Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Заседания Совета проходят не реже двух раз в год;




ТЕЗИСЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ,

ПРЕДСЕДТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОРОИК

(24 мая 2016 года, г. Москва)

_________________________________________________________________

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Отцы, братья, сестры! Коллеги!

Тема воспитания, приобщения учащихся к традиционным религиозным, нравственным ценностям находится на стыке церковных и государственных интересов, во многом является определяющей в контексте общественного диалога относительно нашего будущего. Постараюсь подробно остановиться на конкретных механизмах осуществления этого сотрудничества на примере предметов и курсов, находящихся в сфере совместной компетенции Церкви и государства.

Прежде всего позвольте сказать несколько слов о принципах и перспективах нашей совместной работы. Основы православной культуры, Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), воскресные, православные школы и детские сады, катехизация – это лишь некоторые направления, в рамках которых реализуются совместные церковно-государственные проекты. Ведомственной структуре федерального и региональных министерств и управлений образованием в идеале должны соответствовать Синодальный, епархиальные отделы религиозного образования в качестве целостной, ведомственной церковной структуры, призванной обеспечивать становление и развитие системы непрерывного православного образования. Структурное соответствие между светскими органами управления образованием и нашими Отделами религиозного образования должно быть предельно жестким. Умышленно делаю на этом акцент, потому что именно от стандартизации работы, соответствия квалификационным требованиям, принятым в государстве, зависит взаимопонимание, а в конечном итоге и успешность реализации наших образовательных проектов: как церковных, так и церковно-государственных.

В этой связи необходимо четко понимать, что система православного образования – это лишь часть, органическая часть общероссийской системы образования. Позволю себе сказать, что светское и православное образование – это сообщающиеся сосуды. Изменения в государственной системе образования приводят к неминуемым последствиям в нашей сфере. В то же время нельзя недооценивать православный компонент, который имеет существенное влияние на основные тенденции в современном российском образовании. Здесь именно идет речь о малой закваске, изменяющей, преображающей вещество.

Один из выводов, напрашивающийся сам собой, – обеспечивать стабильность и эффективность отечественной школы мы можем только сообща. Церковная позиция должна быть глубоко отрефлексирована, четко сформулирована, обоснована в аксиологическом и в гносеологическом полях. Церковно-государственное и церковно-общественное взаимодействия призваны не просто обеспечивать хорошую организацию встреч, конференций, включенность представителей Церкви в образовательный процесс, но и затрагивать его содержание, обеспечивать его качественную составляющую. В большинстве регионов, практически во всех епархиях есть для этого необходимые предпосылки: квалифицированные специалисты, живые традиции, опыт, многолетние связи и самобытные методические наработки. Встреча представителей Церкви с педагогическим сообществом, которая «случилась» и продолжается уже многие годы – это одновременно и константа и неизменная инновационная составляющая современного российского образования.

Теперь несколько слов о приоритетах. Патриотизм, гражданская порядочность, добросовестность, законопослушание – безусловно, важные составляющие школьного образовательного, воспитательного процесса, но и они повисают в воздухе без религиозной основы, без того идеального основания, о котором свидетельствует Церковь. Исходным понятием здесь служит духовность. Сам термин определить достаточно сложно, так как он относится к высшим способностям человеческого естества, затрагивает сферу Богочеловеческого общения. Отсюда и широко употребляемый в настоящее время термин «духовно-нравственное воспитание». Отсюда и востребованность Православия в широких образовательных кругах.

Однако при всем интуитивно понимаемом первостепенном значении «духовности» в церковной среде, необходимо помнить и о специфике педагогической аудитории, не приносить в образование формат проповеди. И с другой стороны, упрощая и приспосабливая богословскую терминологию к условиям школьного урока, не допускать профанации и вульгаризации смыслов, подмены содержания религиозного образования. К сожалению, именно это часто происходит в контексте «духовно-нравственное – патриотическое воспитание». По опыту последних лет – обе крайности не работают. Или, скорее, производят обратный эффект отторжения, расстыковки Церкви и школы. Предположительно, идеальным творческим подходом была бы выработка особого языка общения с педагогической аудиторией. Это язык, который подходил бы для курсов повышения квалификации, родительских собраний, научно-педагогических конференций. Наше обращение, «message», – рассказ о традиционной православной духовности. У нас есть немало священников, умеющих разговаривать, вести светский диалог на этом диалекте. Если хотите – это язык миссии среди учителей как особой социальной группы, ответственной за будущее, за детей. Не секрет, что многие педагогические мероприятия просто захлебываются от скуки и монотонности произносимых в никуда и обращенных ни к кому речей, когда за множеством цифр и отчетной информации о проделанной работе и реализованных мероприятиях утрачивается смысл происходящего. Наша задача-максимум – изменить сложившуюся ситуацию. Как раз здесь мы должны вернуть словам их первоначальное значение и жизненную силу, сделать перезапуск многих глобальных трендов, макро- и микропроцессов в образовании.

Среди факторов сложности назвал бы лишь некоторые: атеистическое наследие в научных, педагогических, административных кругах, широкий спектр культурного, конфессионального многообразия России, зависимость отечественной школы от навязанных ей извне шаблонов, а также попытки реконструировать некую идеальную школу прошлого. Не будем забывать, отцы: мы с Вами строим школу будущего, и то, что представляется простым и понятным на внутрицерковном уровне, приобретает совершенно другую степень сложности в контексте церковно-государственного диалога, общественного и межконфессионального обсуждения. Подобными трудностями, в частности, обусловлено отсутствие полноценного преподавания Основ православной культуры в общеобразовательных школах России, недостаточное финансирование православных гимназий, сложности с реализацией духовно-нравственного компонента в дошкольных образовательных организациях и ряд других не менее важных проблем.

Теперь несколько слов о конкретных механизмах взаимодействия епархии с государственной администрацией региона, в частности, в сфере преподавания предмета «Основы православной культуры». Прежде всего ОПК – это повод для предметной встречи и профессионального педагогического разговора Церкви и государства в образовательном поле. Но нужно признаться, мы к этой встрече в чем-то очень важном оказались не готовы. Мало в какой аудитории можно открыто говорить об этом так – в нашей можно и нужно. Сотрудничество в образовании разрушалось десятилетиями, на его возобновление тоже требуется время, но десятилетий у нас нет. Вернее сказать – они у нас были, но, к сожалению, было и много других насущных проблем, которыми приходилось заниматься параллельно с организацией православных школ и уроков ОПК. Упущенное время невосполнимо, и будущее Церкви определяется уже сейчас, когда мы закладываем основы школьного православного образования, восстанавливаем рабочее взаимодействие в этих вопросах с государством. Оставшееся время – это время для напряженной, последовательной, неустанной деятельности. Простите, пусть это звучит банально, но, видимо, так надо сегодня – говорить о банальных и простых вещах, для того чтобы в будущем, возможно, у нас были православные правители и чиновники, богословы и ученые, воспитанные на нашем историческом и духовном наследии. Поэтому скажу, что нам самим, отцы, нужно многому учиться, чтобы даже в отсутствие активной государственной поддержки образовательных инициатив Церкви это место в школе осталось за нами, чтобы православная культура стала неотъемлемой частью школьной программы, а представители Церкви в школах, институтах повышения квалификации, вузах – нормальным и желанным явлением.

Основой такого взаимодействия епархии с государственной властью является подписание с оглашения (договора) о сотрудничестве в сфере образования между Администрацией региона (Администрациями ряда районов, располагающихся на канонической территории епархии и епархией Русской Православной Церкви). Необходимо, чтобы в него были включены пункты, регламентирующие участие епархии в организации преподавания ОПК – подготовке и (по возможности) аттестации учителей ОПК, разработке учебно-методического обеспечения.

Ориентиром может служить Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). (Письмо Директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И. И. Калины от 13.07.2007 № 03-1584). При разработке конкретного договора необходимо сохранить все значимые положения Примерного соглашения относительно участия рекомендованных Церковью специалистов в преподавании ОПК, подготовке педагогов и др.

Для епархии, возглавляющей митрополию, следующим шагом является создание Координационного совета при Администрации региона по развитию духовно-нравственного образования, где епархиальный архиерей должен быть представлен в качестве сопредседателя (одного из сопредседателей). По опыту апробации курса ОРКСЭ деятельность Координационного совета будет результативной, если:

заседания Совета проходят не реже двух раз в год;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных