Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем




В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. К периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увели­чивается в 3.5 раза у юношей и в 3 раза у девушек.

До 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Про­исходит рост объема и нервных волокон таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса. К15-летнем возрасту взрослых размеров до­стигает мозжечок.

В коре больших полушарий общая длина борозд к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры — в 3 раза. У подростков заканчива­ется процесс миелинизации нервных путей.

В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.

В ЭЭГ к 10-12-летнему возрасту устанавливается взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма (8-12 колеб./с) и характерным распределения ритмической активно­сти по поверхности коры.

Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет. Эта спо­собность имеет большие индивидуальные различия, она контроли­руется генетически и мало изменяется в процессе тренировки.

Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания—у девочек в 11-13 лет,умальчиковв13-15лет.Этот период характеризуется осла6лением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буй­ством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Возрастает актив­ность симпатического отдела нервной системы и концентрация адре­налина в крови. Ухудшается кровоснабжение мозга. Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков стано­вится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. Отмечаются нарушения высшей не­рвной деятельности — нарушаются все виды внутреннего торможе­ния, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и пе­ределка динамических стереотипов.

Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда под­ростков, которые легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам.

С окончанием этого периода перестроек в организме (после 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль ле­вого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорковые отношения с ведущей ролью коры. Снижается повышенный уро­вень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятельности.

Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знамену­ется возросшей ролью передне-лобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Это приводит к значительному совершенствованию абстрактно-логи­ческого мышления, развитию второй сигнальной системы и процес­сов экстраполяции. Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню.

В среднем школьном возрасте (к 12-14 годам) в основном закан­чивается созревание всех сенсорных систем.

Зрительная сенсорная система уже в 10-12-летнем возрасте достигает функциональной зрелости. В затылочной области коры, где находятся проекции пер­вичных зрительных полей, устанавливается взрослый тип альфа-ак­тивности ЭЭГ (10 колеб./с).

У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется раз­личение цветовых оттенков. Глубинное зрение продолжает разви­ваться до 16-17лет, когда оно достигает конечных величин, а свето-чувствительность увеличивается до 20-летнего возраста.

Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение зна­чимой информации из потока внешних сигналов. Это, в свою оче­редь, повышает точность и координацию движений, расширяет сфе­ру деятельности растущего организма.

Созревание слуховой сенсорной системы (корковый отдел) завершается к 12-13 летнему возрасту. Снижа­ются пороги слышимости звуков, особенно в речевом диапазоне (1000-4000 Гц). Повышение остроты слуха позволяет хорошо диф­ференцировать звуковые раздражители. Улучшается скорость и точ­ность восприятия речи, развивается музыкальный слух.

К 11 -летнему возрасту повышается точность оценки протяжен­ности звучания различных сигналов и длительности звуковых ин­тервалов, что имеет важное значение для формирования чувства времени у подростков, а совершенствование в этом возрасте бинаурального слуха улучшает пространственную ориентацию.

Вместе с тем у подростков и юношей начинает снижаться воспри­ятие высоких частот, этот процесс продолжается и далее в зрелом возрасте и по мере старения организма.

Вестибулярная сенсорная система созревает к 14-летнему возрас­ту. Однако около 40% подростков характеризуется неустойчивостью к действию ускорений. В15-16 лет еще часто проявляется недоста­точная способность к сохранению равновесия на подвижной опоре. После 16 лет способность поддерживать равновесие значительно улучшается и стабилизируется.

Развитие двигательной сенсорной системы происходит непрерывно, значительно усиливаясь в возрасте от 7-8 до 13-15 лет, когда дос­тигается оптимальный уровень ее развития. К этому времени в соче­тании с кожной афферентацией формируется хорошо развитая ком­плексная кинестетическая чувствительность.

В16 лет точность различения мышечных напряжений практичес­ки не отличается от уровня взрослых людей. Благодаря четкому вос­приятию проприоцептивной информации увеличивается способ­ность к управлению не только отдельными мышцами, но даже от­дельными двигательными единицами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных