Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнение: Мини-лекция




Цель: ознакомление с механизмами возникно­вения тревожности и страха и способах их преодоления

Продолжительность: 30 минут

Материалы:-

Ход работы: ведущий рассказывает о таких психических явлениях, как волнение, тревожность, тревога, страх. Объясняет их физиологиче­ские механизмы.

Функции волнения и тревожности. При этом он утверждает (что для некоторых будет открытием), что тревожность может быть не только вредной, но, в некоторых ситуациях, и весьма полезной. Для многих людей тревожность может являться мобилизующим фактором, стимулирующим включение физиологических и психических резервов человека. Знакомство участников с приемами и способами преодоления волнения и тревожности.

 

Упражнение: арт-терапия «Прощай тревожность»

Цель: Расслабление, отделение собственного тревожности, взаимодействие с ней

Продолжительность: 7 минут

Материалы: ноутбук с записью музыки и презентации для релаксации

Ход работы: Ведущий предлагает прервать визуализацию, выключает релаксационную музыку и дает участникам тренинга новое задание: в течение пяти минут нужно представить свою тревожность и страхи. Затем необходимо представить себе ситуацию, в которой это становится реальностью. Потом ведущий предлагает также мысленно предпринять все необходимые действия для исправления ситуации, порождающей эту тревожность и страх. После этого рекомендуется мысленно отделить их от себя, чтобы они перестали быть частью личности и представить, как они лишенные психической подпитки просто исчезают, растворяются в пространстве. Далее ведущий снова включает музыку и презентацию для релаксации и просит участников почувствовать тот мир, который изображен в презентации.

Комментарии:-

Упражнение: «Все получится»

Цель: осознание и принятие своих эмоций, получение поддержки

Продолжительность: 10 минут

Материалы: ручки, листы бумаги

Ход работы: Ведущий «Легко, не задумываясь и не напрягаясь, перечислите несколько событий, а также материальных вещей, о которых вы мечтали в прошлом и получили. То есть мечта стала реальностью.
Подумайте и запишите, что вы для этого сделали. Например, установили цель, записали ее, читали молитвы, предпринимали действия конкретные действия. Вспомните детали, что вы при этом чувствовали и как сильно хотели получить что-либо. Запишите их. Поблагодарите высшие силы за их помощь вам в прошлом, настоящем и будущем. Почувствуйте радость от того, что получилось. Получается! У вас все получается! А разве может быть иначе? Закрепите это состояние уверенности и силы в своем сознании.
Возьмите ручку и запишите то, к чему вы стремитесь сейчас. Материальные предметы, духовные цели, любовь, здоровье, карьера. На состоянии уверенности в своих силах, полученном из предыдущего опыта, укрепитесь в сознании того, что вы обязательно получите желаемое.

Почаще перечитывайте то, что вы записали.

Давайте говорить вместо:

«Я не могу» – «Я хочу и сделаю!»
«Это невозможно» – «У меня все получается!»
«Это не для меня» – «Я выбираю только самое лучшее для себя!».
Самое главное – наше подсознание создает и контролирует нашу действительность. Ральф Эмерсон сказал: «Если вы хотите разрушить несчастье, то создайте счастье. Если хотите убрать плохой мир, создайте хороший».

Комментарии:-

Упражнение: «Дерево цели»

Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Продолжительность: 5 минут

Материалы: Контурное изображение дерева на плакате, маркеры (фломастеры).

Ход работы: ведущий дает инструкцию участникам: «Это дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале». Процедура повторяется после проведения занятия, при этом ведущий просит участников стрелкой прочертить направление перемещения уровня своих возможностей.

Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер.

Комментарии:-

 

Особенность проведенного тренинга в использовании элементов арт-терапии и медитации, которые способствуют снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов и коррекции тревожности.

Выводы по третьей главе

 

Третья часть дипломной работы представлена в виде экспериментальной части, основу которой составила диагностика тревожности. Выборку испытуемых составили 20 спортсменов, 10 из которых занимаются фигурным катанием (девушки), и 10 – греко-римской борьбой (юноши).

Исследование проводилось на базе ГСУСУ «Витебский областной центр олимпийского резерва по зимним видам спорта» и ГСУСУ «Витебский областной центр олимпийского резерва по единоборствам».

В исследовании для изучения особенностей тревожности спортсменов были использованы психодиагностические методики «Шкала самооценки личностной и ситуативной тревожности» (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) и «Шкала соревновательной личностной тревожности» (Р.Мартенса).

Были проанализированы результаты диагностики спортсменов. В результате диагностического исследования было выявлено, что уровень тревожности спортсменок-фигуристок выше, чем уровень тревожности спортсменов-борцов.

С учетом результатов диагностики были составлены практические рекомендации для преодоления тревожности спортсменов, а также тренинг «Преодолей себя» по снижению тревожности у спортсменов перед соревнованиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ научно-методической и специальной литературы позволил обобщить и систематизировать результаты исследований и необходимые материалы по основам теории тревожности, изучить общие закономерности проявления тревожности.

В психологической литературе можно встретить разные определения понятиятревожности, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Тревожность – свойство личности спортсмена, выражающееся в склонности испытывать тревогу в различных условиях деятельности при воздействии стрессогенных факторов и в ситуациях неопределенности. Спилбергер Ч.Д. выделил два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

При изучении тревожности в спорте распространен традиционный подход: состояние спортсмена – его переживания, самочувствие и т.п. – анализируется с точки зрения приписываемых и переживаемых спортсменами угроз. Среди теоретиков спорта чрезвычайно популярен тезис о том, что тревожность затрудняет деятельность спортсмена, снижает его достижения, но в реальности все часто бывает наоборот. Именно состояние тревожность мобилизует спортсмена на выдающиеся достижения.

C целью определения уровня тревожности было проведено исследование с участием 20 спортсменов, занимающихся фигурным катанием и греко-римской борьбой с использованием психодиагностических методик: «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Р.Мартенса для изучения соревновательной тревожности и «Шкала самооценки личностной и ситуативной тревожности» Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина. Был проведен сравнительный анализ результатов тревожности спортсменов, который показал, что уровень тревожности у спортсменок-фигуристок выше, чем уровень тревожности у спортсменов-борцов.

В настоящее время ученые придают большое значение не только разработке новых методов снижения уровня тревожности, но и возможности предупреждения возникновения этой личностной черты. Тревожность, как явление ситуативное, достаточно легко поддается коррекции с помощью различных методов релаксации и саморегуляции.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания тренера, спортивного врача и психолога, ибо высокая тревожность предполагает склонность спортсменов к появлению навязчивых мыслей о неудаче в предстоящих соревнованиях.

В данной работе нами были рассмотрены методы и приемы преодоления тревожности в спорте, а также разработана программа тренинга «Преодолей себя» по снижению тревожности у спортсменов перед соревнованиями, которые будут способствовать корректировки уровня тревожности, профилактике и коррекции неблагоприятных психических состояний для успешной реализации спортивной деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных