Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономические эффекты монополии




· Монополия максимизирует прибыль (или минимизирует убытки) при объеме производства, когда MR = МС, и назначает цену, которая соответствует этому объему на ее кривой спроса.

· При равных издержках монополия будет менее эффективной, чем чисто конкурентная фирма, потому что монополия производит меньший объем продукции и назначает более высокую цену.

· Неэффективность монополии можно компенсировать или уменьшить за счет эффекта масштаба и технического прогресса.

Представим совершенно конкурентную отрасль, где действует 1000 фирм. Совокупная для них кривая предложения будет S, сравнивая ее с рыночным спросом (для совершенного конкурента P=MR, Т.Е. D=MR) получаем цену и объем производства для совершенной конкуренции. Эта точка обладает 1. производственной эффективностью (P = MC = min ATC) 2. и эффективностью распределения ресурсов. Если представить, что фирма превратилась в монополию, то для нее предложение (S) превратиться в кривую предельных издержек (MC), а из-за менее эластичного спроса MR < P (D), добавляем монопольную кривую MR. Точка E – точка равновесия при совершенной конкуренции MC пересекает D (в совершенной конкуренции спрос совпадает с предельным доходом).  

Предельный доход монополии (MR) пересекает предельные издержки (MC) в точке В, но цену монополия назначает максимально возможную при данном спросе (A).

Таким образом, QМоноп < Q С.Конк. (объем выпуска при монополии ниже чем при конкуренции),

РМоноп > PС.Конк (цена монополии выше, чем при совершенной конкуренции)

Таким образом монополия не обладает на производственной эффективностью, ни эффективностью в распределении ресурсов: P > min ATC

Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рт > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии (часть излишка потребителя и часть излишка производителя) – выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители и производители. Фактически это омертвевшие производственные ресурсы, затраты по которым не приносят никакой выгоды.

В условиях монополии, если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Те покупатели, которые приобретают товар по более высокой цене, теряют часть излишка (прямоугольник А), а покупатели, которые не могут приобрести товар по цене PМ, но приобрели бы его по цене PC тоже теряют излишек (прямоугольник В). Таким образом, общая потеря потребительского излишка равна А + В. В то же время производитель извлекает прибыль, обозначенную прямоугольником А, реализуя товар по болеевысокой цене, однако теряет часть излишка, обозначенную треугольником C, представляющую дополнительную прибыль, которую производители получают от реализации объема выпуска (QC – QМ) по цене PC. Следовательно, общая прибыль производителя равна А – С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем чистые убытки общества, равные В + С.

Это полные чистые убытки монопольной власти. Потери же, выражаемые треугольником В, называются потерями «мертвого груза» – это разница между потерями потребителя и выигрышем монополии.

Общие чистые убытки ( треугольники В + С) это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией.

Могут иметь место и дополнительные общественные издержки (так называемая X-неэффективность) монопольной власти, которые больше чистых убытков, заключенных в треугольниках В и С. Это затраты на рекламу, избыточные производственные мощности, раздутый управленческий аппарат, создание своего «хобби», юридические попытки избежать государственного контроля над ценами и антимонопольного законодательства и др.

Для того, чтобы увеличить объем продаж и чтобы снизить «чистые потери общества» монополист прибегает к ценовой дискриминации – продаже отдельных единиц товара, произведенных с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателя.

В зависимости от способа осуществления ценовой дискриминации ее делят на три категории (степени):

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) – продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса на нее. Ведет к изъятию монополистом всего излишка покупателя, т.к. при этом D = MR. в чистом виде трудноосуществима, возможна в условиях работы на заказ.

Ценовая дискриминация второй степени – продажа различных объемов Т или У по разным ценам, так, что цена единицы товара дифференцируется в зависимости от величины партии. Сюда же относят применение кумулятивных скидок или скидок от времени реализации товара.

Ценовая дискриминация третьей степени (сегментация) – продажа единицы товара по разным ценам на разных сегментах.

При этом важно: при одинаковой эластичности спроса ценовая дискриминация невозможна. Если же эластичность спроса на разных рынках различна, то там, где она больше, цена ниже.

Ценовая дискриминация происходит в том случае, когда продавец назначает различные цены, которые не основываются на разнице в издержках.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных