ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Полученные результаты, анализПервый этап это первичная диагностика. Цель: выявить особенности общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости. Для изучения взаимоотношений учащихся четвертых классов была использована социометрическая, которая выявила следующее: В 4-а классе в группу звезд входит 1 человек (5%), в группу предпочитаемых – 6 человек (28%), принятых – 13 человек (62%), отвергаемых – 1 человека (5%) (Приложение 1). Во 4-б классе в группу звезд входит 4 человека (17%), в группу предпочитаемых – 4 человека (17%), принятых – 12 человек (49%), отвергаемых – 4 человека (17%) (Приложение 2). Таким образом, данные о статусной структуре классов говорят, что она не очень благополучна: преобладают низкие статусы, 1 ребенок в первом классе и 4 ребёнка в втором классе изолированные. Большинство детей в классе находится в неблагополучной социально-психологической ситуации развития. После обработки результатов можно сделать вывод, что в 4-а классе лидером является №14, который получил наибольшее число выборов (9), по-видимому, именно этот ребёнок пользуется наибольшим доверием в группе. Из схемы межличностных отношений видно, что в данной группе еще 4 человека№7, №12, №15, №20 получили по 7-8 выборов, и также находятся в центре межличностных коммуникаций, №4 и №19 получили по 6 выборов, и также являются предпочитаемыми для общения. Нет взаимных выборов у 5 учеников. Анализируя выборы учащихся 4-а класса, видим, что 4 детей (19%) с положительными контактами. Три ребёнок (14%) имеют негативные установки в общении с одноклассниками, у них преобладают отрицательные выборы. Один ученик (5%) получил только отрицательные выборы. У 13 детей (62%) коммуникативные установки двойственны, одновременно характеризуются проявлением негативных и положительных отношений сверстников. Во 4-б классе лидером является №4, который получил наибольшее число выборов (9), по-видимому, именно этот ребёнок пользуется наибольшим доверием в группе. Из схемы межличностных отношений видно, что в данной группе №16, №24 получили по 8 выборов и №20 получил 7 выборов, и также находятся в центре межличностных коммуникаций, №1, №7, №11 и №18 получили по 4-5 выборов, и также являются предпочитаемыми для общения. Нет взаимных выборов у 9 учеников. Анализируя выборы учащихся 4-б класса, видим, что 7 детей (29%) с положительными контактами. Два ребенка (8%) имеют негативные установки в общении с одноклассниками, у них преобладают отрицательные выборы (№12 и №9). Четыре ученика (17%) получили только отрицательные выборы. У тринадцати детей (54%) коммуникативные установки двойственны, одновременно характеризуются проявлением негативных и положительных отношений сверстников. Показатель групповой сплочённости определяется по формуле:
где: Сn – показатель групповой сплоченности на эмоционально–межличностном уровне; К – общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы; ∑вв – максимально возможное число взаимных выборов в данной группе. Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель ∑вв определяется, в свою очередь, по формуле:
где n – число членов в изученной группе. В 4-а классе получены следующие результаты: ∑вв =21*(21-1)/2=420/2=210 Сn = 29/210=0,13 В 4-б классе получены следующие результаты: ∑вв =24*(24-1)/2= 552/2=276 Сn = 10/276=0,04 Показатель групповой сплочённости на эмоционально-межличностном уровне низкий в обоих классах низкий(норма 0,6-0,7). Данные социометрического исследования показывают, что дети с высоким уровнем успеваемости занимают высокий статус в классе, и наоборот (Приложение 3,4). Так же для изучения межличностного общения младших школьников была применена детская проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка», результаты которой были обработаны при помощи контент-анализа (Приложение 5). Контент-анализ — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. При изучении межличностных отношений четвероклассников с высоким и низким уровнями академической успеваемости по методике Рене Жиля, были обозначены интересующие нас, следующие количественные единицы контент-анализа: -руководящая позиция; -максимальная приближенность к учителю; -нахождение в центре всеобщего внимания; -общительность; -конфликтность, агрессивность; -закрытость, отгороженность; -стремление к уединению. Частота встречаемости качественных единиц контент-анализа описывается в таблицах(см. Приложение 3). По отношению к сверстникам дети с высоким уровнем академической успеваемости стараются занять руководящую позицию (90% в первом классе и 62% во втором классе), чего нельзя сказать о детях с низким уровнем успеваемости (0% и 50%). Отношения с учителем наиболее дружелюбные так же у детей с высоким уровнем академической успеваемости: 100% испытуемых стремятся максимально приблизиться к педагогу и только 0% и 25% детей с низким уровнем академической успеваемости испытывают симпатию к учителю и с удовольствием готовы выполнить его поручения. Такая шкала как доминантность показала, что 80% и 75% учащихся с высоким уровнем успеваемости и 0% и 25% учащихся с низким уровнем успеваемости стремятся находиться в центре всеобщего внимания. Большинство учащихся с низким уровнем академической успеваемости предпочитают оставаться в стороне, быть наблюдателем. В два раза больше встречается следующая единица – общительность в группе детей с высоким уровнем академической успеваемости (100% против 50%). У 50% и 13% учащихся с низким уровнем успеваемости отмечается такой показатель как закрытость и отгороженность и у 16% детей в 4А классе и 4% детей в 4Б классе встречается такой показатель, как конфликтность, агрессивность. И так же методика выявления коммуникативных склонностей учащихся показала (Приложение 5), что показатель выраженности коммуникативных склонностей низкий или ниже среднего чаще встречается у детей с низкой успеваемостью, а выше среднего или высокий уровень чаще встречается у детей с высокой успеваемостью. Таким образом, можно выделить следующие особенности общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости: -дети с высоким уровнем успеваемости, более общительны по сравнению с детьми с низкой успеваемостью; - дети с высоким уровнем успеваемости намного чаще стараются занять руководящую позицию; -дети стремятся общаться с детьми с высоким уровнем успеваемости и наоборот избегают детей с низким уровнем успеваемости. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|