Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность категории " труд " и ее социально - экономические характеристики . Роль труда в развитии человека и общества




В самом общем смысле, труд - это деятельность человека, направленная на достижение определенного результата. Труд как целесообразная и целенаправленная деятельность людей является непременным условием существования и развития общества.

По традиционным (в частности марксистским) подходом к рассмотрению труда как фактора производства, процесс труда включает три обязательных элемента: целесообразную деятельность человека (собственно труд), предметы труда и средства труда. Сейчас экономическая наука рассматривает труд шире и комплекснее. В частности, предлагается рассматривать по меньшей мере пять элементов процесса труда: предмет труда - вещь, данная природой, или предмет, произведенный предыдущим трудом, или объект предоставления услуг, на которые направлена ​​трудовая деятельность работника с целью предоставления им новых полезных человеку свойств; средство труда - проводник продуктивного действия человека на предметы и силы природы, то орудие, с помощью которого работник воздействует на предмет труда, технология деятельности - определен порядок производственных процессов, совокупность методов воздействия на предмет труда для изменения или предоставления ему новых свойств, формы, местонахождение в пространстве, взаимного расположения составляющих блага, продукции; организация труда - система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и друг с другом, образующая определенный порядок организации и осуществления процесса труда, сама работа (живой труд) - процесс осознанного воздействия работника на предметы труда с помощью средств труда, технологии, организации с целью изменения предметов и сил природы для удовлетворения своих потребностей. В процессе труда люди взаимодействуют также и с окружающей средой.

Взаимодействие человека с названными элементами процесса труда показана на рис. 1.1.

 

Труд - это процесс взаимодействия человека и природы, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой. Наиболее активная функция в процессе производства принадлежит человеку как носителю живого труда, и только деятельность человека превращает предметы природы на предметы и средства труда, создает технологию и организацию. Труд характеризуется осознанностью человеком, направленностью своих действий на результат (причем общественно полезный результат) и энергозатратностью (затратами физической и умственной энергии на осуществление трудовой деятельности). Трудом человек создает, воспроизводит, увеличивает объем необходимых ей материальных и нематериальных благ.

Труд является материальным процессом взаимодействия человека с природой и общественным процессом взаимодействия людей в производственной деятельности. Труд является также и процессом потребления человеческого капитала как совокупности физических и умственных способностей человека, выступает личностным фактором производства. Именно этот фактор производства приводит в движение средства производства, создает и совершенствует технику и технологию, организует производство и определяет его цель. Вне живым трудом, без сочетания с ней материальные факторы производства является лишь определенным набором вещей.

В процессе исторического, социально - экономического, научно - технического развития роль личностного фактора производства постоянно растет. Научно - технический и социальный прогресс, вооружая человека мощными средствами производства, не только не снижает, но и повышает роль человека, выдвигая новые, более высокие требования к качеству рабочей силы.

Следовательно, сущность труда в контексте теоретико - методологических основ экономики труда определяется через совокупность функций, которые она выполняет в отношении человека и общества как основная сфера жизнедеятельности и развития человека, необходимое условие жизни общества и сложная форма взаимоотношений людей в процессе производственной деятельности.

Производительный труд в сфере материального и нематериального производства - основа экономического роста, благосостояния населения, развития конкретного человека и прогресса общества в целом. Именно это определяет насущную необходимость создания технических, организационных, социальных, экономических условий для такой работы и обеспечения нормальных сбалансированных социально - трудовых отношения между участниками производственного процесса (работодателями; работниками, их субъектами и органами).

 

Роль и важность труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные удовлетворять потребности людей, но и развиваются сами работники, приобретая новые навыки, раскрывая свои способности, дополняя и обогащая знания. Творческий труд способствует продуцированию новых идей, совершенствованию средств труда, появление прогрессивных технологий, новой продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, создают новые потребности. Есть вследствие трудовой деятельности удовлетворяются потребности людей и происходит прогресс производства, возникают новые потребности и дальнейшее их удовлетворения, что в дальнейшем влияет на воспроизводство населения, способствует повышению материального и культурного уровня его жизни.

Идеальная схема воздействия труда на человека и общество может быть представлена как на рис. 1.2.

Следовательно, сущность работы состоит в том, что труд - это процесс осознанного трудовой деятельности человека, осуществляется ради получения полезного результата и является, с одной стороны, процесс взаимодействия человека со средствами, предметами труда в рамках определенной технологии и организации, а с другой стороны, - процессом общественного взаимодействия между людьми.

Значение труда в жизни человека и общества проявляется во многих различных ее функциях. Основные из них.

• Труд является основным, естественным, общественно признанным, моральным способом удовлетворения всех материальных и очень многих духовных потребностей как отдельного человека, так и человечества в целом.

• Работа создает общественное богатство, приспосабливает природные условия для удобства людей, опосредует, регулирует, контролирует получение человеком природных благ.

• Работа формирует сообщества людей, общество в целом и определяет общественный прогресс. Труд и его результаты признаются обществом как природная основа социальной дифференциации, они сердцевиной всех социальных отношений.

• Труд и подготовка к ней становится основной движущей силой развития человека. Создавая и совершенствуя материальные и духовные блага, человек приобретает знания, трудовых навыков, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Труд - это определяющая сфера социализации человека в обществе.

• В работе и благодаря труду люди узнают как законы своего развития, так и законы природы. Интеллектуальная, творческая работа открывает каждому отдельному человеку и человечеству в целом путь к свободе, включая свободу от природных опасностей, от болезней, от материальных нужд.

Содержание, характер и виды труда

Процесс труда является сложным социально -экономическим явлением, которое раскрывается в двух аспектах.

• 3 одной стороны, это процесс целесообразной деятельности человека, направленный на преобразование предметов труда на потребительские стоимости. Воздействуя на предметы труда, превращая их и видоизменяя для достижения конкретной цели производства, человек тратит физическую и нервную энергию. Это определяет физиологический аспект процесса труда, хотя в то же время труд является и материальным процессом, выражая отношение людей к природе.

• 3 другой стороны, в процессе труда человек не только целенаправленно воздействует на предметы труда с помощью средств труда, но и взаимодействует с другими людьми, вступая в определенные общественные отношения. То есть в этом аспекте работа проявляется как общественное явление.

Есть работа по своему содержанию является материальным процессом отношение людей к природе, а по характеру - общественным процессом, который выражает взаимоотношения людей в процессе их совместной деятельности. Работа в каждом конкретном случае приобретает определенной формы организации и отражает социально - экономические особенности существенных признаков производственных отношений.

Рассматривая понятие " содержание труда ", следует отметить, что содержание труда является сложной категорией, которая охватывает комплекс явлений взаимодействия человека и природы. Это понятие характеризует взаимодействие личностных и вещественных факторов процесса труда, объем и структуру трудовых функций человека, его профессиональные знания, необходимые для осуществления трудового процесса умения и навыки. К основным элементам, которые характеризуют содержание труда, относятся такие категории, как " производительная сила ", " интенсивность ", "качество", " сложность " и " тяжесть " труда.

Производительная сила труда характеризует технические, организационные, культурные и другие возможности производственной деятельности человека, это объективные обстоятельства труда (например, параметры оборудования, уровень общей и профессиональной культуры, методы организации труда, плодородие земли и т.д.), которые обусловливают дееспособность работника и результативность усилий. Производительность труда выражается в ее результативности. Полнота реализации возможностей, заложенных в производительную силу труда, в значительной степени зависит от ее интенсивности.

Интенсивность труда характеризует объем трудовых затрат (физической и умственной энергии) на единицу рабочего времени, напряженность труда. Человек за определенный промежуток рабочего времени (день, час) способен потратить определенное количество своей жизненной силы, энергии, и в зависимости от ее объема (т.е. уровня интенсивности труда) полностью или частично реализуется имеется производительная сила труда. Повышение интенсивности труда по своим результатам равнозначно увеличению продолжительности рабочего дня.

Особенности затраченной рабочей силы, различия ее с точки зрения внутренних свойств характеризует категория качества труда, которая определяется уровнем профессионального мастерства работника, его образованностью, добросовестностью, творчеством, заинтересованностью, коммуникабельностью и т.д..

Сложность труда характеризуется функциями, которые выполняют работники в производственном процессе. Чем сложнее работа, тем большей специальной профессиональной подготовки и лучших способностей работника она нуждается.

В любом трудовом процессе на организм человека влияют факторы производственной среды, которые характеризует категория тяжести труда. Она определяется уровнем физических усилий и нервного напряжения, необходимым для нормального выполнения работы. Физическая тяжесть труда, как правило, сопровождает работы небольшой сложности (например, передвижение груза), психическая тяжесть, наоборот, работы очень высокой сложности и ответственности (например, сложные хирургические операции). Тяжелыми являются работы, в которых сочетается физическая и психическая нагрузка, в ходе которых возникает опасность для жизни (например, работа спасателей, пожарных и т.п.).

Все указанные выше категории отражают различные стороны трудовой деятельности человека и подвергаются постоянным изменениям под влиянием трансформаций в содержании труда, происходящие в результате научно - технического прогресса.

Рассматривая категорию «характер труда», следует обратить внимание на существование двух взглядов на это понятие. Один состоит в том, что понятие характера труда отражает особенности процесса труда, осуществляется в тех или иных организационно - технических условиях (например, ручная или механизированная работа, простая или сложная по характеру труд, творческая или рутинная т.д.). В этом случае понятие "содержание" и " характер " труда накладываются друг на друга, поскольку с их помощью выражаются одни и те же явления из сферы взаимодействия человека и природы. Именно поэтому стоит обратить внимание на другой взгляд, что определяет характер труда как категорию, которая отражает особенности взаимосвязи людей в процессе их совместной трудовой деятельности, специфику отношений между ними в зависимости от их участия в процессе труда.

(труд частная и наемный, индивидуальная и коллективная). Вообще от одностороннего трактовка характера труда нужно отказаться, а рассматривать это понятие необходимо комплексно - с точки зрения общественной формы труда, и как категорию, формируется под влиянием особенностей содержания труда по признакам уровня квалификации, условий труда, доли физического и умственного труда и т.п..

Разнообразие характера и содержания труда находит свое отражение в разнообразии видов труда.

Классификация видов труда, как это показано на рис. 1.3, осуществляется по различным признакам. Долгое время рассматривая виды труда, ссылались прежде всего на К. Маркса, согласно учению которого труд, создающего товар, является одновременно абстрактным и конкретным. Конкретный труд - это полезный труд, который тратится в определенной форме и качественно отличается от всех других видов труда. Содержанием конкретного труда является количественный и качественный состав трудовых функций (разница в профессиях, уровне квалификации работников и т.д.), их соотношение и взаимосвязь в конкретном процессе труда. Результатом различных видов конкретного труда являются различные потребительские стоимости (товары и услуги).

 

Абстрактный труд - это затраты человеческой энергии, доля затрат общественного труда безотносительно к той конкретной формы, в которой она осуществляется. Абстрактный труд характеризуется социально -экономическому содержанию, т.е. степени и способу затрат рабочей силы, а также общественно - экономическими отношениями, в которых осуществляется процесс труда (продолжительность рабочего дня, оплата труда, требования к подготовке работника и т.п.). Если создателем потребительской стоимости является конкретный труд, то создателем стоимости выступает абстрактный труд, поскольку однородность труда делает товары сравнимыми между собой.

Выдающийся российский ученый в области экономики труда Б.Н. Ген -кин по-другому подходит к классификации видов труда. Каждый трудовой процесс он рассматривает как сочетание трех компонентов: регламентированной (а- труда), инновационной (р - труда) и духовной (в - труда).

Регламентированной (а- трудом) называется деятельность, при которой работник должен действовать в строгом соответствии с заданной технологии (инструкции) и не имеет объективной возможности изменить эту технологию. Типичным примером деятельности, в которой преобладает а- труд, является выполнение производственной операции рабочим на конвейере с регламентированным ритмом. Также это может быть и деятельность чиновника, которая

сводится к четкому и однозначному выполнения инструкций. Есть ос- труд может быть не только физической, но и умственной.

Новационной, творческой (р - трудом) называется деятельность, при которой работник занят только созданием нового в науке, технике, искусстве, экономике и др.. сферах. Результатом р - труда есть новые идеи и образы. Преимущественно творческой является труд изобретателей, ученых, врачей, инженеров, предпринимателей и т.д.. Высшим проявлением творчества является искусство, поскольку в этой сфере деятельности исключается копирования, продукт сугубо индивидуальным, отражая личность автора.

Выделение а- труда и р - труда достаточно для анализа труда в отраслях материального производства. В сферах нематериального деятельности человека (литературе, искусстве, философии и др.). Все большее значение приобретает духовная составляющая человека.

Духовной (у- трудом) называется деятельность, целью которой является воздействие на моральные основы человеческого существования. Такая работа может быть как положительной, направленной на накопление сил добра, так и отрицательной, ориентированной на нагнетание враждебности, нетерпимости, жестокости (сосредоточение сил зла).

Наращивание производства и потребления материальных, социальных, интеллектуальных, эстетических и духовных благ можно обеспечить только за счет 1) увеличение объемов потребленных природных и человеческих ресурсов, 2) улучшение использования природных и человеческих ресурсов, 3) улучшение взаимоотношений между людьми.

Результат регламентированной (а- труда) - объем продукции - можно увеличить только за счет увеличения длительности или интенсивности работы.

Результат инновационной (р - труда) не зависит непосредственно от продолжительности и интенсивности работы. Он определяется прежде творческими способностями к определенному виду деятельности, мотивированностью (активностью) человека и условиями их реализации в обществе в целом и на рабочем месте в частности.

Положительная духовная (в - труд) создает эстетические и правовые условия для роста производительности и улучшения отношений между людьми. Отрицательная в - труд ведет к деградации человека, природы и общества.

Таким образом, Б. Генкин приходит к выводу, что благополучие и процветание страны зависит от двух основных факторов: величины творческого и нравственного потенциала населения и реализации этих потенциалов. Есть основной целью социально -экономической политики должно стать увеличение доли умных и честных людей и создание условий для их плодотворной деятельности. До достижения этой цели стремятся все развитые страны, используя для реализации такие мощные средства, как инвестиции в человеческий капитал (образование, развитие персонала, качество жизни и т.д.)., Поощрение интеллектуальной иммиграции, активная пропаганда здорового образа жизни, культивирование высокой нравственности.

Любая конкретная работа может быть рассмотрена по различным группам классификационных признаков видов труда (рис. 1.3). По признакам характера и содержания труда в социальном аспекте различают следующие виды труда: съемная и частная (собственника или арендатора). Социальный характер труда находит свое отражение и в двух ее организационных формах: индивидуальная и коллективная работа. Социальный характер труда имеет проявление и в формировании способов мотивации труда, согласно которым различают труд по желанию, при необходимости и по принуждению. Структурный аспект характера труда формируется под влиянием особенностей содержания труда с точки зрения степени интеллектуализации и квалификационной сложности трудовых функций, и выделяет физический труд и умственную; репродуктивную и творческую; различной степени квалификационной сложности, которая определяется составом и количеством элементов трудовой функции, их разнообразием, новизной, условиями выполнения.

Классификация по признакам предмета и продукта труда базируется на профессиональном, функциональном и отраслевом разделении труда. По профессиональному признаку выделяется труд научная, инженерная, управленческая, производственная, лекарственная и др.. По функциональному признаку виды труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, области применения и функциональной роли в экономическом цикле хозяйственной деятельности. По этому признаку различают труд предпринимательскую, инновационную, воспроизводственную и коммерческую. По отраслевому признаку классификация видов труда происходит с учетом отраслевых особенностей, которые касаются только осуществляемых на предприятии процессов основной деятельности, что позволяет выделить промышленную, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, коммуникационную работу и множество их разновидностей.

По средствам и способам труда различается: ​​труд ручная (технически невооруженная), механизированная (технически вооружена) и автоматизированная (компьютеризированная) низко -, средне - и высокотехнологичная, с разной степенью вовлеченности человека. Для идентификации видов труда по названным критериям можно устанавливать соответствующие количественные измерители, учитывая как признаки рабочего места, так и характеристики занятости работника.

По условиям труда, характеристикам и уровню их благоприятности для человека выделяют следующие виды труда: труд стационарная и нестационарная; наземная и подземная; тяжелая, средней тяжести и легкая, привлекательная и непривлекательная; свободная и с разной степенью регламентации.

Для общей характеристики того или иного вида конкретного труда используются все эти группы признаков в их сочетании. Всесторонняя характеристика труда для конкретных работников или коллективов в целом должен служить базой для оценки ее соответствия требованиям, вытекающим из экономических и социальных потребностей предприятия или индивида.

 

1.4 Цель, задачи, объект, предмет, методология и информационная база изучения дисциплины "Экономика труда и социально - трудовые отношения"

Целью учебной дисциплины "Экономика, труда и социально - трудовые отношения" является формирование у студентов - будущих экономистов и управленцев - системы теоретических и практических знаний о категории, понятия, механизмы обеспечения эффективной занятости населения и прогрессивного развития социально - трудовых отношений в Украине на всех уровнях.

Достижение этой цели обусловило необходимость постановки и решения в этом учебнике комплекса задач:

• дать студентам общие основательные навыки научного анализа социально - трудовых процессов на всех уровнях, вызвать у них интерес к научным исследованиям в этой сфере;

• сформировать у студентов научно обоснованные, адекватны реальности, рациональные знания о процессах, явлениях и тенденциях в социально - трудовой сфере в нашей стране: трудовой потенциал, человеческий капитал, развитие общества, рынок труда, занятость и безработица, социально - трудовые отношения, организационные, экономические и социальные компоненты процесса труда;

• научить студентов использовать полученные знания в конкретных процессах управления социально - трудовыми отношениями, организации труда и обеспечения ее высокой эффективности на всех уровнях;

• сформировать на этой основе целесообразно отношение студентов к собственному трудового потенциала, умение наращивать и эффективно использовать свой человеческий капитал, обеспечивать собственную конкурентоспособности на рынке труда, осознанно добиваться реализации своих интересов в социально - трудовых отношениях.

Объектом изучения дисциплины "Экономика труда и социально - трудовые отношения " является система экономических, социальных и организационных отношений между людьми по поводу воспроизводства и эффективного использования человеческих производительных сил в процессе труда.

Предметом изучения дисциплины "Экономика труда и социально - трудовые отношения" является совокупность теоретических и практических проблем формирования человеческого потенциала, обеспечение эффективного использования его в сфере труда как на макро -, так и на микроэкономическом уровнях с целью обеспечения высокого качества жизни населения и высокой эффективности экономической деятельности.

Характеризуя методологию изучения дисциплины "Экономика труда и социально - трудовые отношения" следует заметить, что слово " методология " имеет два значения: 1) учение о научном методе познания и преобразования мира и 2) совокупность методов исследования, применяемых определенной наукой соответствии со спецификой об ' объекта ее познания.

Относительно первого значения сущность методологии экономики труда заключается в исследовании важнейших научных положений, обусловленных объективными законами развития производства, труда и общества в социально ориентированной рыночной экономике, выборе для этого научного метода познания, учете этих положений при принятии решений в сфере труда и социально - трудовых отношений. В связи с этим целесообразно выделить три важных положения:

1. Общей методологической основой научного исследования тенденций развития общественного труда и социально - трудовых отношений является диалектический метод, включающий такие базовые положения: необходимость рассматривать все экономические и социальные аспекты труда во взаимосвязи и взаимообусловленности, в динамике, обновлении и развитии, учет закона преобразования простых количественных изменений в комплексные качественные; рассмотрение борьбы между старыми и новыми отношениями в сфере труда в присущих явлениям внутренних противоречиях.

2. При изучении сущности и трансформации социально - трудовых отношений и процессов необходимо учитывать исторический аспект общественных и производственных условий в нашей стране, а также мировой опыт гармонизации и регулирования отношений в сфере труда.

3. Теоретической основой изучения экономики труда, обработки основных положений регулирования социально - трудовых отношений должна быть экономическая теория, которая изучает экономические отношения, исследует и формулирует экономические законы, формы проявления их в социально - трудовой сфере. Познание и использование этих законов, анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на механизм их действия, является важным условием целенаправленной трансформации социально - трудовых отношений в соответствии с потребностями социальной рыночной экономики.

В своем втором значении методология становится связующим звеном между Терри и практикой, с помощью которой законы социально - экономического развития реализуются в политике управления социально - трудовыми процессами и отношениями на всех уровнях. В этом смысле методология экономики труда - это совокупность общих приемов и методов исследования социально - трудовых отношений и процессов и обработки решений по их совершенствованию с целью обеспечения социального развития и экономической эффективности.

Для достижения цели и реализации поставленных задач при исследовании проблем экономики труда и социально - трудовых отношений используются различные общенаучные и специфические методы исследования, взаимосвязаны и последовательно применяемые в общей логике анализа. Например, историко -логический метод использован в этом учебнике при исследовании социально - трудового направления экономической мысли, эволюции труда как фактора производства, характеристик воспроизводства населения, концепций человеческого капитала и человеческого развития, международного опыта регулирования занятости и развития социального партнерства; классификационно - аналитический метод - при исследовании компонентов трудового потенциала, качества рабочей силы, основных видов инвестиций в человеческий капитал, занятости, безработицы, социально - трудовых отношений, условий труда, форм и систем его оплаты и др.., экономико - математические методы - для выявления взаимосвязей между инвестициями в человеческий капитал и экономическими результатами человеческой деятельности на разных уровнях, расчета показателей занятости и безработицы, разработки методики бестарифной модели оплаты труда и т.д., методы статистического анализа - для оценки состояния и динамики изменений различных показателей трудового потенциала, занятости, безработицы, уровня населения Украины и т.п.; графически -аналитический - для наглядной иллюстрации исследуемых социально - экономических явлений и процессов рисунками и диаграммами.

Перечисленные методы далеко не исчерпывают арсенал методов исследования, использованных в этой книге и используемых при анализе социально - трудовых процессов в целом. При изучении материалов различных тем, выполнении творческих заданий, при поиске ответов на вопросы и задания для самостоятельной работы вы можете значительно расширить этот перечень.

Характеризуя информационную базу изучения дисциплины "Экономика труда и социально - трудовые отношения", следует прежде всего обратить ваше внимание на следующие основные источники:

1. Законодательство Украины о труде. Оно включает Кодекс законов о труде Украины, законы, принятые Верховной Радой Украины (список этих законов приведены в приложении 1) более 3000 постановлений и указов, касающихся труда и работающих, оплаты труда, условий труда, трудовой деятельности, работников, работодателей.

2. Статистическая база для исследования социально - трудовых процессов в Украине также достаточно богата. Помимо общего " Статистического ежегодника Украины ", который содержит основную информацию обо всех направлениях социально - экономического развития, Госкомстат Украины ежегодно выдает очень много различных специализированных статистических сборников, содержащих полезную информацию. Полезными для исследования наших проблем есть такие ежегодники: "Экономическая активность населения Украины ", " Труд в Украине ", "Доходы и уровень жизни населения Украины ", "Региональный развитие общества ", " Социальные индикаторы уровня жизни населения ", " Расходы и ресурсы домохозяйств Украина " и др..

3. Важным для изучения многих тем нашей дисциплины является знакомство с документами и материалами Международной организации труда (МОТ). Важнейшие с точки зрения задач нашего предмета конвенции МОТ приведены в приложении 2. Основные издания, необходимые для изучения конкретных тем, приводятся в списке литературы в конце каждой темы. Эти материалы наиболее полно представлены в Украине в зале - депозитарии Организации Объединенных Наций Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского. Кроме того, много полезной информации вы можете найти на сайте Программы развития Организации Объединенных Наций.

4. Для углубленного изучения социально - трудовых процессов в Украине, для научных исследований в этой сфере вам понадобятся научные издания - монографии, авторефераты диссертаций, научные статьи, материалы научных конференций по проблемам экономики труда и социально - трудовых отношений. Некоторые из них (в соответствии со спецификой конкретной темы) названы в списке литературы в конце каждой темы. Однако вы должны уметь искать нужные материалы и самостоятельно. Интересную и важную информацию можно найти также в периодических изданиях, специализирующихся на социально - трудовых проблемах. Прежде всего, для изучения нашего предмета нужно использовать следующие из них: научные экономические и общественно - политические журналы " Украина: аспекты труда ", " Демография и социальная экономика», межведомственный научный сборник " Занятость и рынок труда ", газеты " Труд и зарплата " и др..

5. Все названные в п. 1-4 источники информации будут безусловно интересны и полезны для вас только после того, как вы поймете и освоите категории, понятия, механизмы регулирования конкретных социально - трудовых процессов, изучаемых в каждой теме. Поэтому начинать работу над любым темам или вопросам следует с изучения соответствующего материала по этому учебнику, а затем дополнять и расширять свои знания, используя источники информации, перечисленные выше и те, что приведены в списке литературы для углубленного изучения соответствующей темы:

После овладения соответствующей темы дисциплины "Экономика труда и социально - трудовые отношения", вы должны знать и понимать термины и понятия, дать ответы на вопросы и выполнить задания для индивидуальной работы, приведенные в конце каждой главы этого учебника.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных