Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности олигополии как рыночной структуры. Взаимообусловленное ценообразование и стратегические войны. Модель Курно.




 

Олигополистический рынок — тип рыночной структуры, характеризующийся затрудненным проникновением в отрасль и наличием стратегического взаимодействия немногочисленных фирм, конкурирующих за объем продаж. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным, так и дифференцированным продуктом.

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности имеют такую структуру. Олигопольный рынок достаточно многообразен. Обычно выделяют два основных его вида: жесткую олигополию и мягкую, расплывчатую, неплотную. Дуополия - частный пример олигополии, когда на рынке представлены только две фирмы-конкурента.

Из немногочисленности фирм в условиях олигополии вытекает проблема взаимного влияния фирм друг на друга. Т.е. олигополист должен считаться не только с реакцией покупателя, но и с своих конкурентов.

Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.

Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, т. е. когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. При этом каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее отсутствует побуждение повышать цену.

Универсальной теории олигополии не существует. Можно выделить три возможных направления поведения фирмы на рынке олигополии:

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия. Модели поведения нескоординированного поведения фирм:

2. Сговор (картель) фирм – кооперативная игра, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли между участниками.

3. «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. Сюда относят:

- ценообразование по принципу «издержки плюс» - решает проблему определения реальной наценки в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры,

- ценообразование за лидером (квазимонополия).

Взаимное влияние поведения олигополистов друг на друга иллюстрирует модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

Пусть изначально фирма выбрала цену Р1 и объем производства Q1. Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то рассматриваемый нами производитель может рассчитывать, что его объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Конкуренты же, скорее всего, снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже Р1 линией спроса будет отрезок линии D1. Если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше Р1 линия спроса фирмы пойдет по отрезку линии D2. Единая кривая спроса, которая учитывает оба сценария развития, окажется с изломом в точке 1. На графике она выделена жирным поверх пунктирных линий спроса D1 и D2.

Модель ломаной кривой спроса олигополиста подразумевает, что олигополист при снижении или увеличении цены и последующих действий конкурентов «перемещается» с одной кривой спроса на другую, вследствие чего на его общей линии спроса образуется «надлом» в точке пересечения двух альтернативных линий спроса.

Олигополисты будут стремиться реагировать на изменение рыночной конъюнктуры скорее объемом выпуска при относительно жестких ценах.

Модель Курно (дуополии). Дуополия - это ситуация, когда на рынке конкурируют друг с другом только две фирмы. Каждая фирма-олигополист стремится максимизировать свою прибыль исходя из предпосылки о том, что ее соперники сохранят теку­щий уровень выпуска, т.е. считают выпуск соперника заданным. Фирмы выбирают объем выпуска, действуя одновременно и как бы независимо друг от друга, что обусловле­но предполагаемой однократностью взаимодействия.

Равновесие по Курно - каждая из фирм максимизирует свою прибыль при данных ожиданиях относительно выбора объема выпуска другой фирмой, и, более того, эти ожидания в равновесии сбываются. В равновесии по Курно ни одна из фирм не сочтет для себя выгодным изменить объем выпуска, как только обнаружит, каков выбор, фактически сделанный другой фирмой. Равновесие по Курно — это просто пара объемов выпуска, при которых пересекаются две кривые реакции. В такой точке каждая фирма производит объем выпуска, максимизирующий ее прибыль при заданном выборе объема выпуска другой фирмы.

Такой тип рыночного равновесия, в котором ни одна из фирм не хочет в одностороннем порядке изменить свой выбор, поскольку он оказывается наилучшим ответом на поведение соперников, называется равновесием по Нэшу.

Если бы в отрасли с данной кривой спроса действовали кон­курентные фирмы с такими же издержками, то равновесный отраслевой выпуск Q* = а Р = с. А если бы в отрасли с данной кривой спроса существовала чи­стая монополия, ее равновесный выпуск Q*= производимый при , а Р = . Та­ким образом, при прочих равных условиях отраслевой выпуск в дуополии Курно оказывается выше монопольного, а равновесная цена продукции, соответственно, ниже монопольной.

Если две фирмы сговорились, то они строят кривую контракта. Она показывает различные сочетания объемов производства двух фирм, которые максимизируют прибыль. Тайный сговор значительно выгоднее для фирм, чем не только совершенное равновесие, но и равновесие Курно, так как они будут производить меньше продукции, а цену установят выше.

Картель. Если прибыль отрасли максимизируется, то предельная прибыль от производства большего объема выпуска для любой фирмы должна быть одинаковой. Это означает, что изопрофитные кривые должны касаться друг друга в точках объемов выпуска, максимизирующих прибыль.

При картельном соглашении олигопольный рынок становится монопольным и процессы ценообразования и определения объемов производства на нем полностью совпадают с правилами, действующими на рынке чистой монополии. Основная проблема картелей заключается в оппортунистическом поведении отдельных его членов. Ярким примером могут послужить страны ОПЕК: договариваясь об ограничении добычи нефти для повышения цен, каждый участник стремится нарушить квоты и продать как можно больше продукции по сложившейся высокой цене. Можно утверждать, что чем выше будет цена, тем больше стремление у участников картеля нарушить уговор. Более надежной формой картельных соглашений выступает договор о размежевании рынков сбыта, при котором каждому участнику определяется некоторая доля рынка, соответствующая его производственным мощностям.

В современной экономике картельные соглашения распространены незначительно, поскольку, с одной стороны, являются законодательно запрещенными, с другой - приводят к столкновению интересов фирм-участников.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных