Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Полученные результаты, анализ




Первый этап это первичная диагностика. Цель: выявить особенности общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости.

Для изучения взаимоотношений учащихся четвертых классов была использована социометрическая, которая выявила следующее:

В 4-а классе в группу звезд входит 1 человек (5%), в группу предпочитаемых – 6 человек (28%), принятых – 13 человек (62%), отвергаемых – 1 человека (5%) (Приложение 1).

Во 4-б классе в группу звезд входит 4 человека (17%), в группу предпочитаемых – 4 человека (17%), принятых – 12 человек (49%), отвергаемых – 4 человека (17%) (Приложение 2).

Таким образом, данные о статусной структуре классов говорят, что она не очень благополучна: преобладают низкие статусы, 1 ребенок в первом классе и 4 ребёнка в втором классе изолированные. Большинство детей в классе находится в неблагополучной социально-психологической ситуации развития.

После обработки результатов можно сделать вывод, что в 4-а классе лидером является №14, который получил наибольшее число выборов (9), по-видимому, именно этот ребёнок пользуется наибольшим доверием в группе. Из схемы межличностных отношений видно, что в данной группе еще 4 человека№7, №12, №15, №20 получили по 7-8 выборов, и также находятся в центре межличностных коммуникаций, №4 и №19 получили по 6 выборов, и также являются предпочитаемыми для общения. Нет взаимных выборов у 5 учеников.

Анализируя выборы учащихся 4-а класса, видим, что 4 детей (19%) с положительными контактами. Три ребёнок (14%) имеют негативные установки в общении с одноклассниками, у них преобладают отрицательные выборы. Один ученик (5%) получил только отрицательные выборы. У 13 детей (62%) коммуникативные установки двойственны, одновременно характеризуются проявлением негативных и положительных отношений сверстников.

Во 4-б классе лидером является №4, который получил наибольшее число выборов (9), по-видимому, именно этот ребёнок пользуется наибольшим доверием в группе. Из схемы межличностных отношений видно, что в данной группе №16, №24 получили по 8 выборов и №20 получил 7 выборов, и также находятся в центре межличностных коммуникаций, №1, №7, №11 и №18 получили по 4-5 выборов, и также являются предпочитаемыми для общения. Нет взаимных выборов у 9 учеников.

Анализируя выборы учащихся 4-б класса, видим, что 7 детей (29%) с положительными контактами. Два ребенка (8%) имеют негативные установки в общении с одноклассниками, у них преобладают отрицательные выборы (№12 и №9). Четыре ученика (17%) получили только отрицательные выборы. У тринадцати детей (54%) коммуникативные установки двойственны, одновременно характеризуются проявлением негативных и положительных отношений сверстников.

Показатель групповой сплочённости определяется по формуле:

 

Сn = К ,
вв

 

где: Сn – показатель групповой сплоченности на эмоционально–межличностном уровне;

К – общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;

вв – максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель ∑вв определяется, в свою очередь, по формуле:

 

вв = n (n – 1)
 

 

где n – число членов в изученной группе.

В 4-а классе получены следующие результаты:

вв =21*(21-1)/2=420/2=210

Сn = 29/210=0,13

В 4-б классе получены следующие результаты:

вв =24*(24-1)/2= 552/2=276

Сn = 10/276=0,04

Показатель групповой сплочённости на эмоционально-межличностном уровне низкий в обоих классах низкий(норма 0,6-0,7).

Данные социометрического исследования показывают, что дети с высоким уровнем успеваемости занимают высокий статус в классе, и наоборот (Приложение 3,4).

Так же для изучения межличностного общения младших школьников была применена детская проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка», результаты которой были обработаны при помощи контент-анализа (Приложение 5).

Контент-анализ — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.

При изучении межличностных отношений четвероклассников с высоким и низким уровнями академической успеваемости по методике Рене Жиля, были обозначены интересующие нас, следующие количественные единицы контент-анализа:

-руководящая позиция;

-максимальная приближенность к учителю;

-нахождение в центре всеобщего внимания;

-общительность;

-конфликтность, агрессивность;

-закрытость, отгороженность;

-стремление к уединению.

Частота встречаемости качественных единиц контент-анализа описывается в таблицах(см. Приложение 3).

По отношению к сверстникам дети с высоким уровнем академической успеваемости стараются занять руководящую позицию (90% в первом классе и 62% во втором классе), чего нельзя сказать о детях с низким уровнем успеваемости (0% и 50%). Отношения с учителем наиболее дружелюбные так же у детей с высоким уровнем академической успеваемости: 100% испытуемых стремятся максимально приблизиться к педагогу и только 0% и 25% детей с низким уровнем академической успеваемости испытывают симпатию к учителю и с удовольствием готовы выполнить его поручения. Такая шкала как доминантность показала, что 80% и 75% учащихся с высоким уровнем успеваемости и 0% и 25% учащихся с низким уровнем успеваемости стремятся находиться в центре всеобщего внимания. Большинство учащихся с низким уровнем академической успеваемости предпочитают оставаться в стороне, быть наблюдателем. В два раза больше встречается следующая единица – общительность в группе детей с высоким уровнем академической успеваемости (100% против 50%). У 50% и 13% учащихся с низким уровнем успеваемости отмечается такой показатель как закрытость и отгороженность и у 16% детей в 4А классе и 4% детей в 4Б классе встречается такой показатель, как конфликтность, агрессивность.

И так же методика выявления коммуникативных склонностей учащихся показала (Приложение 5), что показатель выраженности коммуникативных склонностей низкий или ниже среднего чаще встречается у детей с низкой успеваемостью, а выше среднего или высокий уровень чаще встречается у детей с высокой успеваемостью.

Таким образом, можно выделить следующие особенности общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости:

-дети с высоким уровнем успеваемости, более общительны по сравнению с детьми с низкой успеваемостью;

- дети с высоким уровнем успеваемости намного чаще стараются занять руководящую позицию;

-дети стремятся общаться с детьми с высоким уровнем успеваемости и наоборот избегают детей с низким уровнем успеваемости.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных