Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса по цене, по доходу, перекрестная эластичность спроса.




 

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при соответствующих Ценах на этот товар. Спрос отражает жела­ние ж возможность приобрести товар. Если отсутствует одно или другое, то спроса не будет.

Индивидуальный спрос - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Для практических целей важное значение имеет определение рыночного спроса, который представляет собой сумму значений индивидуального спроса всех потребителей при каждой возможной цене. В этом случае:

где m – число потребителей;

Qi – объем рыночного спроса на i-й товар;

qij – функция спроса на i-й товар j-го потребителя.

Кривая рыночного спроса показывает, какова будет совокупная величина спроса всех покупателей при различных ценах на товар. В то же время она показывает, какова будет цена спроса (максимальная цена, по которой весь товар может быть продан) при различных количествах товара на рынке. Чем больше товара (Xi) выставлено для продажи, тем ниже будут цены на него (Pi) Эта зависимость цены от количества товара может быть выражена функцией которая называется обратной функцией спроса.

Важнейшим является цена товара – изменение цены означает движение вдоль кривой спроса.

Неценовые факторы спроса (обеспечивают смещение самой кривой спроса):

- изменение доходов потребителей;

- изменение вкусов и предпочтений;

- ценовые и дефицитные ожидания;

- колебание расходов на рекламу;

- изменение цен товаров субститутов и комплементарных товаров;

- изменение количества покупателей.

Спрос называется эластичным по цене, если Ep >1 (спрос изменяется быстрее, чем изменяются цены), - если небольшое изменение цены приводит к большому изменению спроса.

 

Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения. Точечная эластичность – точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменению цен, доходов и т.д. Применяется при малых приращениях (обычно до 5%) или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса:

 

Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X (рис. 1).

Рис. 1. Точечная эластичность

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность (arc elasticity) – примерная степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов. Показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке:

Рис. 2. Дуговая эластичность

Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов (более 5%), а также, если у нас недостаточно данных и удалось, например, замерить две более или менее близкие точки на кривой спроса.

Перекрестная эластичность – эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

E =

Факторы, влияющие на эластичность:

- наличие заменителей – чем больше субститутов, тем эластичнее спрос;

- удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше вес, тем больше эластичность.);

- размер дохода;

- качество товара;

- размеры запаса – чем больше запасы, тем эластичнее;

- ожидания потребителя – период;

Важно различать долговременные и краткосрочные k эластичности:

- спрос на товары повседневного потребления более эластичен на длительном отрезке времени;

- спрос на товары длительного пользования более эластичен в краткосрочный период;

- предложение для большинства товаров эластичнее в длительном периоде, что связано с изменением производственных мощностей.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных