Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация и проведение экспериментальной работы




Второй этап - заключался в проведении формирующего эксперимента в ходе, которого использовались занятия по программе, направленной на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Экспериментальную группу составят учащиеся 4Б класса(24 человека), а контрольную группу - 4А класс(21человек).

Цель: проверить эффективность проведения занятий по специально созданной программе, направленной на развитие межличностных отношений, в которой учитываются все особенности межличностного общения детей с разной успеваемостью.

Цель программы: создание толерантных отношений в группе, способствующих развитию межличностного общения детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

-Развивать внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность, эмпатию.

-Воспитывать культуру поведения.

-Формировать навыки общения.

-Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива.

-Предупреждать конфликты.

Описание программы: данная программа является самостоятельным курсом. Она составлена с учетом особенностей межличностного общения младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. Данная программа помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди учащихся младшего школьного возраста, способствует усвоению правил культуры поведения в игровой форме и непринуждённой обстановке; развитию творческого воображения и мышления.

Изучение материала предлагается в форме путешествия на воображаемом корабле по разным «материкам»: Здоровья и Спорта, Дружбы, Общения, Театрально-музыкальному, Доброты и доверия, Веселья, Художников, Интеллектуальному.

Принципы данной программы:

-Реализация программы не должна нарушать нормального течения учебного процесса

-Программа должна соответствовать возрасту и интеллектуальному развитию учащихся.

-Программа должна обеспечивать поэтапность и регулярность психоразвивающих занятий.

-Реализация рассчитана на 8 занятий.

-Продолжительность занятий составляет в среднем 30-40 минут.

-В ходе реализации не нужно забыть об особенностях межличностного общения детей с разной успеваемостью (не нужно насильно заставлять ребенка находиться в центре всеобщего внимания или заставлять брать на себя руководящую позицию).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Тема занятия Цели и задачи занятия
  Путешествие на материк «Общения» -развивать внимание к окружающим, умение общаться -развивать умение выслушивать точку зрения другого -показать связь культуры общения с толерантностью
  Путешествие на материк «Здоровья и спорта» -развивать отношения сплочённости через физические упражнения -формировать позитивное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
  Путешествие на материк «Театрально-музыкальный» -закреплять навыки поведения в общественных местах -научить общаться через невербальные и вербальные формы
  Путешествие на материк «Интеллектуальный» -уточнить понятие «толерантность» -научить осознавать качества личности -активизировать познавательные процессы
  Путешествие на материк «Доброты и доверия» -обучить разрешению конфликтов -обучить доброму, доверительному отношению друг к другу  
  Путешествие на материк «Дружбы» -уточнить понятие «дружба» -формировать позитивное отношение к сверстникам, сплочённость, понимание разнообразия мира -укреплять дружеские взаимоотношения со сверстниками
  Путешествие на материк «Художников» -формировать позитивные отношения к сверстникам и окружающему миру через ИЗО деятельность -научить работать в коллективе единомышленников
  Путешествие на материк «Веселья» -развивать отношения сплочённости и умение проявлять друг о друге заботу и внимание -обобщить полученные знания

 

Занятие 1 "Путешествие на материк "Общение"". Данное занятие направленно на знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий. Знакомство детей в начале занятий не проводится, так как все дети знакомы друг с другом. Занятие начинается с вступительной речи о толерантности, детям рассказывается, что информация сказанная сейчас о толерантности, пригодится на протяжении всех занятий. Первое упражнение называется "Чем мы похожи". Во время проведения данного упражнения становится видно насколько дети хорошо знают друг друга. Второе упражнение данного занятия называется "Атомы и молекулы", оно развивает групповую сплоченность. Третье упражнение называется "Комплименты", оно завершает занятие на приятной ноте, когда все дети сделали и получили комплименты. В конце занятия детям дается самостоятельное домашнее задание придумать какими словами можно называть своих друзей, взрослых людей, как нужно обращаться к близким людям. Данное домашнее задание будет проверяться на протяжении всех занятий, а так же во время урочных занятий.

Занятие 2. "Путешествие на материк "Здоровья и спорта"". Данное занятие проводится в спортивном зале, все дети одеты в спортивную форму. Оно развивает отношение сплоченности через физические упражнения. Первое упражнение второго занятия называется "Общий ритм". Второе упражнение называется "Каракатица". Оба упражнения направлены на сплочение коллектива. Третье упражнение "Зарядка". Четвертое упражнение "Армрэслинг". Оно показывает, что в дружбе сила.

Занятие 3. Путешествие на материк "Театрально-Музыкальный". В начале занятия идет вступительная беседа о театре. После чего идет постановка сказки "Репка" и ее анализ. И в конце занятия дети исполняют песню "Пусть всегда будет солнце". По желанию дети сначала исполняют куплет по одному, а затем все вместе. Вывод занятия, что вместе делать любое дело легче, чем одному.

Занятие 4. Путешествие на материк "Интеллектуальный". Во вступительной беседе мы вспоминает на каких материках мы уже побывали и что мы на них делали. Так же вспоминает девиз нашего путешествия. Первое упражнение "Кто родился в январе...". В этом упражнении дети находят у себя общие признаки, которые их объединяют(у 6 человек голубые глаза, трое любят карамельные конфеты и т.д.). Второе упражнение "Разведчики". Это упражнение развивает в детях внимательность друг к другу. В основной части занятия детям предлагается ответить на вопросы: Что такое толерантность, какие черты присущи толерантной личности. Далее дети должны решить несколько ситуаций, где нужно проявить толерантность.

Занятие 5. Путешествие на матери "Доброты и Доверия". Во вступительном разговоре идет речь о том, что такое доброта, что значит быть добрым. Первое упражнение "Это здорово". В данном упражнении дети делятся своими умениями(если кто то затрудняется назвать свое умение, то остальные ему сразу помогают). Второе упражнение "Порадуй меня". В данном упражнении дети учатся определять как лучше порадовать человека(что бы он хотел получить на день рожденья). Третье упражнение "Матрешка". Это упражнение направленно на развитие доверия друг к другу.

Занятие 6. Путешествие на материк "Дружба". Первое упражнение "Слушай команду". Учащиеся выполняют команды ведущего. В ходе выполнения видно насколько действия участников дружны и слаженны. Второе упражнение "Путаница". Эту игру знает, наверное, каждый. Один ребенок выходит за дверь, а остальные учащиеся стоят в кругу и держатся за руки. Дети, стоящие в кругу должны "запутаться", а учащийся, выходивший за дверь должен их распутать не рассоединяя их руки. Третье упражнение "Закончи рассказ". Четвертое упражнение "Мое имя". Дети рассказывают каждый о своем имени, рассказывают как его называют друзья, родители, как бы они хотели, что бы их называли в классе. Далее идет чтение сказки о дружбе и анализ занятия.

Занятие 7. Путешествие на материк "Художников". На данном занятий детям нужно нарисовать эмблему нашего путешествия, отражающую наш девиз не разговаривая. Дети Показывают насколько хорошо они могут использовать невербальные формы общения. Данное занятие хорошо показывает насколько учащиеся дружны друг с другом.

Занятие 8. Путешествие а материк "Веселья". Это заключительное занятие. Первое упражнение "Жмурки с колокольчиком". Второе упражнение "Что там, за спиной". Первые два упражнения - это игры знакомые всем. Третье упражнение "Люди к людям". В конце подводится итог по всему нашему путешествию. Дети рассказывают, что им больше всего понравилось, а что нет, что они узнали нового, чему научились, отвечают на вопрос нужны ли проводить такие занятия.

В ходе проведения развивающих занятий было замечено, что большее количество детей на первых занятиях были скованны, с неохотой выполняли упражнения, не могли найти взаимопонимание с другими детьми. На последнем занятии все дети с радостью играли и выполняли упражнение, лучше находили язык друг с другом. Первые домашние задания выполняли не все дети. А после проведения третьего занятия учащиеся начали спрашивать когда будет следующее и с нетерпением ждали его. После седьмого занятия классный руководитель заметила, что дети при подготовки к общешкольному мероприятию учитывали мнения друг друга, в связи с этим не было конфликтов при подготовки к празднику.

После проведения формирующего эксперимента нами была проведена повторная диагностика - третий этап.
Цель: сравнить результаты до и после формирующего эксперимента.
Формы и требования к проведению совпадают с указанными выше методиками. В ходе проведения практического эксперимента было установлено, что использование программы, направленной на развитие межличностных отношений детей положительно сказывается на характере межличностных отношений.

При повторном проведении социометрии мы получили следующие результаты:

В 4-а классе в группу звезд входит 1 человек (5%), в группу предпочитаемых – 6 человек (28%), принятых – 14 человек (67%), отвергаемых – 0 человека (0%) (Приложение 7).

Во 4-б классе в группу звезд входит 4 человека (17%), в группу предпочитаемых – 4 человека (17%), принятых – 13 человек (54%), отвергаемых – 3 человека (12%) (Приложение 8).

Показатель групповой сплочённости:

В 4-а классе получены следующие результаты:

Сn = 32/210=0,15

В 4-б классе получены следующие результаты:

Сn = 35/276=0,12

Так же повторно была проведена детская проективная методика Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка», результаты которой были обработаны при помощи контент-анализа.

Количественные единицы Частота встречаемости (в %)
4 А 4 Б
Дети с высоким уровнем академической успеваемости Дети с низким уровнем академической успеваемости Дети с высоким уровнем академической успеваемости Дети с низким уровнем академической успеваемости
Руководящая позиция        
Максимальная приближенность к учителю        
Нахождение в центре всеобщего внимания        
Общительность        
Закрытость, отгороженность        
Конфликтность, агрессивность        

Проанализировав данные таблицы и диаграмм уровня выраженности психических состояний у экспериментальной и контрольной групп, мы получили следующие результаты:

У детей контрольной группы данные изменились не значительно. Отвергаемый ребенок перешел к принятым и показатель групповой сплочённости вырос на 0.02. А у экспериментальной мы получили следующие результаты:

-один ребенок перешел из отвергнутых в принятые;

- показатель групповой сплочённости вырос на 0,08;

-показатель конфликтность, агрессивность снизился с 16% до 0%;

-показатель закрытость, отгороженность снизился с 13% до 8%.

Таким образом, на основе полученных данных эксперимента, было установлено, что целенаправленное и систематическое применение игровых, коммуникативных тренинговых упражнений, бесед, направленных на развитие межличностных отношений детей с разным уровнем академической успеваемости не только обоснованно, но и необходимо с целью большей эффективности в формировании нравственных, коммуникативных качеств; повышения уровня межличностных отношений.. Данные методики позволили сплотить учебную группу в детский коллектив, вовлечь в воспитательную деятельность каждого ребёнка и выявить чёткую закономерность: при грамотно спланированной, системной учебно - воспитательной работе повышается уровень межличностных отношений, значительно улучшается микроклимат в группе, классе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования, которая представлена в первой части работы.

В первой части были обозначены понятие межличностных отношений в группах и коллективах, исследования отношений в современной отечественной психологии, описание развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста, особенности формирования академической успеваемости детей младшего школьного возраста, а конкретно: рассмотрено данное понятие с точек зрения педагогики и психологии, а так же описано исследование соотношение академической успеваемости и межличностных отношений младших школьников.

Эмпирическая часть выпускной квалификационной работы посвящена исследованию о существовании различий в межличностных отношениях младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. Проведенное исследование показало, что формирование межличностных отношений младших школьников будет успешным при соблюдении следующих психолого - педагогических условий:

- учет различий в межличностных отношениях младших школьников, обусловленных разным уровнем академической успеваемости;

- использование развивающих занятий для формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста..

Поставленная в начале работы цель исследования достигнута.

Современный ребёнок должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Анализ теоретических данных и диагностических методик позволили нам выявить, что ребёнок младшего школьного возраста начинает активно проявлять большой интерес к другим людям, их взглядам, ценностным ориентациям, поведению, заявлять о своём мнении по многим проблемам.
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психические особенности. В формировании межличностных отношений ведущую роль играет общение. И именно в младшем школьном возрасте закладываются базовые психологические основы для межличностного общения, коллективистских отношений.

Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них. Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, один из которых академическая успеваемость. Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения. Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, но не у всех есть эмоциональное благополучие. Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.

Опираясь на наблюдения за детьми с разным уровнем успеваемости, следует отметить и учитывать в своей работе каждому педагогу следующие черты своеобразия взаимоотношений:

-дети с высоким уровнем успеваемости, более общительны по сравнению с детьми с низкой успеваемостью;

- дети с высоким уровнем успеваемости намного чаще стараются занять руководящую позицию;

-дети стремятся общаться с детьми с высоким уровнем успеваемости и наоборот избегают детей с низким уровнем успеваемости.

И поэтому, планируя учебно - воспитательную, диагностическую работу, педагог должен знать и учитывать все особенности общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости. Для улучшения межличностных отношений педагог должен использовать групповые формы работы. Как показывает практика, наиболее эффективными являются игровые, коммуникативные тренинговые упражнения. Занятия должны проводиться не реже одного раза в неделю.

Следует помнить, что эффективность работы с детьми, а соответственно и достигнутые результаты будут зависеть от умения педагога давать чёткие, недвусмысленные инструкции, понятные всем участникам, от умения излагать материал проблемно, включать в процесс работы самих детей, от умения изучить каждого ребенка и на этой основе включать его в групповую работу, а также применять следующие принципы:
- принцип эвристической среды реализация предлагаемой программы должна происходить в творческой форме, ориентироваться на потенциальные возможности детей.

- принцип сотрудничества в ходе работы необходимо заинтересованное взаимодействие педагога с группой в целом и с каждым отдельным ребенком.

Младший школьный возраст является базой для развития межличностных отношений, отправной точкой воспитания гуманного, партнерского взаимодействия со своими сверстниками и окружающими их людьми.
Все перечисленные в данной работе диагностические методики и программа, направленная на развитие межличностных отношений несомненно, окажут помощь педагогам в решении вопросов межличностных отношений младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М.: Институт практической психологии, 1995.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.-2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2001.

5. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.

6. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Просвещение, 1999.

8. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.

9. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы.- 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

10. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. - Минск: ФУА информ, 2003.

11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006.

12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1989.

13. Краткий психологический словарь. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М., 1985.г

14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.3.

15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.

16. Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М.: ВЛАДОС, 2001.

17. Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования

18. Психология развития под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

19. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Питер, 2002.

20. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/авт-сост. И.В.Чумаков.-Волгоград: Учитель, 2008.

21. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология.– С – Пб: Питер, 2000.

22. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001.

23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007.

24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

25. Чеховских М.И. Психология. - М.: Новое знание, 2003.

 

Приложение А

Список класса 4 «А» 1.Девочка 1 2.Девочка 2 3.Девочка 3 4.Мальчик 1 5.Мальчик 2 6.Девочка 4 7.Мальчик 3 8.Мальчик 4 9.Мальчик 5 10.Мальчик 6 11.Мальчик 7 12.Девочка 5 13.Девочка 6 14.Девочка 7 15.Мальчик 8 16.Мальчик 9 17.Девочка 8 18.Мальчик10 19.Девочка 9 20.Мальчик11 21.Девочка10
1.Девочка 1   + +     - +     -         -   +        
2.Девочка 2 +   +     - -     -       +             +
3.Девочка 3 + +       - -         +             +   -
4.Мальчик 1 - - -   +   +   -     +           +   +  
5.Мальчик 2     -                 + - + +       + +  
6.Девочка 4     -               - +   + + -   - +    
7.Мальчик 3     - +       +   + -   -   +         +  
8.Мальчик 4     -   +       +             + - +      
9.Мальчик 5             + -   +         + -   -   +  
10.Мальчик 6 - -   -     +         + -   +         +  
11.Мальчик 7                 + +         +            
12.Девочка 5       + -               + +   -     + + -
13.Девочка 6 -       + +     - -       +     +       +
14.Девочка 7     -       - -       +         +       +
15.Мальчик 8     -       +           - +   -         +
16.Мальчик 9         - + +   - +         +         +  
17.Девочка 8     -     -         -   + +         +   +
18.Мальчик10   -   +   - + +                       +  
19.Девочка 9 -   + + +       -       - +              
20.Мальчик11       + -     +   -     -     +   -      
21.Девочка10       +             - +   +         +    
С +                                          
С -                                          
Сумма взаимных выборов                                          
В -                                          
П+                                          
П -                                          

 

 

 

Приложение Б

Пол                                                 «+» «-» Вз. выбор
  Ж                   +   +       *         +     *      
  М -     - -           - -   - -   - -     - -   -      
  Ж                 *                   -                
  М +   +     +   +     *       + +       +       *      
  М - - -             - -         -     +       -        
  М -           +             +     +     -   -          
  Ж   +           +             *                        
  М     -       -   -     -             -         -      
  М     *     -   -                       - - -          
  Ж       -         -       -   - -       +     -        
  М   +   *   +                       +                  
  Ж           -   -         -   - -   - -       - -      
  М       - +       -         -       +       *          
  Ж   +                     -       *     -              
  Ж             *     +       +                          
  Ж *   +               + + +       +       +     *      
  Ж         -                 *       +         +        
  М   -         -   +               -       + + +        
  М         -   - +     +                 *              
  М         +   + - +       +           *     + +        
  М           -       -   -   -                          
  М     -             - -   *       - -                  
  М   -   + +                               -            
  Ж *     *   +       +   +     + *     +                
Общее количество взаимных выборов  
Общее количество взаимных отклонений  

Приложение В






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных