Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 9. Психогигиена, психопрофилактика, основы психотерапии.




ЛЕКЦИЯ № 5

Дисциплина: Модуль 2. Практические аспекты медицинской психологии

План занятия: занятие по овладеванию студентами новых знаний

по основам практической медицинской психологии.

Форма работы: групповая.

Время: 2ч.

Цель:

· Проанализировать условия труда и быта, особенности семейных и брачных взаимоотношений

· Определить факторы, негативно влияющие на психическое здоровье.

· Сделать выводы о путях первичной или вторичной психопрофилактики, реабилитации для больных с разными заболеваниями

Задача: ознакомить и сформировать знания о практических аспектах

медицинской психологии

Учебные вопросы:

1. Определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика», первичная и вторичная психопрофилактика. Основные разделы психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена труда и быта, семьи. Пути сохранения и укрепления психического здоровья. Роль врача общей практики в профилактике нозопсихологических проявлений. Реабилитация социальная и профессиональная, ее основные разделы.

2. Психотерапия как отрасль медицинской психологии и медицины. Основные современные методы психотерапии. Принципы психотерапии. Непрямая психотерапия, плацебо.

3. Методы и техники проведения рационального убеждения, сугестии в состоянии бодрости, ауторелаксации. Показания и противопоказания для проведения гипносугестии, индивидуальной и групповой рациональной психотерапии, методов психоаналитической и психодинамической психотерапии, аутопсихотерапии (аутотренинг и медитативные техники), гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования, арт-терапии. Психотерапия в работе врача общей практики. Психотерапевтическая коррекция отношения к болезни. Психологическая помощь в кризисных периодах и психологические особенности медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Учебная литература:

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков СИ. Практическая патопсихология:

Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону, 1996.

2. Волков В.Г. Стрелис А.К., Караваева Е.В. Тетенев Ф.Ф. Личность пациента

и болезнь.Томск. Медицина, 1995.-328с.

3. Гавенко В.Л. Витенко И.С, Самардакова Г.О. Практикум из медицинской

психологии. Харьков: Регион-информ. 2002.

4. Зейгарних Б.В. Патопсихология. Учебник.-М.: МГУ, 1986.-448с

5. Кабанов М.М., Личко А.Е.. Смирнов В.М. Методы психологической

диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина. 1983.-312с

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учебн. для студ. мед. вузов. — СПб.,

2000.

7.Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. —Л., 1980.

8. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д.Карвасаркого. - СПб:

Питер, 2002. -960с

9. Клиническая психология / Под ред. М. Перре. У. Бауманна. СПб.: Питер,

2002.-1312с

10.Клиническая психология / Сост. И общая редакция Н.В. Тарабриной. –

СПб.: Питер. 2000. -352с

11.Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики.-

СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2002.-608с

12.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1983.

13.Кречмер Э. Медицинская психология. — СПб., 1998.

14.Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. -

М.-Л., 1996.

15.Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. есть нем. Киев: Высшая

школа. 1981.- 390 с.

16.Лурия Р. А. Внутренняяя картина болезни и ятрогенные заболевання.

(Изд. 4-ое) Москва. Медицина. 1977. - 12с.

17.Мягков И.Ф.. Боков С.Н. Медицинская психология: основы

патопсихологии и психопатологии: Учебник для вузов. - М.:1 здателъство

корпорация «Логос».!999. -232с

18.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология, г- М., 1998.

19.Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. — М., 1987.

20.Нейропсихология: Учебник для вузов 3-е изд. / Е.Д. Хомская. СПб.:

Питер. 2003. -496с

21.Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. В

2 т. - М., 2000.

22.Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — Л., 1984.

23.Тополянский В.Д., Струковская. Психосоматические расстройства. —

М, 1988.

24.Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. —

Будапешт, 1988.

 

Дополнительная литература

Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. — М., 1998.

Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М., 2000.

Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия и современные

социальные проблемы. — Ростов-на-Дону, 1996.

Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.

Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. — М., 1999.

Гиндикин В.Я. Справочник. Соматогенные и соматоформные психические расстройства. — М., 2000.

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков.-Л., 1983.

Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под ред. А.Б.Смулевича. — М., 2000.

Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1978.

 

 

Определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика», первичная и вторичная психопрофилактика. Основные разделы психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена труда и быта, семьи и сексуальной жизни. Пути сохранения и укрепления психического здоровья. Принципы психопрофилактики труда и быта, семьи. Роль врача общей практики в профилактике нозопсихологических проявлений. Реабилитация социальная и профессиональная, ее основные разделы.

Психогигиена, являясь частью общей гигиены, в то же время представляет собой самостоятельную отрасль со своими целями, задачами и методами исследования.

Психогигиена (от греч. psyche — душа, hygieinos — приносящий здоровье, целительный) — это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья. Со времени своего зарождения она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой. Но если последняя больше нацелена на предупреждение психических заболеваний или психических нарушений, то цель психогигиены — разработка системы мероприятий, направленных на формирование, поддержание и укрепление психического здоровья. Психогигиена связана также с психокоррекцией и психотерапией, использующими приемы и методы, которые позволяют устранять отклонения в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.

Охрана психического здоровья населения касается многих сторон жизни и деятельности человека, начиная от возрастных особенностей и заканчивая условиями труда. Поэтому существуют различные разделы психогигиены, изучающие определенные аспекты человеческой жизни: возрастная психогигиена, психогигиена физического и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека.Выделяются специальные разделы психогигиены: военная, космическая, инженерная и др.

В многочисленных работах, посвященных поддержанию психического здоровья, в качестве необходимых условий для этого называется обеспечение:

• наличия чувства защищенности;

• наличия смысла жизни;

• уважения и самоуважения;

• соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной

переносимости;

• необходимости и возможности устранения эмоциональной

напряженности.

Неблагоприятное влияние на психическое здоровье человека могут оказывать как сугубо личностные причины («биографические кризы»), так и социальные факторы. Личностные причины включают ситуации семейного (супружеские проблемы, измена, развод, болезнь или смерть супруга, другого родственника и др.) и бытового (жилищные и финансовые проблемы) характера. Среди факторов социальной среды, оказывающих деструктивное влияние на психику человека, выделяют:

• неблагоприятную экологическую обстановку;

• высокий темп жизни и урбанизацию;

• усложнение профессиональной деятельности;

• сильную загруженность (перегруженность) работой;

• потерю или риск потери работы;

• большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс);

• недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования.

Для поддержания психического здоровья и обеспечения необходимого уровня социальной и психологической адаптации необходимо стремиться к здоровому образу жизни, пропаганда основ которого, в соответствии с приказами Министерства здравоохранения, является обязанностью каждого медицинского работника. Формирование здорового образа жизни позволяет создать систему преодоления факторов риска.

Здоровый образ жизни — это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.

Здоровый образ жизни предполагает:

1) сознательную организацию условий труда, позволяющую,

по возможности, избегать психических и физических перегрузок;

2) чередование труда и отдыха с обязательным использованием выходных дней и отпуска по назначению;

3) рациональное сбалансированное питание, достаточный сон;

4) достаточную двигательную активность, отказ от пассивных форм отдыха;

5) регулярную сексуальную жизнь;

6) наличие увлечений (хобби), которые должны кардинально отличаться от профессии и в которых (желательно) должны быть задействованы различные стороны индивидуальности;

7) отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, другими психоактивными средствами, курения);

8) соблюдение правил личной гигиены;

9) бережное отношение к окружающей среде;

10) создание гармоничных условий в семье;

11) нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением (родственниками, соседями и т.д.);

12) активное участие в культурных мероприятиях, занятия физкультурой;

13) избегание чрезмерно напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий (частого посещения дискотек, просмотра телепередач и фильмов устрашающего содержания, перенасыщенных жестокостями, злоупотребления компьютерными играми и Интернетом и т.п.);

14) создание, по возможности, комфортных условий для труда и отдыха.

Не менее значимы и личностные характеристики, позволяющие сохранять психологическое равновесие и избегать дезадаптивных форм реагирования, среди которых выделяются:

• способность принимать реальность во всем ее многообразии;

• позитивное отношение к самому себе, другим людям и миру в целом;

• адекватная устойчивая самооценка, мотивация на успех;

• принятие личной ответственности за свою жизнь, способность делать осознанный выбор и нести ответственность за его последствия;

• способность устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;

• осознание проблемы зависимости и проблемы вины;

• осознание проблемы личных ценностей, смысла жизни «для меня», смысла труда «для меня», проблемы счастья;

• приведение притязаний и ожиданий в соответствие с реальностью;

• формирование навыков планирования, построения жизненной перспективы, преодоление страха перед будущим;

• знания о проблемах стресса, выработка индивидуальной тактики управления стрессом, навыков саморегуляции.

Следует, однако, помнить, что психика, субъективный мир человека не только чрезвычайно изменчивы, но и, что еще более важно, непрерывно обновляются, совершенствуются. Поэтому ставить знак равенства между психикой ребенка, подростка, юноши, человека зрелого и пожилого возраста вряд ли допустимо. По мнению Г.К.Ушакова (1984), полноценная систематика разделов психогигиены должна учитывать сравнительно-возрастные особенности психики на разных этапах жизни человека.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных