. Услуги конечным пользователям охватывают все этапы производственного процесса (исходящий, транзитный и входящий) передачи информации (сообщений) между абонентами или пользователями. Они являются законченными, обладают всеми потребительскими свойствами в соответствии с их физическим содержанием и используются для удовлетворения личных, производственных или общественных потребностей. Услуги присоединения и передачи трафика — это результат деятельности по удовлетворению потребностей операторов в организации взаимодействия сетей, при котором становится возможным установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи. Перечень, приведенный в приложении к данной главе, свидетельствует о существенной специфике услуг присоединения и пропуска трафика с точки зрения стадий их производства, которые охватывают отдельные его этапы: непосредственное физическое соединение взаимодействующих сетей, обслуживание инициированного (исходящего) вызова, транзитного вызова и вызова завершения (входящего) на различных уровнях присоединения сетей. Сфера практического применения данного класса услуг ограничивается системой взаиморасчетов между операторами, участвующими в создании сетевых услуг.

По стадии (фазе) жизненного цикла все услуги можно разделить на традиционные и новые (инновационные). К традиционным услугам относятся те из них, спрос на которые в основном удовлетворен (кривая спроса находится на стадии насыщения) или снижается (фаза спада) с учетом появления взаимозаменяемых услуг. В числе традиционных услуг следует отметить услуги почтовой связи (за исключением услуг, оказываемых с использованием ИТ-технологий), передачу телеграмм и услуги проводного вещания. К этой же группе относятся услуги местной телефонной связи, уровень развития которых в ряде территориальных сегментов приблизился к насыщению, тем более что с учетом быстрых темпов продвижения в регионы подвижной связи потребность в телефонах фиксированных сетей неуклонно сокращается.

Новые (инновационные) услуги — это услуги, находящиеся на стадиях вывода их на рынок и устойчивого роста объемов потребления. В их числе можно выделить услуги подвижной связи и доступа к сети Интернет в территориальных сегментах с низким достигнутым уровнем их потребления, услуги интеллектуальных сетей, услуги мультимедиа. Таким образом, одна и та же услуга в различных территориальных и потребительских сегментах может характеризоваться и как традиционная, и как новая. Например, услуги подвижной связи сетей 2G для столичных регионов с плотностью 80 и более сотовых телефонов на 100 жителей, то есть с практически полным удовлетворением платежеспособного спроса, могут быть отнесены к традиционным, а для регионов страны, не охваченных сетями подвижной связи, или где только начинает разворачиваться сотовый бизнес, рассматриваемая услуга является новой.

С точки зрения ценообразования все услуги связи делятся на платные, реализуемые потребителям по регулируемым и нерегулируемым тарифам, и бесплатные. Перечень (номенклатура) платных услуг представлен в Прейскурантах тарифов на услуги связи. Перечень услуг, тарифы на которые регулируются государством, определяется уровнем монополизма соответствующего товарного рынка, степенью удовлетворения общественных и личных потребностей в услугах конкретного вида, платежеспособностью отдельных категорий пользователей. К услугам данного вида относятся универсальные услуги, услуги общедоступной почтовой и электрической связи, оказываемые операторами, включенными в реестр субъектов естественных монополий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (перечень приведен в приложении к данной главе).

К числу услуг, цены на которые регулируются государством, относятся также услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

К так называемым «нерегулируемым» услугам относятся все остальные их виды, тарифы на которые устанавливаются производителями в зависимости от соотношения между спросом и предложением, уровня конкуренции, платежеспособности потребителей и других рыночных ценообразующих факторов.

К бесплатным услугам относятся передача служебных сообщений между органами управления и регулирования связи и хозяйствующими субъектами, а также обмен служебной информацией между последними.

Для характеристики объемов услуг связи используются натуральный и стоимостной методы измерения. Натуральный измеритель основан на применении показателей, характеризующих физическую (потребительную) сущность услуг. Это, например число писем, телеграмм, минут переданного речевого трафика, страниц факсимильных сообщений, количество обслуживаемых абонентских линий, трансляционных радиоточек и т.д. В отношении услуг мультимедиа, объединяющих передачу звуковой, видеоинформации и данных, а также информации, переданной по сети Интернет, в качестве натуральных единиц измерения установлен Мегабайт (Мбайт) информации. Натуральные измерители всех видов услуг представлены в соответствующих номенклатурах и прейскурантах платных услуг.

Натуральные показатели должны быть простыми и понятными в применении, как для производителей, так и для потребителей услуг. Они не только характеризуют общий объем услуг, созданных за конкретный промежуток времени, но и отражают производственную мощность компании. На их основе может быть дана оценка уровня потребления услуг каждого вида и степень удовлетворения спроса со стороны абонентов и пользователей различных категорий. Натуральные показатели объема услуг лежат в основе разработки инвестиционных программ и планов стратегического развития операторов. С учетом натуральных показателей услуг осуществляется проектирование объектов связи и схем построения сетей связи страны.

Натуральный измеритель имеет большое значение для определения объема работ организаций связи и их филиалов по созданию услуг на отдельных этапах передачи сообщений. Данные о числе исходящих, транзитных, входящих сообщений, объемах переданной информации, количестве обслуживаемого оборудования и каналов связи необходимы для расчета численности производственного персонала по профессиям и специальностям, для определения потребности в аппаратуре и сооружениях связи, нормирования материальных ресурсов, оценки использования основных фондов и производственных мощностей.

Несмотря на столь обширную сферу применения натуральных показателей услуг связи, их бывает недостаточно для решения всех аспектов планово-экономической работы. Это объясняется тем, что номенклатура услуг связи очень широка, а натуральный измеритель не дает возможности сведения (соизмерения) различных потребительных стоимостей в один агрегированный показатель. Для этой цели применяется стоимостной (денежный) измеритель, универсальность которого состоит в том, что он позволяет всю совокупность разнообразных услуг связи выразить в едином измерителе — денежных единицах.

В качестве стоимостного измерителя общего объема услуг принят показатель доходов от услуг связи, который определяется на основе натуральных показателей платных услуг и усредненных тарифов (средних доходных такс). По аналогии с промышленностью этот показатель характеризует объем произведенной продукции в денежном выражении. Стоимостной измеритель в отраслевой экономике имеет обширную область применения. На его основе определяется объем услуг в целом по организациям связи, акционерным обществам, межрегиональным компаниям и т.п., по каждой подотрасли и по отрасли связи в целом. Он является базой для разработки доходной части в рамках бюджетного планирования, а также для расчета важнейших экономических показателей — производительности труда, себестоимости, фондоотдачи, прибыли. Его используют в качестве укрупненного измерителя при определении отдельных составляющих расходов по обычным видам деятельности, которые несут операторы в процессе оказания услуг потребителям и эксплуатации средств связи.

Однако денежный измеритель услуг связи, как и любой стоимостной показатель, подвержен зависимости от инфляционных процессов. Поэтому при использовании его или показателей, рассчитанных на основе доходов от услуг связи, для изучения динамики за несколько периодов, построения трендов, определения среднегодовых темпов изменения и других планово-аналитических целей необходимо разновременные значения стоимостных показателей приводить в сопоставимые условия с помощью специальных статистических методик.

В филиалах и структурных подразделениях организаций связи для целей внутрипроизводственного планирования, разработки нормированных заданий, оценки результатов деятельности отдельных цехов, участков и др. используется условно-натуральный измеритель. На его основе можно соизмерить натуральные показатели услуг связи, близкие по своему физическому содержанию, но имеющие различную потребительную стоимость и неодинаковые затраты на создание, например, международные и междугородные телефонные разговоры; телефонные аппараты, установленные в организациях и у населения, индивидуального и коллективного пользования и т.п. Еще одной важной областью применения данного измерителя является соизмерение объемов работ по созданию услуг связи на различных этапах передачи сообщений, выполняемых в рамках одного структурного подразделения. Например, с помощью данного измерителя можно определить общий объем работ цеха сортировки посылок прижелезнодорожного почтамта, где одновременно обрабатываются исходящие, транзитные и входящие посылки, или коммутаторного цеха междугородной телефонной станции, в котором осуществляется прием заказов на междугородные разговоры и обслуживаются исходящие и входящие соединения. То есть, с одной стороны, условно-натуральный измеритель в определенной мере позволяет свести в один комплексный показатель разные виды работ, а с другой, — он не подвержен ценовым колебаниям и его не нужно приводить в сопоставимые условия в случае изучения в динамике.

При определении объема услуг (работ) в условно-натуральном выражении одна из них принимается за основу, а все другие (однородные) соизмеряются с ней с помощью коэффициентов приведения. Эти коэффициенты могут быть рассчитаны на основе сопоставления трудовых затрат на выполнение конкретного вида работ и аналогичного показателя по виду работ, принятого за основу приведения. Затем значения натуральных показателей умножаются на соответствующий коэффициент приведения, а сумма этих произведений определяет общий объем работ производственного подразделения в условно-натуральных единицах.

Пример. В аппаратном цехе телеграфа в отчетном периоде было обработано 30 тыс. исходящих, 120 тыс. транзитных и 50 тыс. входящих телеграмм. Нормативные затраты времени на обработку одной телеграммы на каждом этапе соответственно равны 0,9 мин., 1,7 мин. и 0,4 мин. Если за основу приведения принять обработку исходящих телеграмм, то для остальных видов работ коэффициенты приведения будут равны: для транзитных телеграмм — 1,7: 0,9 = 1,9; для входящих — 0,4: 0,9 = 0,4. Объем работ аппаратного цеха в условно-натуральном выражении составит 30 * 1 + 120 * 1,9 + 50 * 0,4 = 278 тыс. приведенных телеграмм.

Учет и анализ услуг связи с помощью различных способов их выражения имеет большое значение не только для оценки достигнутых результатов деятельности операторов связи, но и для целей прогнозирования и планирования их производственной программы.

 

……….

 

4.4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СВЯЗИ*

Признание мировым сообществом инфокоммуникаций в качестве одного из наиболее значимых факторов формирования общества как новой стадии развития цивилизации ставит перед правительствами и администрациями связи всех государств задачу всемерного развития телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения доступности к ней всем пользователям. Значимость этой задачи подчеркнута в принятой лидерами восьми крупнейших стран мира Окинавской хартии глобального информационного общества, в которой заявлено о неотъемлемом праве каждого человека на доступ к информационным и телекоммуникационным сетям. Особенно остро проблема всеобщего или, как принято называть, универсального доступа к инфокоммуникационным сетям и услугам стоит в развивающихся странах, где общий низкий уровень развития экономики не только препятствует реализации обозначенных Окинавской хартией прав граждан, но и ставит в информационную изоляцию целые государства и огромные регионы планеты.

* При подготовке раздела использованы материалы монографии Реймана Л.Д. Закономерности функционирования и регулирования телекоммуникаций. - М.: Научная книга, 2003. - 272 с.

Неравномерность экономического развития и большая дифференциация доходов населения различных стран обусловливают крайне высокий разрыв в объемах потребления инфокоммуникационных услуг. По данным Международного союза электросвязи, 15 % населения мира с высокими доходами потребляет до 60 % услуг фиксированной связи, почти 70 % услуг подвижной связи и свыше 80 % услуг сети Интернет. В то же время на долю почти 60 % населения планеты, имеющего низкий доход, приходится примерно 15, 10 и 5 процентов потребления соответствующих услуг. О существующем в мире «информационном разрыве» свидетельствуют также следующие данные: в США компьютеров больше, чем во всех остальных странах мира, а в Токио столько же телефонов, сколько во всей Африке.

Неравномерность доступа к инфраструктуре связи характерна также и для отдельных стран, особенно для занимающих большие территории и отличающиеся дискретностью пространства по факторам производства. На рис. 4.2 в качестве примера приведена диаграмма, характеризующая неравенство между городскими и сельскими территориями по уровню развития средств связи. Данный показатель рассчитан как отношение количества телефонов на 100 жителей в крупных городах и сельских районах. Только в развитых странах с высоким уровнем доходов граждан этот показатель близок к единице. В развивающихся странах он значительно выше и достигает максимального значения, равного семи в странах Южной Азии. В Российской Федерации различие телефонной плотности в городской и сельской местности составляет порядка 2,6 единиц, то есть находится на уровне стран Восточной Европы, Центральной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна.

 
 

Преодоление информационного разрыва и обеспечение базовых прав граждан на доступ к информации осуществляется посредством универсального обслуживания телекоммуникационными услугами.

В международной практике под универсальным обслуживанием (universal service) подразумевается предоставление возможности подключения к телекоммуникационной сети и использования минимального набора услуг связи вне зависимости от географического положения, уровня дохода или иных характеристик населения (например, специальных потребностей граждан с ограниченными физическим возможностями) по доступным ценам.

В понятие универсального обслуживания входит более узкое понятие универсального доступа (universal access), которое предусматривает лишь предоставление возможности пользования телекоммуникационными услугами с помощью таксофонов или в пунктах коллективного пользования исходя из минимальных затрат времени в пути, расстояния или числа жителей в населенном пункте. Универсальный доступ используется как промежуточная цель государственной политики в области информатизации общества, когда для полной телефонизации страны нет социально-экономических и технических условий.

Выделение универсальных услуг связи (УУС) в особую группу продиктовано не только их особой значимостью для потребителей, но и спецификой механизмов реализации универсального обслуживания, основанных на обязательствах государства по обеспечению гарантий доступа пользователей к данному классу услуг. В первую очередь, это касается вопросов установления тарифов на универсальные услуги, величина которых должна быть приемлемой для абсолютно всех слоев населения независимо от их личных доходов. Это означает, что тарифы на УУС должны регулироваться государством, при этом в основу ценообразования ложатся не рыночные ценообразующие факторы, а специфические приемы, соответствующие идеологии универсального обслуживания, то есть обеспечение всеобщей доступности услуг.

При таком подходе, когда тарифы на услуги не связаны с затратами на их производство, оказание их становится убыточным для телекоммуникационных компаний. Однако операторы как субъекты рыночных отношений не имеют возможности выполнять функции социальной защиты населения и оказывать универсальные услуги по тарифам, не обеспечивающим компенсацию экономически обоснованных затрат и получение необходимой (нормативной) прибыли. С целью создания условий для эффективной работы организаций связи, ответственных за универсальное обслуживание в телекоммуникационном секторе, государством должен быть предусмотрен экономический механизм возмещения убытков операторам, вызванных оказанием УУС. Для этого применяются различные методы финансирования универсального обслуживания, о которых будет сказано ниже.

Принципиальным вопросом при реализации концепции универсального обслуживания является определение минимального набора услуг, доступ к которым обеспечивается всем пользователям. Очевидно, что в каждой стране он регламентируется многими факторами, включая достигнутый уровень развития телекоммуникаций и его территориальную неравномерность, общий экономический уровень государства, его политику в области информатизации общества, географические и демографические особенности народонаселения и другие. В странах Западной Европы, например, в перечень универсальных услуг включены предоставление доступа к фиксированной телефонной сети общего пользования, базовые услуги голосовой и факсимильной связи, справочные услуги, услуги служб экстренного вызова. Ряд стран расширяет этот набор, включая в него услуги передачи данных и доступа к информационным ресурсам. В США, наряду с услугами традиционной телефонии, доступом к которым обеспечено практически все население, в перечень универсальных услуг включено телевидение и кабельное вещание. В развивающихся странах ввиду существенных экономических и технических ограничений, универсальное обслуживание современными инфокоммуникационными услугами, включая возможность доступа к сети Интернет, реализуется, главным образом, через пункты коллективного доступа.

В Российской Федерации проблема развертывания универсального обслуживания была поставлена в 2000 г. в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг, где дана общая характеристика универсальных услуг и намечены этапы создания и развития системы универсального обслуживания в целях реализации прав граждан на доступ к информационной и телекоммуникационной инфраструктуре.

Федеральный закон «О связи», принятый в 2003 г., определил перечень универсальных услуг связи, гарантируемых на территории Российской Федерации, а также обозначил механизмы их реализации, которые нашли свое развитие и конкретизацию в пакете постановлений Правительства РФ, определяющих организационно-правовые и экономические аспекты оказания УУС.

К универсальным услугам связи на отечественном рынке относятся:

· услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации;

· услуги телефонной связи с использованием таксофонов;

· услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Оказание универсальных услуг почтовой связи регламентируется ФЗ «О почтовой связи» от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Гарантии потребителей в пересылке внутренней письменной корреспонденции обеспечиваются разветвленной сетью отделений связи и почтовых маршрутов, охватывающих практически все населенные пункты страны. При этом тарифы за пересылку письменной корреспонденции регулируются государством, что позволяет сдерживать их ежегодный рост на уровне инфляции и обеспечивать доступность услуг гражданам с низкой платежеспособностью.

Организация универсального обслуживания в сфере электросвязи основана на следующих принципах:

· время, в течение которого пользователь достигает таксофона без применения транспортных средств, не должно превышать одного часа;

· в каждом поселении должен быть установлен не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам;

· в населенных пунктах численностью не менее 500 человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети Интернет.

Обеспечение отечественных потребителей указанными универсальными услугами направлено, прежде всего, на телефонизацию сельских и труднодоступных населенных пунктов - наиболее острой отраслевой проблемы, имеющей общеэкономическое, социальное и политическое значение. По мере ее решения и повышения инвестиционных возможностей операторов номенклатура универсальных услуг будет расширяться в соответствии с запросами потребителей, общими тенденциями развития инфокоммуникационного рынка и страны в целом.

Оказание универсальных услуг возлагается на операторов универсального обслуживания, отбор которых осуществляется на конкурсной основе. Ответственным за организацию и проведение конкурсов является Федеральное агентство связи (Россвязь), которое формирует постоянно действующую конкурсную комиссию. Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и Правилами проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи*. Указанный нормативный акт регламентирует состав и порядок работы конкурсной комиссии, определяет требования к участникам и порядок проведения конкурсов. Конкурс должен быть открытым и проводиться в отношении территории одного города федерального значения либо одного или нескольких муниципальных районов и (или) городских округов, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации и называемых конкурсными территориями. На конкурс выставляются лоты, которые представляют собой права на оказание УУС на конкурсной территории, причем в один лот не допускается включение права на оказание нескольких универсальных услуг.

* Утверждены постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005г. №248.

Победителем конкурса признается участник, конкурсное предложение которого содержит наименьший размер ежегодного возмещения убытка, то есть который планирует оказание УУС наиболее экономичным образом. С ним заключается договор об условиях оказания универсальных услуг связи сроком на 5 лет, по истечению которых конкурс проводится вновь. На конкурсной территории может работать несколько операторов универсального обслуживания, если это необходимо для обеспечения услугами всех потенциальных пользователей соответствующего субъекта Федерации.

Если при объявлении конкурса заявки не поступили или в процессе его проведения не выявлен победитель, то Правительство Российской Федерации по представлению Министерства информационных технологий и связи РФ возлагает функции по оказанию универсальных услуг на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на конкурсной территории.

В процессе оказания универсальных услуг в экономически непривлекательных географических и потребительских сегментах операторы универсального обслуживания несут убытки, исчисляемые разницей между получаемыми доходами от оказания УУС и затратами на их производство. Эти убытки должны быть возмещены оператору в полном объеме, также как и инвестиционные затраты на развитие универсальных услуг в соответствии с планами их внедрения на обслуживаемой территории. С этой целью разрабатывается механизм финансирования универсального обслуживания, призванный решать проблему компенсации убытков операторов.

В мировой практике известны несколько методов финансирования универсального обслуживания:

· прямые государственные дотации операторам, предоставляющим универсальные услуги;

· прямые платежи операторам универсального обслуживания от других участников отраслевого рынка, чаще всего в форме специальной надбавки к ценам за пропуск трафика присоединяемых операторов;

· прямые дотации потребителям, которым государством гарантирована возможность доступа к универсальным услугам;

· фонд универсального обслуживания, образованный за счет различных источников, определенных государством, и предназначенный для компенсации единовременных затрат и текущих убытков операторов, вызванных развитием универсальных услуг и их оказанием потребителям.

Перечисленные методы имеют определенные недостатки. Так, прямые государственные дотации операторам могут быть недостаточными вследствие того, что в стране всегда есть более актуальные социальные задачи и приоритетные проекты, реализация которых требует бюджетных вложений. Кроме того, компенсация затрат на универсальное обслуживание с помощью дотаций из государственного бюджета слабо стимулирует операторов к сокращению затрат, что снижает в целом эффективность универсального обслуживания.

Второй подход также мотивирует операторов универсального обслуживания к завышению затрат и создает сложности проверки целевого использования полученных от присоединенных операторов средств. Кроме того, использование надбавок к ценам за пропуск трафика неэффективно с экономической точки зрения, так как ведет к отрыву цен от уровня экономически обоснованных затрат на производство услуг, порождает перекрестное субсидирование, сдерживает развитие конкуренции и, в конечном итоге, стимулирует рост тарифов на услуги для конечных пользователей, делая их менее доступными.

Прямое дотирование потребителей с низкими доходами хотя и является наиболее предпочтительным с теоретической точки зрения, так как операторы в этом случае могут устанавливать тарифы на универсальные услуги в соответствии с рыночными принципами ценообразования, но очень трудно реализуемо на практике. Это обусловлено тем, что целевое дотирование сопряжено с построением эффективной административной распределительной системы, требующей существенных затрат времени и денежных средств на создание и поддержание баз данных о пользователях, подлежащих обязательному обслуживанию.

Наибольшее распространение в качестве источника финансирования универсального обслуживания в международной практике получил специализированный фонд, средства которого предназначаются как для возмещения текущих убытков операторов, вызванных оказанием универсальных услуг, так и инвестирования нового строительства инфраструктуры универсального доступа.

Механизм формирования фонда универсального обслуживания (ФУО) предусматривает возможность привлечения множества источников его финансирования. Чаще всего он образуется за счет отчислений всех или самых крупных и высокорентабельных операторов сети общего пользования по ставкам, устанавливаемым государством. Их размер колеблется от около одного до пяти-шести процентов доходов компаний без учета доходов от услуг присоединения и пропуска трафика. В некоторых странах в ФУО вносится часть лицензионных отчислений, доходов от приватизации, средств государственного бюджета и иных финансовых источников, не запрещенных законом.

Независимо от источников финансирования фонда универсального обслуживания его распорядителем должен быть независимый (не связанный с операторской деятельностью) орган, который должен обеспечить простоту и прозрачность его использования, четкость механизмов и объективность при компенсации убытков операторов и одинаковый (нейтральный) подход к традиционным и новым операторам в отношении финансирования и использования ФОУ.

В Российской Федерации для обеспечения доступности потребителей к универсальным услугам законодательство предусматривает формирование резерва универсального обслуживания за счет обязательных отчислений операторов сети общего пользования, включая операторов универсального обслуживания, а также иных, не запрещенных законом источников. Размер обязательных отчислений составляет 1,2 % от доходов от услуг связи за вычетом доходов от услуг присоединения и пропуска трафика без учета сумм, уплачиваемых в виде налога на добавленную стоимость. Эти средства зачисляются на целевой счет Федерального бюджета, а их расходование осуществляется через казначейство Федеральным агентством связи. Оно должно возмещать операторам универсального обслуживания убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации*.

* Правила возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг. Утверждены постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 246.

Для определения и обоснования размеров убытков операторы универсального обслуживания обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по услугам и используемым для их оказания участкам сети электросвязи, расположенным на территории оказания универсальных услуг.

Для операторов универсального обслуживания, победивших в конкурсе, возмещению подлежат убытки в размере, установленном в договоре об оказании универсальных услуг. Если же обязанность по оказанию УУС возложена на оператора решением Правительства Российской Федерации, то при заключении с ним договора размер возмещения убытка не указывается, а его максимальная величина определяется назначенным оператором как разность между доходами и экономически обоснованными затратами (ЭОЗ) при оказании оператором универсальных услуг и разность между доходами и ЭОЗ оператора в случае, если бы обязательства по оказанию универсальных услуг на него не возлагались.

Компенсация в полном объеме убытков операторов, связанных с универсальным обслуживанием, обеспечивает стабильность их финансового положения, способствует улучшению показателей экономической эффективности результатов деятельности и повышению инвестиционной привлекательности.

Таким образом, развертывание системы универсального обслуживания на отечественном телекоммуникационном рынке, направленное на развитие связи в экономически непривлекательных регионах, обеспечивает коммерческую состоятельность проектов внедрения универсальных услуг связи и стимулирует заинтересованность операторов в их реализации. Это подтверждают первые конкурсы на право оказания универсальных услуг в Дальневосточном регионе страны, Восточной и Западной Сибири. В проведенных конкурсах принимали участие как традиционные, так и новые операторы связи, включая компании подвижной связи. Победителями конкурсов стали межрегиональные компании ОАО «Связьинвест» (в части организации связи с помощью таксофонов) и ФГУП «Почта России» (организация пунктов коллективного доступа передачи данных и доступа к сети Интернет), предложившие минимальные размеры ежегодных компенсаций убытков от оказания универсальных услуг.

По мнению экспертов, по мере приближения конкурсных территорий к европейской части России, где уровень конкуренции значительно выше, чем в среднем по стране, число конкурсантов должно значительно увеличиться, а вероятность более экономичных предложений со стороны новых операторов фиксированной, подвижной и спутниковой связи возрасти. Это ускорит процесс телефонизации отдаленных населенных пунктов и обеспечит гарантированное обслуживание граждан минимальным набором услуг на принципах доступности. Ожидается, что с введением механизма универсального обслуживания проблема нетелефонизированных поселений будет решена уже в 2008 году.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику основных участников инфокоммуникационного рынка.

2. Каковы тенденции развития рынка инфокоммуникационных услуг, и чем они обусловлены?

3. Что является конечным продуктом деятельности связи, и какими особенностями он обладает?

4. По каким признакам классифицируются услуги связи?

5. Какие существуют измерители объема услуг связи, и какова
область их применения?

6. Каковы цель и общие методические подходы к прогнозированию объемов услуг?

7. Объясните влияние внешних и внутриотраслевых факторов, учитываемых при прогнозировании объемов услуг связи.

8. В чем состоит методика определения объема услуг в форме обмена, и как осуществляется учет влияющих на его величину факторов?

9. Каковы особенности планирования объемов услуг в форме технических устройств в бизнес-планах операторов связи?

10. Чем обусловлена необходимость универсального обслуживания в телекоммуникационном секторе, и каковы его особенности в экономически развитых и развивающихся странах?

11. Каковы виды и принципы оказания универсальных услуг на сети связи общего пользования Российской Федерации?

12. Как осуществляется организация универсального обслуживания на отечественном рынке телекоммуникаций, и каков механизм его финансирования?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных