Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задачи и практическая методика экспериментального этапа исследования




1.Отобрать приемы работы над произведениями устного народного творчества, способствующие нравственному воспитанию.

2.Обосновать целесообразность использования данных приемов на уроках литературного чтения.

3. Спланировать блок методов для экспериментальной работы по формированию нравственных понятий у учащихся 2 класса.

4. Провести и осуществить экспериментальную работу по формированию нравственных понятий у учащихся 2 класса.

Цель эксперимента: поиск эффективных педагогических условий организации работы с устным народным творчеством, содействующих формированию нравственных представлений младших школьников.

На первом этапе исследования было проведено диагностическое обследование детей младшего школьного возраста, с целью выявления у них сформированности нравственных представлений.

Характеристика базы эксперимента

Исследование проводилось во 2-Б классе (класс с углубленным изучением крымскотатарского языка) на базе МБОУ СОШ № 4 г. Симферополя. В классе 29 учеников (Приложение 1). Так как детей на уроках английского и крымскотатарского языка делят 2 группы для проведения эксперимента был определен только один класс. Условно разделим этот класс на 2 группы: 1 группа экспериментальная, 2 группа контрольная. Все дети физически развиты. Отклонений не наблюдается. Отношение учеников с учителем носят устойчиво-положительный, доверительный и доброжелательный характер. Взаимоотношения между детьми теплые, дружеские, доверительные и доброжелательные.

Успеваемость в классе средняя: есть 2 отличника, 13 хорошистов и 14 троечников.

На всех уроках дети работают активно, с интересом. Многие готовят по теме урока дополнительный материал. Уровень сформированности нравственных понятий у класса средний.

Но, надо отметить, что не все дети владеют крымскотатарским языком. В классе есть ученики из семей со смешенными браками. И поэтому основная часть уроков крымскотатарского языка и крымскотатарского литературного чтения проходит в форме перевода или пояснения на русском языке.

Классный руководитель 2-Б класса Абдувелиева С.Э.

Сусанна Энверовна – педагог с большим стажем работы в классах с углубленным изучением крымскотатарского языка. Она владеет современными технологиями обучения, что позволяет ей использовать активные формы организации учебной деятельности. На уроках родного языка учитель систематически использует приемы анализа произведений устного народного творчества.

С целью выявления сформированности нравственных качеств у учеников этого класса был проведен констатирующий эксперимент. Мотивация класса была определена с помощью анкетирования.

Всем детям одновременно была прочитана крымскотатарская народная сказка «МакътангъанАюв» [Приложение 2]. Затем, чтобы избежать повторных ответов, индивидуально с каждым ребенком проводилась беседа по следующим вопросам:

. О чем эта сказка?

. Кто главные герои в сказке?

. Какие они по характеру?

. Одобряешь ли ты их поведение? Почему?

. А ты бы как себя повел(а) на их месте?

. Хорошо это или плохо? Почему?

. Чему учит эта сказка, каким качествам?

По результатам ответов составлены критерии сформированности нравственных представлений.

. Устойчивость нравственных представлений:

А) Понимает ли смысл сказки;

Б) Какие нравственные качества в сказке выделяет;

В) Эмоциональное состояние после прочтения сказки;

Сочетание нравственных образов и поведения:

А) Мотивизирует ли ребенок и как предполагаемый поступок;

Б) Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные качества.

3. Нравственная оценка:

А) Насколько развернуто, последовательно объясняет ситуацию;

Б) Каким литературным героям он стремится подражать, какие нравственные качества он выделяет.

Для более детального изучения результатов опроса критерии выражены в пяти уровнях сформированности нравственных представлений детей младшего школьного возраста: Высокий уровень. Ребёнок хорошо понимает смысл сказки, отвечает на поставленные вопросы, может выделить нравственные качества в сказке, эмоционально реагирует на события в сказке, правильно мотивирует предполагаемый поступок, отражает в речи нравственные качества, развернуто последовательно объясняет ситуацию, даёт полную нравственную характеристику героям.

Средний уровень. Ребёнок понимает смысл сказки, но не может выделить нравственные качества в сказке, не всегда эмоционален, не всегда мотивирует предполагаемый поступок, характерен повтор за лидером, часто соглашается с его мнением. Во время беседы по содержанию сказки, молчалив, имеет трудности в поддержании диалога.

Низкий уровень. Ребёнок не всегда понимает смысл сказки, не выделяет в ней нравственные качества, чтение сказки не вызывает у него никакого эмоционального состояния, вообще не может мотивировать предполагаемый поступок, ситуацию описывает непоследовательно, очень кратко, но ребенок с удовольствием вступает во взаимоотношения со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

Результаты констатирующего этапа занесены в таблицы (Таблица 1, Таблица 2)[Приложение 7].

Таблица 1

Экспериментальная группа

ФИО Устойчивость нравственных представлений Сочетание нравственных образов и поведения Нравственная оценка Общий уровень сформированности нравственных представлений
  Аблаев Али В С В В
  АбдурамановаМелек С С С В
  Алимова Ясмина С С Н С
  Асанов Асан С Н Н С
  Арифов Эмиль С С С С
  Арифов Эмир С С С С
  Бекиров Рустем С С С С
  БекировЮнус В С В С
  БеляловаНазлы В В В В
  ВелиеваСание В В С В
  Гафаров Азиз Н Н С С
  Зиятдинова Зарина С С С С
  Ибрагимова Земфира С Н С С
  Ибрагимов Эдем Н Н С С

 

Таблица 2

Контрольная группа

ФИО Устойчивость нравственных представлений Сочетание нравственных образов и поведения Нравственная оценка Общий уровень сформированности нравственных представлений
  Изединов А. С В В С
  ИсмаиловаЭ. С С С С
  ИбрагимовЭ Н С С С
  Исмаилов Э. С Н Н С
  Исмаилов Рустем С С С Н
  Маслич Амина С С С С
  Муратов Арсен Н Н Н Н
  Рамазанов Эдем С Н С С
  Рахимов Эмир-Али С В С С
  Субаев Ильяс В В С В
  Файкова Гузель В В В В
  Хусейнова Эвелина Н С Н Н
  ЭннановаАрзы С Н Н Н
  УсеиноваЭдие В В В В
  Усеинов Мухаммед-Али В С В В

 

По результатам заполнения таблицы делаем выводы о состоянии уровня сформированности нравственных представлений детей. Обработку результатов исследования проводим путем оценки результатов сформированности нравственных представлений школьников по трём уровням: высокий, средний, низкий, которые занесены в таблицу 1 и 2.

Рисунок 1.

Уровень сформированности нравственных понятий.

В шкале диаграммы определены количество человек. В контрольной группе 4 ученика имеют высокий уровень, 10 человек имеют средний уровень. В экспериментальной группе 4 человека имеют высокий уровень, 7 человек средний уровень, 4 человека низкий уровень.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уровень сформированности нравственных качеств ниже, чем в контрольной.

Высокому уровню соответствуют дети:Аблаев А. Абдураманова М. Белялова Н. Велиева С. Субаев И. Файкова Г. УсеиноваЭ.Усеинов М. На вопрос, касающийся сказки «Махтангъанаюв», «о чём сказка?», Гузель сразу ответила: - «О медведе, который хотел хвастаться».

На вопросы: "Одобряешь ли ты их поведение, почему?" Дети отвечали, что не одобряют медведя, потому что хвастаться не хорошо.

На вопрос «А каким медведь стал в конце сказки?» - ответы детей были разные: «Поумнел.Медведь понял, что хвастаться это плохо. Он перестал обманывать других, стал честным, умным».

После прочтения сказки у детей наблюдалось повышенная эмоциональность. Дети открыто огорчались и радовались за героев. Они охотно отвечали, отрицая безнравственное поведение героев сказки, правильно мотивировали предполагаемый поступок, отражали в речи нравственные качества.

Среднему уровню: соответствовали дети: Алимова Я. Асанов А.Арифов Э. Арифов Э. Бекиров Р. Бекиров Ю. Гафаров А. Зиятдинова З. Ибрагимова З. Ибрагимова З. Ибрагимов Э. Изединов А. Исмаилова Э. Ибрагимов Э. Исмаилов Э. Маслич А. Рамазанов Э. Рахимов Э.

Они понимают смысл сказки, но не могутт выделить нравственные качества. Дети слабо поддерживали беседу.

Ученики с низким уровнем, такие как: Муратов А. Исмаилов Р. Хусейнова Э. Эннанова А., не всегда понимали смысл сказки, не смогли выделить нравственные качества. Они были не эмоциональны, кратки.

В процессе констатирующего эксперимента, который проводился с количеством испытуемых 29 человек - детей младшего школьного возраста, за критерии нравственности принимались ответы на вопросы, где выявлялось: ребенок понимает смысл сказки, ее идейность (мораль), правильно ли выделяет в сказке нравственные качества героев, мотивирует ли ребенок предполагаемый поступок и т.д. Полученные результаты были выражены в трёх критериях сформированности нравственных представлений детей: высокий уровень, средний и низкий.

Таким образом, подводя итоги по констатирующему эксперименту можно сделать следующие выводы: из наблюдений было выявлено, что нравственные представления школьников сформированы недостаточно. Над этой проблемой необходимо работать.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных