ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности развития личности (возрастные, индивидуальные), их учет.Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает новые явления окружающей жизни. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. При различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. (Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов). Влияние школьного обучения – значительно обогащается словарей запас ребенка, приобретение важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер (безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий). Однако ученики не умеют распорядиться своей памятью, подчинить ее задачам обучения. Усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании,навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности (податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет). Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно для организованный, посильный производительный труд (самообслуживание, помощь взрослым или старшим школьникам, сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят). Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
Средний школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переходный от детства к юности, совпадает с обучением в школе второй ступени (V—IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности, глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Особенности:
Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладает над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности ( мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не устойчивы, их легко разрушает мнения товарищей, противоречия жизни). Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно (гнев). Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса (упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева). Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков. Одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и понятийс поступками, действиями, поведением (н амерения – благие, поступки – не всегда благовидные). Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны (положительно ориентированные качества + ошибочные, незрелые, аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей (книжные пираты и разбойники, земные местные хулиганы). Подростки переходят опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость — подлостью, уважение к себе — насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов (смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные: некоторые не осуждают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями). К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют (идеал честного труженика перестал быть привлекательным). Воспитательная работа со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно: · глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, · уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведения — все это создает благоприятные условия для самовыражения подростка, отстаивания значимых для него убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что должно положительно сказаться на формировании нравственных и социальных качеств.
Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. Заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юношеский возраст — это: · период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения; · время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества», — писал К.Д. Ушинский1. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Развитие и функционирование психических процессов: восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером, мышление – более высокий уровень обобщения и абстрагирования (постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность). Юность — это период расцвета всей умственной деятельности (стремятся проникнуть в сущность явлений, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости; выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям). Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер, необходима для самоутверждения личности. Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуальные качества ( живость ума, находчивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения, проницательный ум, способность находить скрытые причины, предвидеть, строить смелые предположения). Развивается умение комплексной оценки человека. Кумирами становятся гармонически развитые люди, у которых качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами. «Примерка» к себе стимулирует процесс самовоспитания, который у многих старшеклассников приобретает силу, устойчивость и целенаправленность. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует сензитивный период нравственной зрелости иновая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения (отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения, чувство взрослости становится глубже и острее, появляется стремление выразить свою индивидуальность, обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность). Часто теряется чувство меры, демонстрируется увлечение модными вещами (помощь, терпимость взрослых). В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам (п ервая любовь вносит сильные переживания, заставляет практически решать многие непростые вопросы). Характер разрешения этических ситуаций – критерий морального развития личности. Высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности; к религии. Усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе (как негативные, так и позитивные качества). Усилилось критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрослым. Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, выбор профессии отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном — каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. В последние годы произошла переоценка «престижности» профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остроту всегда волновавшего молодежь вопроса. Хорошей профессией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным — индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек — единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях, возникновение которых связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Они влияют на развитие личности, обусловливают формирование всех качеств.
Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Среди специалистов есть разногласия. Первая точка зрения — массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику, все должны получать одинаковые «порции» учительской заботы, никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении. Отечественная педагогика стоит на иных позициях — восстание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики – управление развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни, не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям для обеспечения запроектированного уровня развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях (каждый проходит свой особый путь развития, приобретая различные типологические особенности высшей нервной деятельности, которые влияют на своеобразие возникающих качеств). К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
Тестовые вопросы: Чем вы объясните, что дети, которые при поступлении в школу умеют хорошо читать и писать, нередко во II классе хуже учатся, чем те, которые пришли в I класс без этих навыков? 1. Сильные первоклассники много времени уделяли слабым товарищам и сами знаний не приобрели. 2. Дети, умеющие хорошо читать и писать, первое время в своем умственном развитии находятся «на голодном пайке». Занятия в I классе не воспитывают у них трудолюбия, и это сказывается во II классе, когда начинают проходить материал, требующий от них усердия. 3. Дети, умеющие хорошо читать, «глотают» книги и запускают учебные занятия. 4. Указанного в задаче явления вообще не существует. Каждый второклассник по различным причинам может снизить свои учебные успехи, но это отнюдь не связано с тем, что ученик научился читать и писать до поступления в школу. 5. Это объясняется особенностями физического развития. VI. Почему в V—VI классах успеваемость и дисциплинированность школьников снижаются? 1. Детям надоело учиться. 2. Классные руководители уделяют меньше внимания воспитанию учеников, чем учителя начальных классов. 3. Ученик внутренне не подготовлен к изменению условий учения, новым требованиям. 4. Начальная школа не дает достаточного развития, необходимого для обучения в V классе. 5. Все дело в особенностях развития школьников этого возраста. VII. Правильно ли при комплектовании X классов учитывать реальную готовность школьников к продолжению образования по избранному профилю? Почему? 1. Комплектование X класса учениками одинакового уровня подготовки и направленности интересов дает возможность существенно повысить качество образования. 2. Неправильно. Все выпускники IX класса одинаково хорошо готовы к продолжению образования. 3. Нельзя одни классы комплектовать только сильными учениками, а другие — слабыми. В классе должны быть и сильные и слабые ученики. Сильные должны помогать слабым в учебе, на этом воспитывается дружба и товарищество. 4. Дифференциация обучения приводит к возникновению элитарных школ, классов, что противоречит принципам социальной справедливости. Учет индивидуальных особенностей
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|