Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Средневековая наука, её идейные и социокультурные особенности

эпиграф:

Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.
- (ц) Блаженный Августин

Основу европейской средневековой философии (V − XV вв.) составляло христианство, возникшее на фундаменте иудаизма (Ветхий завет) уже на закате эллинизма и окончательно содержательно оформившееся на грани старой и новой эры.

В его основе лежала идея творения (креационизм): Господь Бог творит мироздание из ничего. Начало мира − это сам Бог. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой. Разница между Богом и продуктами его творения (человек, природа) огромна. По мере дальнейшего усложнения (для простого человека ухудшения) жизни в эпоху Римской империи популярность христианства росла. Тем не менее в Библии отсутствовало завершенное представление о картине Вселенной, требовали решения многие вопросы:

  1. как Бог из ничего создал бесформенную материю, а из нее Вселенную; как устроена Вселенная, что в ней есть еще кроме Бога;
  2. как сочетается идея однократного божественного первотолчка у Аристотеля с идеей многократного божественного управления у христиан;
  3. как понимать идею триединства Бога;
  4. как совместить идею совершенства Бога с "несовершенством" продуктов его творения и т.д. (впрочем, идея о несовершенстве ничем не подкреплена, и имеет огромное число аргументов, успешно её разбивающих у тех же отцов церкви)

Потребовалось привлечение многих положений античной философии и науки, их категориального аппарата с целью решения данных вопросов. Кроме того, возникли и новые вопросы, в частности, в каком соотношении должны находится философские знания и религиозные догматы, основанные на вере.

Разработкой этих вопросов во II − IV вв. занялись отцы церкви, теософы, люди, с одной стороны, верующие, с другой − просвещенные, знакомые с античным философским наследием. В результате христианское учение (по сути - не само учение, а лишь его богословская часть, которая во все времена являлась второстепенной) постепенно начало приобретать форму рациональной теологии, где определенное место отводилось вопросам познания, устройства мира.


Патристика
− совокупность первых учений отцов христианской Церкви была переходом от античной к средневековой философии и науки, где на первую порах ближе всего христианскому богословию оказались идеи Платона, неоплатоников. Согласно теологической модели мир строился строго по ценностно-иерархическому пространственному принципу: Бог − человек − природа (чем ближе к Богу, тем совершеннее, а, следовательно, ценнее). Причем Бог бесконечен, а все конечное было объявлено тварью − творением Божьим. Поэтому все предельное менее ценно, чем беспредельное.

Предельность, конечного мира в пространстве включала геоцентризм Аристотеля и Птоломея и оттеняла космическую функцию Христа. Природная часть была создана для человека. Человек является господином природы, он выше ее. Поэтому природа у Августина не воспринималась как эмпирически внеположенный, познаваемый мир, развивающийся по естественным законам. Ценным было не единичное (в данном случае природа), а общее (Бог).

В связи с этим знания о природе теряли свою значимость. Только Бог и человеческая душа становились предметом познания, и человек устремлял свое внимание не на мир, а на Бога и на свою зависимость от него. При этом человеческое знание рассматривалось как вне и доопытное.
Поскольку человек был «образом» божьим, его познание было задачей первостепенной важности, что в свою очередь способствовало постановке вопроса о познавательных свойствах человека.

Один из теоретиков христианства Августин Аврелий известный как Блаженный Августин (354 − 430 гг. нэ.) относил источник познавательной активности к инициативе воли: «умственный» свет изнутри памяти «озаряет» хранящиеся там от рождения всеобщие знания логики, морали, математики, права. В результате акт познания сводился Августином к процессу воспроизведения содержания памяти посредством воли. Это можно понимать так, что знания уже есть в человеке - он лишь учится их извлекать.

Еще одной характерной чертой средневековой науки и философии был символизм, разработанный в средневековой схоластике. Схоластика − построение системы знаний исключительно с помощью комбинации слов, понятий, с применением правил логики.

В дальнейшем символизм стал тормозом реального познания, и, поскольку, оперируя бесконечными символами, человек попадал в их «сети» и отходил от реальности. Поэтому уже в XIII веке Сигер Брабантский (магистр, препод. Парижского университета) высказался за рационалистическое прочтение библейского текста.

Раннесредневековый период (V − Х вв.) развития культуры и науки был ознаменован завоеванием части Европы арабскими племенами и образованием арабского халифата под знаменем ислама.
Выступая в роли варваров, арабские завоеватели, тем не мене, не разрушали культуру Рима, Сирии, Ирана, Византии и др. Коран включал в себя уважительное отношение к знанию, облагораживающему человека.
Кроме того, в Арабском халифате отсутствовало монопольное право на знание со стороны религиозных деятелей в период исламизации культур покоренных народов. Поэтому в сфере знания имел место выход далеко за рамки религиозных догм, подключение достижений античной философии и науки. Уважительное отношение к знаниям, заложенное в Коране, позволило арабам частично сохранить, а в чем-то приумножить научные и философские знания. Восточно-арабские ученые не только разрабатывали рациональные методы в общетеоретическом плане, но и применяли их в конкретных исследованиях в области физики и математики, медицине: подготавливая тем самым научную революцию XVII в.

С X в. начинается возрождение западного христианства. Это время расцвета и укрепления европейских городов, феодализма в целом. Однако философское и научное познание средневековья вынуждено было ориентироваться на фундаментальные догматические установки христианской религии, имеющие статус постулатов, не подлежавших обсуждению: таковыми были положения о начале и конце мира, о сотворенности материи, об особом положении Земли в системе мироздания − именно они определяли события имевшие решающее значение для судеб мира (в исходном тексте библии и Евангелия ни о каком положении Земли как планеты или месте относительно других тел вообще не говориться, т.е. геоцентричность сама по себе не имеет никакого отношения к христианству и является лишь выводом мыслителей).

Несмотря на то, что христианская церковь не отвергала познавательной деятельности, а даже покровительствовала учености, заботясь о ее расширения, главным были комментарии догматики. Поэтому средневековая наука делала акцент на осмыслении и интерпретации уже имеющегося знания и не стремилась к получению новых. Ее задачей было обоснование единой, непротиворечивой картины мира, с целью сохранения и стабилизации наличной социальной системы.

Таким образом, имело место двойственное отношение христианства к науке и философии:

  • с одной стороны, христианин должен избегать всего, что мешает направлять ему свои помыслы к Богу, а познание суетного мира, природы как раз отвлекало от основного занятия и не представляло ценности.
  • С другой стороны, одним из достоинств христианина, особенно священника, были обширность знаний, воспитанность, владение искусством убеждения.

Растущее влияние католической церкви, усложнение ее организации, сложная система ее, отношений со светскими властями, требовали все большего количества образованных людей, обладающих широким образованием. Эта необходимость усугублялась еще и тем, что поскольку существовал обет безбрачия, то пополнять церковные ряды можно было только с помощью образования.

В связи с этим, следуя традициям, существовавшим еще в Риме, в средневековых школах, а позднее в университетах велось обучение семи дисциплинам: тривий (грамматика, риторика, диалектика) и квадрий (арифметика, музыка, астрономия, геометрия).

Наука и философия в средневековье были в основном, книжным делом, опирались на абстрактное мышление, поскольку откровение было явлено не в прямой, а в зашифрованной форме.

Начиная с XII в. в Европе наступает новая фаза технико-экономического развития (в сельском хозяйстве появляется железный плуг, изобретен маховик), ознаменованная быстрым ростом городов. К XIII в. научные и философские исследования приобретают уже большую ценность.
Вырисовываются два взгляда на мир: теологический и натурфилософский.

Несмотря на то, что в основном господствовала теологическая картина мира, появляются люди, которые ищут новые пути осмысления мира даже в теории – области, в средневековье запрещенной.
В XIII – XIV в. в науке интенсивно обсуждалась проблема движения, в частности движение брошенного тела. До XIII в. были широко распространены научные взгляды Аристотеля на этот вопрос. Картина мира по Аристотелю, − это картина движения, задаваемая покоем. У него изменение есть всегда движение к определенному конечному состоянию (естественное движение). В насильственных движениях конечный пункт задан целевым устремлением.

В алхимии средневековья неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. С XIV по XVI в. распространяется как спекулятивная (теоретическая), так и практическая (эмпирическая) алхимия.
Теоретическая алхимия, размышлявшая над вопросом единой материальной природы вещества, исходила из идеи, что ключ к истине − «превращение металлов в золото» − дан свыше, надо лишь выявить ее путем магического ритуала и магического откровения, в частности, посредством придумывания замысловатых рецептов. Эмпирической алхимии, продолжившей путь к прямому научному эксперименту, удались открытия новых способов получения смесей, веществ, минеральных в растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов. Были открыты новые химические элементы, реакции, изобретена печь для длительного нагревания.

Таким образом, в эпоху позднего средневековья в области познания природы просматривается четкая направленность на естественные науки, развитие математики физики (прежде всего оптики). Постепенно начинает вырисовываться причинно − механистический, детерминистский подход. Новым было и то, что утверждались неизвестные до того истины, что внешние лучи первичны, душа (психика) зависит от внешней среды и др.

В этот период большое внимание уделялось проблеме двойственности истины, т.е. иными словами выяснению что первичнее (важнее) − вера, или разум.

Итальянский богослов Ансельм Кентерберийский утверждал, что вера предшествует разуму, Пьер Абеляр (философ-схоласт, поэт) − наоборот. При этом Абеляр разбирает 158 противоречивых высказываний отцов церкви и формулирует основные принципы познания:

  • 1) подвергать все сомнению, в том числе авторитета;
  • 2) формировать максимальную самостоятельность философа-исследователя;
  • 3) свободно и критически относиться к теологической проблематике.

Абеляр также трактовал действия человека как зависящие не от желания Бога, а от человеческих намерений, сознания, совести. (не очень ясно чем тут отличие от христианства, где свобода воли - один из ключевых моментов).

Крупнейший теософ эпохи Средневековья − Фома Аквинский соединяет понятия «вера» и «разум»: не просто верь, а знай, во что веришь, тем самым, допуская возможность развития светской науки, ее автономности.
Однако вера у него все-таки выше знания (разума), ибо часть божественных истин носит сверхразумный характер, а научные и философские истины просто разумны.

Итак, в эпоху средневековья наука и философия были тесно связаны с религией, поэтому их развитие шло либо в направлении продолжения и усиления церковной догматики с помощью схоластики, либо в направлении неприятия средневековых авторитетов и разработки противоположных методологических принципов, приводящих к результатам, не вписывающимся в традиционно-средневековое видение мира.

В результате, с одной стороны, наука и философия средневековья по сравнению с античностью приобретают еще больший крен в сторону обобщенно-мистической созерцательности: были забыты и не использовались многие крупные научные открытия античности. С другой стороны, в позднее средневековье в науке и философии было выработано ряд идей, вошедших впоследствии в состав науки Нового времени.

Следует также отметить, что именно под влиянием христианства мировая культура впервые обращается к человеку как к уникальной личности, имеющей высшую ценность (т.к. за каждым человеком, даже слабым, стоит вечный Бог, который воскресит каждого в последний день, где и придётся дать ответ за притеснение слабых или "низсших" людей). В это время развитие получают гуманитарные науки, меняется их ценностное ядро -- то на чём стоит современные взгляды на человека, да и сам гуманизм, который хотя и боролся с христианством, но взяла многие его черты.

Ещё отметим (справедливости ради), что в современной литературе часто очерняют средневековье за неуспехи в физике, но как-то забывают успехи в области изучения личности человека и вообще обращения к этому вопросу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дәріс 11,12. Мектеп химия кабинетінде газдармен жұмыс. | Химиялық эксперимент таным көзі және тәрбиелеу құралы ретінде.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных