ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Средневековая наука, её идейные и социокультурные особенностиэпиграф: Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать. Основу европейской средневековой философии (V − XV вв.) составляло христианство, возникшее на фундаменте иудаизма (Ветхий завет) уже на закате эллинизма и окончательно содержательно оформившееся на грани старой и новой эры. В его основе лежала идея творения (креационизм): Господь Бог творит мироздание из ничего. Начало мира − это сам Бог. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой. Разница между Богом и продуктами его творения (человек, природа) огромна. По мере дальнейшего усложнения (для простого человека ухудшения) жизни в эпоху Римской империи популярность христианства росла. Тем не менее в Библии отсутствовало завершенное представление о картине Вселенной, требовали решения многие вопросы:
Потребовалось привлечение многих положений античной философии и науки, их категориального аппарата с целью решения данных вопросов. Кроме того, возникли и новые вопросы, в частности, в каком соотношении должны находится философские знания и религиозные догматы, основанные на вере. Разработкой этих вопросов во II − IV вв. занялись отцы церкви, теософы, люди, с одной стороны, верующие, с другой − просвещенные, знакомые с античным философским наследием. В результате христианское учение (по сути - не само учение, а лишь его богословская часть, которая во все времена являлась второстепенной) постепенно начало приобретать форму рациональной теологии, где определенное место отводилось вопросам познания, устройства мира.
Предельность, конечного мира в пространстве включала геоцентризм Аристотеля и Птоломея и оттеняла космическую функцию Христа. Природная часть была создана для человека. Человек является господином природы, он выше ее. Поэтому природа у Августина не воспринималась как эмпирически внеположенный, познаваемый мир, развивающийся по естественным законам. Ценным было не единичное (в данном случае природа), а общее (Бог). В связи с этим знания о природе теряли свою значимость. Только Бог и человеческая душа становились предметом познания, и человек устремлял свое внимание не на мир, а на Бога и на свою зависимость от него. При этом человеческое знание рассматривалось как вне и доопытное. Один из теоретиков христианства Августин Аврелий известный как Блаженный Августин (354 − 430 гг. нэ.) относил источник познавательной активности к инициативе воли: «умственный» свет изнутри памяти «озаряет» хранящиеся там от рождения всеобщие знания логики, морали, математики, права. В результате акт познания сводился Августином к процессу воспроизведения содержания памяти посредством воли. Это можно понимать так, что знания уже есть в человеке - он лишь учится их извлекать. Еще одной характерной чертой средневековой науки и философии был символизм, разработанный в средневековой схоластике. Схоластика − построение системы знаний исключительно с помощью комбинации слов, понятий, с применением правил логики. В дальнейшем символизм стал тормозом реального познания, и, поскольку, оперируя бесконечными символами, человек попадал в их «сети» и отходил от реальности. Поэтому уже в XIII веке Сигер Брабантский (магистр, препод. Парижского университета) высказался за рационалистическое прочтение библейского текста. Раннесредневековый период (V − Х вв.) развития культуры и науки был ознаменован завоеванием части Европы арабскими племенами и образованием арабского халифата под знаменем ислама. С X в. начинается возрождение западного христианства. Это время расцвета и укрепления европейских городов, феодализма в целом. Однако философское и научное познание средневековья вынуждено было ориентироваться на фундаментальные догматические установки христианской религии, имеющие статус постулатов, не подлежавших обсуждению: таковыми были положения о начале и конце мира, о сотворенности материи, об особом положении Земли в системе мироздания − именно они определяли события имевшие решающее значение для судеб мира (в исходном тексте библии и Евангелия ни о каком положении Земли как планеты или месте относительно других тел вообще не говориться, т.е. геоцентричность сама по себе не имеет никакого отношения к христианству и является лишь выводом мыслителей). Несмотря на то, что христианская церковь не отвергала познавательной деятельности, а даже покровительствовала учености, заботясь о ее расширения, главным были комментарии догматики. Поэтому средневековая наука делала акцент на осмыслении и интерпретации уже имеющегося знания и не стремилась к получению новых. Ее задачей было обоснование единой, непротиворечивой картины мира, с целью сохранения и стабилизации наличной социальной системы. Таким образом, имело место двойственное отношение христианства к науке и философии:
Растущее влияние католической церкви, усложнение ее организации, сложная система ее, отношений со светскими властями, требовали все большего количества образованных людей, обладающих широким образованием. Эта необходимость усугублялась еще и тем, что поскольку существовал обет безбрачия, то пополнять церковные ряды можно было только с помощью образования. В связи с этим, следуя традициям, существовавшим еще в Риме, в средневековых школах, а позднее в университетах велось обучение семи дисциплинам: тривий (грамматика, риторика, диалектика) и квадрий (арифметика, музыка, астрономия, геометрия). Наука и философия в средневековье были в основном, книжным делом, опирались на абстрактное мышление, поскольку откровение было явлено не в прямой, а в зашифрованной форме. Начиная с XII в. в Европе наступает новая фаза технико-экономического развития (в сельском хозяйстве появляется железный плуг, изобретен маховик), ознаменованная быстрым ростом городов. К XIII в. научные и философские исследования приобретают уже большую ценность. Несмотря на то, что в основном господствовала теологическая картина мира, появляются люди, которые ищут новые пути осмысления мира даже в теории – области, в средневековье запрещенной. В алхимии средневековья неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. С XIV по XVI в. распространяется как спекулятивная (теоретическая), так и практическая (эмпирическая) алхимия. Таким образом, в эпоху позднего средневековья в области познания природы просматривается четкая направленность на естественные науки, развитие математики физики (прежде всего оптики). Постепенно начинает вырисовываться причинно − механистический, детерминистский подход. Новым было и то, что утверждались неизвестные до того истины, что внешние лучи первичны, душа (психика) зависит от внешней среды и др. В этот период большое внимание уделялось проблеме двойственности истины, т.е. иными словами выяснению что первичнее (важнее) − вера, или разум. Итальянский богослов Ансельм Кентерберийский утверждал, что вера предшествует разуму, Пьер Абеляр (философ-схоласт, поэт) − наоборот. При этом Абеляр разбирает 158 противоречивых высказываний отцов церкви и формулирует основные принципы познания:
Абеляр также трактовал действия человека как зависящие не от желания Бога, а от человеческих намерений, сознания, совести. (не очень ясно чем тут отличие от христианства, где свобода воли - один из ключевых моментов). Крупнейший теософ эпохи Средневековья − Фома Аквинский соединяет понятия «вера» и «разум»: не просто верь, а знай, во что веришь, тем самым, допуская возможность развития светской науки, ее автономности. Итак, в эпоху средневековья наука и философия были тесно связаны с религией, поэтому их развитие шло либо в направлении продолжения и усиления церковной догматики с помощью схоластики, либо в направлении неприятия средневековых авторитетов и разработки противоположных методологических принципов, приводящих к результатам, не вписывающимся в традиционно-средневековое видение мира. В результате, с одной стороны, наука и философия средневековья по сравнению с античностью приобретают еще больший крен в сторону обобщенно-мистической созерцательности: были забыты и не использовались многие крупные научные открытия античности. С другой стороны, в позднее средневековье в науке и философии было выработано ряд идей, вошедших впоследствии в состав науки Нового времени. Следует также отметить, что именно под влиянием христианства мировая культура впервые обращается к человеку как к уникальной личности, имеющей высшую ценность (т.к. за каждым человеком, даже слабым, стоит вечный Бог, который воскресит каждого в последний день, где и придётся дать ответ за притеснение слабых или "низсших" людей). В это время развитие получают гуманитарные науки, меняется их ценностное ядро -- то на чём стоит современные взгляды на человека, да и сам гуманизм, который хотя и боролся с христианством, но взяла многие его черты. Ещё отметим (справедливости ради), что в современной литературе часто очерняют средневековье за неуспехи в физике, но как-то забывают успехи в области изучения личности человека и вообще обращения к этому вопросу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|