Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория потребительского выбора




Цена равновесия на конкурент­ном рынке определяется точкой пересечения кривых спроса и предло­жения.

Очевидно, что покупатель приобретает товар ради его потребитель­ной ценности, потому что этот товар обладает полезностью и необхо­дим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершен­но бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания по­ведения покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления.

Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как исполь­зуется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потреб­ности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.

Но если напряженность потребности убывает по мере того, как по­требность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наи­большую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность.

Для более точного описания процесса убывания полезности в эко­номической науке используется понятие пре­дельной полезности, т. е. добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предель­ной полезности: по мере увеличения количества потребляемого то­вара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

Каково основное условие равновесия, которое должно быть выпол­нено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность? Ведь мы рассматрива­ем поведение «рационального максимизатора». При удовлетворении потребностей человек начинает с самой приоритетной потребности, а затем постепенно переходит к менее приоритетным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ ста­нут одинаковы. Таким образом, можно сформулировать второй закон Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.

Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы де­нег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную пре­дельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одина­ковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же по­лезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсины. Это условие равновесия потребителя может быть выражено сле­дующим образом:

где MU - предельная полезность отдельных товаров, а Р - их цена.

В маржиналистской теории важное место занимала проблема количе­ственного измерения абсолютных величин предельной полезности. Что считать измерителем, т. е. в каких единицах будут оцениваться и сопос­тавляться предельные полезности благ? Возможно ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на эти вопросы сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерите­ля абсолютных величин предельной полезности (У. Джевонс, А. Мар­шалл, Д. Робертсон и др.). Однако эти поиски не увенчались успехом и чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезно­сти. Ординалисты же в принципе отказались от поиска такой универ­сальной единицы и предложили иной подход (В. Парето, Дж. Хикс и др.). Так, В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу отно­сительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кри­вые безразличия (графическая интерпретация всех комбинаций товаров А и В для индивида с фиксированным доходом, которые дают равную общую полезность для него), которые широко используются неоклассической шко­лой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оп­тимальной комбинации между досугом и рабочим временем и т. д.

Необходимо подчеркнуть, что «безразличность» ординалисты трактуют как одинаковую полезность.

Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого то­вара, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребнос­тей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения .

Кривые безразличия могут иметь самую различную форму, в зави­симости от предпочтений потребителя.

Прямая линия возможностей потребления для дан­ного потребителя называется бюджетной линией (бюджетным ограничением).

 

– 6 –






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных