Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информационное общество




Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие особого общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Перечислим основные особенности и характеристики информационного общества:

• решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки;

• обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

• главной формой развития является информационная экономика;

• в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

• информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

• обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.

Опасные тенденции информатизации:

• возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

• возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;

• усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

• увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

• усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.

Июля 2000 г. на о. Окинава Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция приняли Хартию Глобального Информационного Общества. В этой Хартии устанавливаются основные принципы вхождения государств в такое общество и провозглашаются основные положения, которые страны «восьмерки» будут согласованно применять, а также могут применять все остальные страны мира. Хартия является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества.

 

2. Информационная система. Структура ИС

Следует отметить, что в современной науке вообще и в юридической в частности нет единого подхода к определению информационной системы. Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования. Основное назначение информационной системы — реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует. С этой точки зрения и правовая система в целом, и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суд, органы внутренних дел) могут и должны рассматриваться как ИС.

Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:

- субъекты информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалисты различных областей знания, обеспечивающие функционирование информационной системы, субъекты информационно-правового воздействия;

- социально-правовая информация, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;

- информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.

Автоматизированная информационная система (АИС) — система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, использующая компьютерную информационную технологию.

Автоматизированная или автоматическая информационная система - совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, осуществляющих информационные процессы в человеко-машинном или автоматическом режиме (Закон РБ от 10.11.2008 N 455-З " Об информации, информатизации и защите информации").

В основе современных автоматизированных информационных систем лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.

Базой данных в строгом смысле слова называют совокупность взаимосвязанных структурированных данных. В последнее время наибольшее распространение получили реляционные базы данных. В них информация хранится в одной или нескольких таблицах. Связь между таблицами осуществляется посредством значений одного или нескольких совпадающих полей. Для взаимодействия пользователя с базой данных используются системы управления баз данных (СУБД) — комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных.

Базы знаний являются формой представления информации в экспертных системах, относящихся к классу систем искусственного интеллекта. Базу знаний можно определить как совокупность структурированной согласно выбранной модели информации о предметной области, полученной от экспертов, и правил, описывающих преобразование данных в предметной области. В основе формализации правового знания в компьютерных системах лежит логическая система правовых норм.

3. Классификация ИС. Ситуационные центры. Примеры ИС

Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии.

Соответственно, можно выделить следующие виды АИС:

- автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

- автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

- экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений;

- автоматизированные рабочие места (АРМ);

- автоматизированные системы управления (АСУ);

- автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО)

Под автоматизированной информационно-справочной системой (АИСС) в области права будем понимать автоматизированную информационную систему, предназначенную для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации по запросам пользователей. Наиболее известными системами, относящимися к данному виду, являются: информационная система «Эталонный банк правовой информации и правовых актов», база данных по законодательству «Эталон», справочная правовая система «Гарант», справочно-правовые системы семейства «КонсультантПлюс». АИСС используются для накопления и постоянного корректирования больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих интерес. Эти системы работают преимущественно по принципу «запрос — ответ», поэтому обработка информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском.

Автоматизированными информационно-логическими системами (АИЛС) правовой информации называются автоматизированные информационные системы, призванные на базе хранящегося в них, специально систематизированного массива правовой информации с помощью специальных логических процедур решать задачи анализа правовой информации.

В качестве примера системы, в которой реализованы определенные логические алгоритмы, можно привести функциональную подсистему «След», разработанную в рамках автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры (АСИО-Прокуратура). С помощью этой системы транспортные прокуроры получают методические описания и рекомендации по расследованию преступлений, совершаемых на транспорте. Согласно описанию следственной ситуации системой предлагаются соответствующие следственные методы.

♦ Сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий являются экспертные системы (ЭС), относящиеся к системам искусственного интеллекта. Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход решения. С помощью экспертных систем решаются задачи неформализованные, слабо структурируемые, алгоритмы решения которых не существуют в силу неполноты, неопределенности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них.

Таким образом, экспертные системы в области права — это автоматизированные информационные системы, в которых на основе специально систематизированной правовой информации решаются конкретные задачи юридической практики. Данные системы при решении определенного класса задач могут заменить собой эксперта-юриста. Привлекая знания экспертов, заложенные в их информационный банк данных, они объясняют, аргументируют и делают выводы. Функционирование экспертной системы связано с решением трех основных проблем:

- проблемы передачи знаний от экспертов-людей компьютерной системе;

- проблемы представления знаний, т.е. реконструирование массива знаний в определенной области в памяти компьютера;

- проблемы использования знаний.

В Российской законодательной и правоприменительной практике в последнее десятилетие создано около полутора десятков правовых экспертных систем. ЭС «БЛОК» предназначена для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступностью и помогает установить возможные способы совершения краж при проведении строительных работ. Система позволяет:

- на этапе ввода исходных данных сформулировать проблему;

- определить возможные способы совершения краж;

- составить список признаков, соответствующих тому или иному способу совершения кражи, который используется для планирования мероприятий по раскрытию преступления.

Для выработки решения о способе совершения преступлений используются следующие группы признаков: экономические, технологические, товароведческие, бухгалтерские, оперативные, а также причастные лица и документы — носители информации.

С 1964 г. успешно действует ЭС «АВТОЭКС» (последний вариант 1988 г. «Мод-ЭксАРМ»). Система в режиме диалога решает восемь вопросов, связанных с наездом на пешехода. ЭС обеспечивает высокий уровень автоматизации экспертного исследования. В ней автоматизировано большинство операций: экспертный анализ исходных данных, выбор хода исследования, выполнение расчетов, составление заключения, формулирование вывода с последующей распечаткой.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) — индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, персональный компьютер, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а также прикладные программы, призванные решать конкретные задачи из профессиональной деятельности. Поскольку АРМ отличаются от АИСС развитыми функциональными возможностями, последние могут входить в состав АРМ в качестве подсистем.

Примером АРМ, используемого в деятельности органов внутренних дел в РФ, может служить АРМ «ГРОВД», которое создано с целью совершенствования информационного обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. АРМ спроектировано как совокупность взаимосвязанных подсистем, каждая из которых может функционировать автономно. Система позволяет выполнять статистическую обработку информации.

Автоматизированные системы управления (АСУ) — комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами. Основная функция АСУ — обеспечение руководства информацией. Автоматизированная система управления обеспечивает автоматизированный сбор и передачу информации об управляемом объекте, переработку информации и выдачу управляемых воздействий на объект управления.

Примером современной АСУ ОВД в РФ является АСУ «Дежурная часть» (АСУ ДЧ), которая предназначена для автоматизации управления силами и средствами подразделений и служб ОВД в процессе оперативного peaгирования на преступления и правонарушения.

Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) — это автоматизированная информационная система, обеспечивающая максимально полное удовлетворение информационно-правовых потребностей различных правовых образований на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов. Примером разработки и применения такой системы является "АСИО-Прокуратура".

Ситуационные центры.

В последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач ситуационные центры. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.

Можно выделить два типа СЦ: стационарные центры привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания, и мобильные центры, которые разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле- и аудиоконференц-связь с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами.

Режимов работы ситуационного центра три. Первый — режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения. Второй — плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с «подтягиванием» информации, с разработкой системы моделирования. Третий — режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.

Для решения стоящих перед ситуационными центрами задач требуются большие объемы и высокая интенсивность поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации.

Технологической основой построения СЦ всех типов служит соединение комнаты, в которой заседают эксперты и лица, принимающие решения, и центров подготовки информации, расположенных рядом или удаленных от ситуационных комнат.

Примеры ИС:

Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте РБ разработана и внедряется программа "Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь". Данная программа предназначена для внедрения во всех государственных органах, осуществляющих подготовку проектов нормативных правовых актов.

В рамках информатизации правоприменительной деятельности судебных органов НЦПИ создана, внедрена и функционирует автоматизированная информационно-телекоммуникационная система правовой информации для обеспечения ею Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов (далее - АСПИ "Суд"), предназначенная для максимально полного обеспечения судебной системы правовой информацией. С целью развития данной системы в 2003 году создан и внедрен в деятельность Конституционного Суда, Министерства юстиции, систем общих и хозяйственных судов интегрированный банк данных правовой информации "Судебная практика", призванный обеспечить указанные органы актуальной и достоверной информацией о правоприменительной практике органов судебной власти в Республике Беларусь.

В настоящее время также разрабатываются и внедряются в судах РБ системы, позволяющие автоматизировать правоприменительную деятельность судов. Так, в системе хозяйственных судов в 2000-2001 годах внедрена автоматизированная ИС (ИАСУ - СХС), позволяющая автоматизировать судопроизводство системы хозяйственных судов РБ. В системе общих судов в настоящее время осуществляются работы по созданию автоматизированной ИС Верховного Суда Республики Беларусь (АИС Верховный Суд). Действует ряд решений в сфере применения ИКТ при реализации задач судебной статистики и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных