Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития личности (возрастные, индивидуальные), их учет.




Восприятие младших школьников отличается неустойчи­востью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспри­нимает новые явления окружающей жизни.

Малая дифференцированность вос­приятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенси­руются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опи­раясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьни­ков целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюда­тельность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недоста­точно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, прежде всего с мо­тивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напо­минал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на пер­вых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышле­ние ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школь­ный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с от­носительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функ­циями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. При различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и мето­дов обучения, методики организации познавательной деятель­ности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. (Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов). Влияние школьного обучения – значительно обогащается словар­ей запас ребенка, приобретение важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школь­ника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой плас­тичностью, которая позволяет ему легко справляться с задача­ми дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений до­школьник запоминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер (безошибочно запоминается материал интересный, конкрет­ный, яркий). Однако ученики не умеют рас­порядиться своей памятью, подчинить ее задачам обучения. Усилий стоит учителям выработка умений самокон­троля при заучивании,навыков самопроверки, знаний рацио­нальной организации учебного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы со­циальных чувств, формируются навыки общественного поведе­ния (коллективизм, ответственность за поступки, товарищест­во, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предо­ставляет большие возможности для формирования нравствен­ных качеств и положительных черт личности (податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склон­ность к подражанию, огромный авторитет). Основы нравственного пове­дения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно для организованный, посильный производитель­ный труд (самообслуживание, помощь взрос­лым или старшим школьникам, сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляются ини­циативность, самодеятельность, соревновательность самих ре­бят).

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двига­тельную активность — все это должно удовлетворяться в ра­зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

 

Средний школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переход­ный от детства к юности, совпадает с обучением в школе второй ступени (V—IX классы) и характеризуется общим подъ­емом жизнедеятельности, глубокой перестройкой всего орга­низма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризо­вала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем разви­тии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружаю­щих его людей.

Особенности:

  • бурный рост и развитие всего организма (усиленный рост тела в длину: у маль­чиков за год отмечается прирост на 6—10 см, а у девочек — до 6—8 см; особенно интенсивно растут мальчики 15 лет, при­бавляя в росте 20—25 см и девочки 13 лет;
  • продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость;
  • значительно возрастает сила мышц;
  • развитие внут­ренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов от­стает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения;
  • легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 кубических сантимет­ров;
  • дыхание подростка учащенное.

Неравномерность физи­ческого развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста — поло­вое созревание организма. У девочек оно начинается с один­надцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные измене­ния в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее рав­новесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преоблада­ет над процессами торможения, поэтому для подростков ха­рактерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учеб­ным материалом — характерная особенность учеников средне­го школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явле­нии. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспи­тательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотноше­ние между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на ав­торитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мне­ние, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мыш­ления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные за­дачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отли­чительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с из­менением речи подростка. В ней заметна тенденция к правиль­ным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выра­зительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности ( мировоззрение, нрав­ственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем пове­дении, еще не устойчивы, их легко разрушает мнения товарищей, противоречия жизни).

Правильно организо­ванному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависи­мости от того, какой нравственный опыт приобретает подрос­ток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно (гнев). Многие педагоги и психо­логи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризи­са (упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева). Подростковый возраст называют даже возрас­том катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к ду­ховному миру, проявлению чувств подростков.

Одна из самых серьезных проблем среднего школьного воз­растанесогласованность убеждений, моральных идей и по­нятийс поступками, действиями, поведени­ем (н амерения – благие, поступки – не всегда благовидные).

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны (положительно ориентированны­е качества + ошибочные, незрелые, аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны вы­бирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых лю­дей (книжные пираты и разбойники, земные местные хулиганы). Подростки переходят опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость — под­лостью, уважение к себе — насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов (смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные: некоторые не осуж­дают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями).

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют (идеал честного труженика перестал быть привлекательным).

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нуж­но:

· глубоко осмыслить особенности развития и поведения совре­менного подростка,

· уметь поставить себя на его место в слож­нейшие и противоречивые условия реальной жизни.

Ученик среднего школь­ного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами.

Де­мократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведе­ния — все это создает благоприятные условия для самовыраже­ния подростка, отстаивания значимых для него убеждений, вза­имопонимания со сверстниками и взрослыми, что должно положительно сказаться на формирова­нии нравственных и социальных качеств.

 

Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мы­шечная сила, ребята выдерживают большие двигательные на­грузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работа­ют железы внутренней секреции. Заканчивается первый период полового созревания. Усилен­ная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подрост­ка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Про­должается функциональное развитие головного мозга и его выс­шего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созрева­ние организма.

Юношеский возраст — это:

· период выработки мировоззре­ния, убеждений, характера и жизненного самоопределения;

· время самоутверждения, бурного роста самосозна­ния, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.

«В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бо­яться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для обще­ства, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества», — писал К.Д. Ушинский1.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Развитие и функ­ционирование психических процессов: восприятие характери­зуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером, мышление – более высокий уровень обобще­ния и абстрагирования (постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность).

Юность — это период расцвета всей умственной деятельно­сти (стремятся проникнуть в сущность явле­ний, объяснить их взаимосвя­зи и взаимозависимости; выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям).

Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер, необходима для самоутверждения личности.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего це­нят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллек­туальные качества ( живость ума, наход­чивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения, проницательный ум, способность находить скрытые причи­ны, предвидеть, строить смелые предположения). Развивается умение ком­плексной оценки человека. Кумирами становятся гармониче­ски развитые люди, у которых качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хо­рошими манерами. «Примерка» к себе стимулирует процесс са­мовоспитания, который у многих старшеклассников приобре­тает силу, устойчивость и целенаправленность.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует сензитивный период нравственной зрелости иновая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения (отчет­ливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут эти­ческие убеждения, чувство взрослости становится глубже и ос­трее, появляется стремление выразить свою индивидуальность, об­ратить на себя внимание, утвердить свою самобытность). Часто теряется чувство меры, демонстрируется увлечение модными вещами (помощь, терпимость взрослых).

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам (п ервая любовь вносит силь­ные переживания, заставляет практически решать многие непростые вопросы). Характер разрешения этических ситуаций – критерий морального развития личности. Высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности; к религии. Усиливаются сознательные мотивы по­ведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и корректирует качества лич­ности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе (как негативные, так и позитивные качества). Усилилось критическое отношение к действитель­ности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрослым.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школь­ников, выбор профессии отличаются рез­кой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпа­дают в главномкаждый хочет занять достойное место в жиз­ни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. В последние годы произошла переоценка «престижности» профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остро­ту всегда волновавшего молодежь вопроса. Хорошей профес­сией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.

 

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, осо­бенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным — индивидуальностью. Индивидуальность характе­ризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, мораль­ных, социальных и других черт личности, которые заметно от­личают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек — единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особен­ностях, возникновение которых связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств.

К индивидуальным осо­бенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мыш­ления, памяти, воображения, особенности интересов, склонно­стей, способностей, темперамента, характера личности. Они влияют на развитие личности, обусловливают формирование всех качеств.

 

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индиви­дуальные особенности?

Среди специалистов есть разногласия. Первая точка зре­ния — массовая школа не может и не должна учитывать инди­видуальность, приспосабливаться к каждому отдельному учени­ку, все должны получать одинаковые «порции» учитель­ской заботы, никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также ста­рательных, любознательных и ничем на свете не интересующих­ся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Отечественная педагогика стоит на иных позициях — вос­стание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики – управление развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни, не приспособле­ние целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов пе­дагогического воздействия к индивидуальным особенностям для обеспечения запроектированного уровня развития личности.

Индивидуальный подход создает наиболее благопри­ятные возможности для развития познавательных сил, актив­ности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивиду­альном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особен­ностях (каждый проходит свой особый путь развития, приобретая различные типологические особенности высшей нервной деятельности, которые влияют на своеобразие возникающих качеств). К индивидуальным осо­бенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мыш­ления, памяти, воображения, особенности интересов, склонно­стей, способностей, темперамента, характера личности. Инди­видуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

 

Тестовые вопросы:

Чем вы объясните, что дети, которые при поступле­нии в школу умеют хорошо читать и писать, нередко во II классе хуже учатся, чем те, которые пришли в I класс без этих навыков?

1. Сильные первоклассники много времени уделяли сла­бым товарищам и сами знаний не приобрели.

2. Дети, умеющие хорошо читать и писать, первое время в своем умственном развитии находятся «на голодном пай­ке». Занятия в I классе не воспитывают у них трудолюбия, и это сказывается во II классе, когда начинают проходить материал, требующий от них усердия.

3. Дети, умеющие хорошо читать, «глотают» книги и запус­кают учебные занятия.

4. Указанного в задаче явления вообще не существует. Каждый второклассник по различным причинам может снизить свои учебные успехи, но это отнюдь не связано с тем, что ученик научился читать и писать до поступления в школу.

5. Это объясняется особенностями физического развития.

VI. Почему в V—VI классах успеваемость и дисциплини­рованность школьников снижаются?

1. Детям надоело учиться.

2. Классные руководители уделяют меньше внимания вос­питанию учеников, чем учителя начальных классов.

3. Ученик внутренне не подготовлен к изменению условий учения, новым требованиям.

4. Начальная школа не дает достаточного развития, необ­ходимого для обучения в V классе.

5. Все дело в особенностях развития школьников этого

возраста.

VII. Правильно ли при комплектовании X классов учиты­вать реальную готовность школьников к продолжению образования по избранному профилю? Почему?

1. Комплектование X класса учениками одинакового уров­ня подготовки и направленности интересов дает возмож­ность существенно повысить качество образования.

2. Неправильно. Все выпускники IX класса одинаково хо­рошо готовы к продолжению образования.

3. Нельзя одни классы комплектовать только сильными учениками, а другие — слабыми. В классе должны быть и сильные и слабые ученики. Сильные должны помогать слабым в учебе, на этом воспитывается дружба и товари­щество.

4. Дифференциация обучения приводит к возникновению элитарных школ, классов, что противоречит принципам социальной справедливости.

Учет индивидуальных особенностей

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных