Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема устойч-ти цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.




Модель основывается на отражающем практику ценообразования в олигополистических отраслях предположении, что конкуренты готовы поддержать любое снижение цены одной из фирм, но игнорируют ее повышение. Рассмотрим 2 варианта поведения;1) фирма 1 изменяет цену, а фирма 2 в точности повторяет ее стратегию 2) фирма 1 изменяет цену, а 2 не реагирует Модель ломаной кривой спроса объясняет устойчивость олигополистических цен.

23. Олигополия и эф-ть. Рын власть, ее ист-ки. Пок-ли монопольной власти. При исследовании эф-ти рыночных стр-р В различных моделях олигополии параметры равновесияустанавливаются по-разному. Чем более низк цена на товар устанавливается олиг-ми и чем больший объем выпуска товаров наблюдается, тем выше эф-ть данной рыночн стр-ры с обществен точки зрения. Самая низкая эф-сть олиг бывает при кооперативной игре, т.е. сговоре фирм, когда они дей-ют монополия. Самая высокая эф-сть достигается при поведении олиг-в, соответствующем модели Бертрана, т.е. при некооперативной игре с одноврем-м установление цен. Важной составляющей эф-ти явл. наличие положительных внешних эффектов в отрасли. Рыночную власть имеют фирмы, кот могут повлиять в свою пользу на рыноч ситуацию. можно, повлияв на Q предложения продукции или на P реализ продукции.Различают 2 вида рыночн власти:- монополистическая и –монопсоническаяМонополист – власть производителя и продавца. Ее источником явл доминирующее положение на рынке, значительная доля фирмы в общей массе поставляемой прод.Монополь властью обладают фирмы-ЧМ, а также олиг,в картели. Могут обладать и фирмы на рынке МК, если они смогут предложить новый товар, обладающий особыми св-ми по сравнению с товарами-аналогами.Монопсон властью обладает фирма-покупатель ресурсов, если она явл един покупателем. Монопсон власть х-на для рынка труда. Для того, чтобы определить, имеет ли место монополизм на рынке, используется индекс Лернера, а также индекс Харфинделя-Хиршмана, и коэффициенты концентрации, измеряющие долю фиксированного числа ранжированных по размеру предприятий в отрасли.

24. Антимоноп политика г-ва: зарубежный опыт, особ-ти реализации в РБ. В РБ с целью обеспечения условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности. Антимоноп закон-во в РБ состоит из:Конституции РБ;норм Граждан кодекса РБ,Закона «О противодействии монополистической деят-сти и развитии конкуренции» Закона «О естественных монополиях» и других актов закон-ва, а также международных договоров, участницей которых явл РБ.Конституц ориентирует,что з-м может быть запрещена соц опасная дея-сть, в т.ч. эконом деят-сть, которая направлена на моноп-цию и недобросовестную конкуренцию. В РБ запрещается дея-ть хоз. субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деят-сть имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и закон интересам других хоз субъектов или потреб-лей.В РБ запрещаются любая монополизация произ-тва или реал товаров. Министерство экономики РБ в целях предотвращения возникновения или усиления доминир-го полож хоз суб на товар рынке осуще-ет контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами или долями в уставных фондах данных хоз субъектов.Законо-ство РБ также запрещает госорганам принимать акты, заключать соглашения, которые могут иметь своим резуль-м огран-ние конкурили причинение вреда правам,а также заключать соглашения с другими гос органами или хоз суб, котор направлены на ограничен кон-ции незаконное повышение.В мире дей-ет госсистема антимонопольного регулирования в основных направлениях развития рынков с контролем последствий мероприятий по монопо-ции рынков для гос-ва и потребителей: слияния; разделения; сговора;фальсификации конкурсов; деят-ти естественных монополий.Дей-ет система жестких санкций за нарушение антимонопол-го законо-ва – возмещение нанесенного ущерба в 3-м размере.

25. Рынки рес-в. Спрос на ресурс. Предельн доходность и пред издержки рес-са. Кривая спроса фирмы на ресурс. Эласт-ть спроса на ресурс. На рынке ресурсов объектами купли-продажи являются:- труд, - земля, - капитал, предприн сп-тьСубъекты рынка ресурсов:- продавцы (дом хозяйства, фирмы), - покупатели (фирмы/предпр) Спрос на ресурсы имеет производный/вторичный хар-р. Спрос зависит от спроса на товар, в пр-ве кот используется данный ресурс. Концепция предельной доходности ресурса(МRР) помогает понять, как формируется спрос на ресурс.MRP – это прирост объема выпуска в ден выражении в результате использования доп ед ресурса.MRPL (предельная доходность труда)Если товар продается на рынке СК, то MRP рассчитывается по формуле: MRP=MP*P.В условиях несовершенной конкуренции MRP=МР* MR, где МР – предпродукт ресурса, MR – пред доходность товара

Отраслевой и рыночный спрос на ресурс представляет собой совокупность индивидуальных спросов на него, т.е. это сумма объемов спроса на ресурс со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на него.Рыночный спрос на общенациональном и региональном уровнях сущ-ет только на ресурсы, которые имеют универсальный хар-р, т.е. могут использоваться практически во всех отраслях, присутствующих в нац. или региональной экономике. Рыночный спрос на ресурс можно определить как сумму объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него. При анализе следует различать изменение спроса и величины спроса. Изменение цены приводит лишь к изменению величины спроса, что отражается в движении вдоль кривой спроса, угол наклона которой определяется эластичностью спроса.

 

 

26. Предложение ресурса. Соверш и несоверш конк-ция на рынке рес-са. Условие равновесия максимизирующей приб фирмы на рынке рес-са. На конкур рынке р-са его цена есть вел-на постоянная.Отдельная фирма не может повлиять на цену ресурса,т к она исполь-ет его незнач долю.Кривая предлож р-са имеет вид горизонт линии т.к. предел затраты на ре-с постоянны.Кривая предлож рес абсолютно эластична.В условиях сов конкурентного рынка ресурсов фирма может купить столько ресурсов и продать столько продукции,сколько она сама сочтет нужным при действующих рыночных ценах.А в условиях несов конкуренции фирма,являющаяся единст покупателем на рынке,располаг-т возможностью устана-вать цену ресурса.не опасаясь перетока этого ресурса к др покупателям На конкурентных ресурсных рынках фирма реализует ресурсы в сочетании,максимизирующем прибыль.если каждый вводимый фактор про-ва используется до тех пор пока его цена не станет равной его предельному продукту в денежном выражении P=MRP(пред продукт в ден выражении)

27. Рынок труда. Спрос на труд. Индивид и рын предл-ние труда. Равновесие конкурент рынка труда. Рынок труда-общественно-экономформа движ-ния раб силы соответств системе высокоразвитых товар отношений.Осн субъекты рынка труда: 1)работники и работодатели 2)посредники между работодателями и наемными работниками 3)представители органов власти 4)профсоюзы, ассоциации,союзы потребителей и др. Рыночный спрос на труд-это сумма объёмов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.Отраслспрос на ресурс –это сумма объёмов спроса на ресурс отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на него.Предлож труда зависит от числен населения и темпов его прироста,доли трудоспособных в общ кол-ве населения,продолжительности раб дня, квалификации работников и т д.Индивид предложение труда зависит от реализации эффектов замещения:если превалирует эффект замещения,то с ростом з п увеличивается предложение труда;если превалирует эффект дохода рост з п отражается сокращением предложения труда;когда эти эффекты равны,рост з п не оказывает влияния на объём предложения труда.Индивид предлож труда имеет ту особенность что при падении реальной з п ниже какого-то мина домохоз-м приходиться увеличивать предлож труда,для того,чтобы обеспечить прежний уровень потребления жизненных благ.Однако в целом на отраслевом рынке труда предложение любого вида труда будет возрастать с ростом з п,несмотря на превалирование эффекта дохода у отдельных работников.

28. Рынок труда в условиях несоверш конкуренции: монопсония, модель с участием профсоюзов, двухсторонняя монополия. Чаще всего один или несколько нанимателей доминируют на рынке конкретной профессии, специальности. Предп-ль не может нанять на постоян раб неограниченное число раб-в. Соотв кривая предлож труда в этом случае уже не горизонтальная, а имеет определенный положительный наклон. Наниматель сам выбирает оду из комбинаций «количество- цена». Этот рынок - монопсонический. Так ситуация может сложится, например, в в небольшом городе, Рынок труда - совокупность эк. отнош между работод-лями и наемными работниками по поводу условий, продолжительности и оплаты труда.Типичная ситуация на рынке труда- несовершенная конкуренция → монополия и монопсония работодателя. В кач-ве монопсониста часто выступает гос-во. Рынок труда в условиях монопсонии: Кривые предлож на монопсон. рынке опред. предел издержками труда фирмы-монопсониста (MRCL).MRCLлежит выше SL(цена труда на конкур.рынке),т.к.фирма-монополист для привлечения дополнит.работников из др.отраслей вынуждена устанавливать ставку зар.платы выше тех,к-е были раньше.В то же время увелич. зар.плата и у работников,нанятых ранее =>этим и объясняется,что ставки зар.платы>чем среднеотраслев.расходы самого монополиста.Чтобы max-ть прибыль,фирма будет уравнивать MRCL и MRPL=>т.b-кол-во нанимаемых работников,т.c-зар.плата на конкур.рынке Wc.=>общество получает меньше прод-ии, и рабочие получают ставку зар.платы <,чем созданный ими предельный продукт в денежном выражении Основн.задача проф.союза – увелич. зар.платы работников в случае, если увелич.прибыли предприятий или увелич.цены на рынке на потреб.блага.Они воздействуют на спрос на прод-ию данной отрасли, добиваются изменений в законод-ве, чтобы уменьш. предлож. трудаКогда на рынке труда сталкиваются фирма-монополист и сильный проф.союз=>ситуация двухсторонней монополии.Проф.союз добивается ставки зар.платы на уровне Wb и увелич.найма>Qc.Когда обе силы равны=>ставка зар.платы и кол-во работников может быть = на конкур.рынке.

29. Содержание, функции, ф-мы и системы з/п. Дифференциация з/п и ее причины. ЗП– это цена использования услуг труда. Её размер определяется предел доходностью труда последнего нанятого фирмой работника данной специ-сти, а также стои-тью средств существования работника и его семьи, необходимых для восстановления способности к труду и содержания семьи.Размер ЗП служит важным показателем уровня жизни населения, однако по её величине нельзя судить об эконом и соц благополучии народа. В связи с этим используются понятия номинальной и реальной ЗП.НЗП – сумма денег, которую получает работник за услуги труда.РЗП – покупательная способность НЗП. Уровень реальной ЗП находится в прямой зависимости от номинальной ЗП и в обратной зависимости от налогов и платежей, которые выплачивает покупатель, цен на потребительские блага.

Формы:- повременная- почасовая, понедельная, помесячная-сдельная- начисление производится в зависимости от кол-ва сделанной работы.Современный рынок труда в значительной мере дифференцирован. Т.к. раб-ки весьма значительно различаются по квалиф-но- образовательному уровню и профес подготовке, Дифференциация з/п имеет объективный хар-р, стимулирует рост профессионального мастерства, поощряет более сложные виды труд. Деятельности, предполагает компенсацию затрат на подготовку работников более высокой квалификации.Важнейшим фактором дифференциации з/п явл.производительность труда. Ее рост увеличивает предел продукт труда в денежном выражении, а соответственно и спрос на труд. Это в свою очередь обеспечивает рост з/п.

30. Особ-ти функ-я рынка труда в РБ. Рынок труда - система соц-эконом отнош между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу вовлечения рабочей силы в общес прои-во, ее функци-ния и воспрои-ства, а также распредел и перераспред. Наряду с зако-вом о труде, действующим в условиях рыночных отношений при регулировании рынка труда используется система саморегуляции трудовых процессов, перемещение трудресурсов и занятости. Различие в квалификации, способностях, опыте обуславливают различия в заработной плате между работниками. На дифференциацию ставок заработной платы оказывают влияние и условия труда. Если работники в целом отрицательно относятся к опасным или вредным условиям труда, то предложение данного вида труда будет ниже спроса. Для приведения соответствия спроса и предложения ставки заработной платы будут повышены на величину компенсационной разницы, учитывающей непривлекательность труда.

Особенности рынка труда в Бел-си:

-гос-во определяет минимальный уровень зарплат

- неэффективная занятость на рынке труда

- контрактная система оплаты труда

- превышение предложения в экономической, правовой сферах и недостаток в технических.

30. Рынок капитала и его структура. Спрос на капитал. Инвестиции. Предельная норма окупаемости инвестиций и спрос на инвестиции. Капитал-ценность приносящая поток дохода или ресурс длительного пользования,создаваемый для пр-ва большего кол-ва благ и услуг.Объектами купли-продажи на рынках капитала являются активы(капитальные блага)-все,что может быть использовано для получения дохода. Рынок капит имеет сложную стр-ру,т.к. капитал- в постоянном кругообороте. В зависимости от формы и назначения: 1) рынок физичес капитала: а)рынок основного капитала:активов основного капитала и услуг основного капитала(аренда);б)рынок оборотного капитала 2) рынок финансового капитала:а)рынок денежного капитала:краткосрочных ссуд и.среднесрочных ссуд;рынок инвестиционного капитала:.долгосрочных ссуд и.ценных бумаг.Общая черта всех форм капитала-компромисс между использованием ресурса в настоящем или будущем времени(чтобы накопить капитал в будущем уже сегодня надо отказаться от немедленного использования ресурсов).Сопряженное пр-во-поцесс трансфрмации ткущих затрат в выпуск продукции(рост дохода) в будущем.Чистая производительность капитала-разница между благами произведенными с пом капитала и благами,которыми пришлось пожертвовать.В краткоср- п-де для решения вопроса о выгодности инв-ций следует определять предельную норма чистой окупаемости инвестиций(nri)=mri-i, где mri – предельная норма окупаемости инвестиций ((MPi-MCi/ I*100%), а i – ставка ссудного процента.

До тех пор, пока норма окупаемости больше нормы ссудного процента фирма получает дополнительную прибыль в результате инвестирования. Если i>r, то такой проект убыточен. Фирма предъявляет спрос на рынке днежного капитала, если она может получить от инвестиций предельную норму окупаемости больше ставки процентаD(r) показывает количество заемных средств, на которые у фирмы есть инвестиционный спрос при любой возможной рыночной ставке процента. Чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос на заёмные средства.

 

31. Долгоср инвестиции. Приведенная (текущая) ст-ть. Критерий чистой приведенной ст-ти и принятие решений по долгоср инвестициям. Рын спрос на капитал. Инвестирование–это процесс вложения средств в увеличение капитальных благ. Фирмы производят инвест-ие с целью увеличения получаемой прибыли. Решая вопрос об инвес-нии фирма сравнивает затраты на инве-ие с прибылью, полученной в результате инве-ия.

Долгоср инв-ие. Допустим фирма производит покупку какого-то оборудования. Срок использования этого проекта несколько лет. Для подсчёта выгодности фирма должна сопоставить сто-сть покупки оборудования с ожид доходми,которые она получит за время его службы. Но ожидаемый доход фирмы, который она рассчитывает получить через год, не равен доходу через два года, три года и так далее. Доход (фиксированная величина) сегодня больше, чем та же сумма, полученная через несколько лет. Для определения сегодняшней стоимости ожидаемых в будущем доходов определяют дисконтированную стоимость. Для этого используют принцип дисконт-ния. РV=Rj\ (1+r)j , где, R – чистый доход, j – временной интервал или СПИ, r – ставка процента. Формула диско-ния показывает, что чем выше ставка процента, и чем больше срок использования, тем больше разница между будущим доходом и его сегодняшней оценкой. Для принятия решения о долгосрочном инвестировании используют также критерий чистой дисконтированной стоимости: NPV=-I+S Rj\ (1+r)j . Согласно критер NPV > 0 ивест выгодны.

 

32. Предл-е капитала и его ист-ки. Сбережения домохозяйств, межвременной выбор и временные предпочтения. Рын предл-е капитала. Равновесие на рынке капитала. Каждая фирма в данный момент времени располагает определённым запасом капитальных благ(станки,машины),кот можно продавать-покупать на рынке и сдавать в аренду.Доход от их продажи назыв ценой фактора капитала,Аренда капит благ порождает поток доходов(рентных платежей) в форме арендной платы.отдельная фирма предъявляет спрос на услуги капитала до того момента пока пред доходность капитала не станет равной его пред издержкам:MRP=MRC.Каждая норм функционир фирма стремиться увеличить запас своего капитала. Процесс создания и увеличения запаса капит благ называют инвестированием.Для покупки нового физ капит нужны деньги.Поэтому на рынке факторов про-ва спрос на реальный кап-л выступает в форме спроса на ден сред,которые покупаються-продаються на рынке ссудного капитала.за временное использование заёмного капитала заёмщик платит кредитору ссудный процент.Рыночный спрос на заёмный капитал предъявляют фирмы, домохозяйства,правительство.Спрос находиться в обратной зависимости от уровня ставки ссудного процента.Поскольку предложение ссудного капитала формируют в основном домохозяйства,оно зависит от временных предпочтений последнихю.Большинство домохоз имеют временные предпочтения,поэтому склонны сберегать часть текущего дохода только в том случае,если на 1 рубль,от потребления которого они отказываются в настоящем,со временем будет получено больше одного рубля.ссудный процент и есть плата за отказ от текущего потребления.Чем выше ставка ссудного процента-тем объёмнее предложение ссудного капитала.Соотнош спроса и предложения на ссудный капитал определяет рыночную ставку ссудного процен

34. Рынок капит благ. Спрос и предл-е услуг капитала. Равновесие на рынке услуг капитала в краткоср и долгоср периодах. Стремясь привести наличный капитал в соответствие с его оптимальным объёмом,фирма осуществляет инвестиции.цель инвестирования-макс прбыли,кот может обеспечить желаемый объём капитала.Различают кр-ср и дол-ср спрос на инвестиции.Чтобы определить кр-ср спрос рассчитывают пред норму окупаемости инвестиции за год, т.е прирост чистого, дохода, полученный при инвестировании одной ден.ед(в %). Пока фирма,инвестируя, может получать предельную норму окупаемости, которая привышае ставку ссудного процента, она будет платить по займам, небходимым для финансирования инвестиций. Оптимален уровень инвестиций, при котором предельная норма окупаемости инвестиций равна ставке ссудного %.

При дол-ср инвестировании важную роль играет фактор времени, т.к инвестиции осуществляются сегодня, а доход они будут приносить в будующем. Фирма должна сапоставить текущие затраты с будующими потоками доходов, используя метод дисконтирования. Это позволяет рассчитать сегодняшнюю(текущую) стоимость суммы денег, которую инвесторы получат х лет, если ставка ссудного % будет У. Принимая решение об инвестировании, фирма должна сравнить текущую стоимость будующих доходов, ожидаемых от инвестиций, с объемом инвестиций. Для этого используется критерий чистой приведенной стоимости NPV согласно которому инвестиции выгодны в том случае, когда чистая приведенная стоимость является велеченой положительной, т.е NPV >0.

 

33. Инфраструктура рынка капитала. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, на котором осуществляется первичное размещение бумаг и операции по их обрашению.

Эмитентами ц.б. могут выступать гос-во, нац. банк, коммерческие банки, юр.лица. Покупателями – выше перечисленные, а также население и нерезиденты РБ.Различают первичный и вторичный рынок ц.б.

На первичном рынке ц.б. осуществляется первичное размещение эмитированных ц.б. и их реализация самим эмитентом или же через банк, или через другие финансовые учреждения (брокеров, дилеров). Вторичный рынок в РБ практически не развит, т.к. у нас все еще имеется недоверие к нашим банкам, предприятиям, правительству.Выделяют 3 основные вида ц.б:- акции – ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в капитале АО и дающая ему право на получение дохода в виде дивиденда и участия в управлении делами этого общества. Акции бывают простые и привилегированные.- облигации – это вид ценной бумаги на предъявителя, представляющей собой долговое обязательство заемщика, которое гарантирует держателю облигации возврат через обусловленное в облигации время нарицательной стоимости облигации и регулярное получение дохода в виде процента по твердо зафиксированной или меняющейся ставке.- производные – векселя, фьючерсы, опционы.Рассмотрим акции. Они имеют номинальную цену – цена указанная в акции при ее выпуске, и реальную (рыночную) цену – курс акции – цена, по которой данные акции покупаются и продаются.Доход от акции наз. Дивиденд.Курс акции =(дивиденд × номинальная цена)/норма процента

Чем больше дивиденд, тем больше курс акции, а чем больше норма процента, тем меньше курс акции и наоборот.Наиболее доходными явл гос облигации, т.к. они более стабильны

Рынок ц.б. начал формироваться в РБ с 1991г. В 1994 появляется рынок Приватизационных чеков.

Структура РЦБ:25% - акции, 8% - векселя, депозитные сертификаты, 25% - гос.облигации.

Функции РЦБ:

1.инвестиционная2.перелив капитала

3.контроль за эффективностью акционерных предприятий4.Регулирование денежного обращения страны5.страхование ценовых и финансовых рисков

Об эффективности деятельности компании свидетельствует курс акции. При уменьшении дивидендов, процента – падает курс акции и они могут сменить своего владельца.С помощью РЦБ происходит регулирование денежного обращения путем увеличения или уменьшения выпуска ценных бумаг, которые препятствуют инфляции наличных денег.

34. Предпринимат спос-ть как фактор пр-ва. Экон прибыль: ист-ки и функции. На современном этапе к факторам пр-ва также относят предпринимательские способности (ПС) и информацию. ПС – человеческая способность наиболее эффективно исп-ть другие факторы пр-ва. Специфика ПС – умение и желание внедрять новые виды продукта, новые технологии, рисковать для получения max прибыли. ПС проявляется в умении принимать решения в различных условиях, в т.ч. экстримальных. ПС – тип человеческого сознания, для которого характерны ответственность за принимаемые решения, стремление максимизировать прибыль.

Прибыль – обобщенный показатель ХД, определяющийся как разница между общим валовым доходом и общими издержками.

Функции прибыли: учетная – учитывает/отражает конечную/реальную предпринимательскую прибыль.

стимулирующая – стимулирует внедрение новшеств, риска.распределительная – способствует распределению конечной прибыли.

Бух прибыль равна разности между общими и явными издержками, которые представляют собой платежи фирмы внешним поставщикам ресурсов.Однако, в пр-се пр-ва используются и ресурсы, принадлежащие владельцу фирмы: капитал предпринимателя, его труд. Затраты ресурсов, принадлежащих предпринимателю,- это неявные издержки. В сумме явные и неявные издержки дают экономические. Эконом прибыль можно рассчитать, если из общего дохода фирмы вычесть экономические издержки. Когда экономическая прибыль = 0 и фирма покрывает все свои издержки, то говорят, что фирма получает нормальную (нулевую) экономическую прибыль. Это минимальная прибыль, которая позволяет предпринимателю работать безубыточно с точки зрения экономиста. Хотя ее и называют прибылью, но фактически это доход, который получает предприниматель, используя в пр-се пр-ва собственные ресурсы.Основные источники:

Риск, связанный с неопределенностью, присущей рыночной экономике;Инновации

35. Земля как фактор пр-ва. Естеств и экон плодородие почвы. Экон, земельная рента. Рента и арендная плата. Цена земли. Земля - один из факторов пр-ва. В с/х - основной фактор пр-ва.

Как фактор пр-ва земля имеет след особенности:

1) явл природным фактором и её нельзя создать искусственно.

2) имеет неограниченный срок использования.

3) Разные земельные участки обладают разным плодородием.4) Землю нельзя переместить с одного места на другое.5) При рациональном использовании земля может, не изнашивается, а даже повышает своё плодородие.Различают 3 вида плодородия земли:

Естественное - создано природой.

Искусственное - результат затрат труда и капитала.

Экономическое - понятие, кот отражает не только плодородие земли, но и характеризует возможности эффективного использования земли.

Объектом купли-продажи на рынке земли может быть сама земля или ее услуги. При продаже услуг земли земля сдается в аренду. Особенности ценообразования на рынке услуг земли объясняет концепция экономической ренты. Суть этой концепции в том, что ресурсы, предложение кот абсолютно ограниченоприносят доход, называемый экономической рентой(ЭР). ЭР получает собственник земли, если он сдает землю в аренду, то получает ренту в форме арендной платы.

Процесс формирования земельной ренты концепция ЭР объясняет соответствием спроса и предложения на рынке услуг землиЦены на услуги земли определяются исключительно спросом. Данная модель дает возможность определить величину ЭР.Предложение абсолютно неэластично по цене. Спрос на землю зависит от спроса на ту с/х продукцию, кот производится на земле. Т.к. спрос на продукты питания малоэластичен по цене, то в урожайные годы это может привести к падения спроса на с/х продукцию.

Цена земли при продаже зависит от 1. Величины ренты, кот можно получить при сдаче сдаче в аренду

2. Ставки ссудного процента

Цена земли , гдеR – земельная рента r – норма ссудного процента

.

37. Разнокач-ть зем участков и дифференциальная рента. Форм-ние рынка земли в РБ. Земельные участки различаются по плодородию («естественное плодородие», климатические условия, химический состав верхнего слоя земли, степень) и расположению, что непосредственным образом отражается на эконом результатах хозяйствования. Поэтому для производства одного и того же вида продукции затрачивается различное количество труда. Для удовлетворения спроса на с/х продукцию лучших участков недостаточно, используются и худшие участки. Поэтому цены устанавливаются на уровне средних затрат на худших участках, чтобы можно было бы окупить затраты и получить нормальную прибыль. На лучших же и средних участках получают дополнительный доход—дифференциальную ренту. Различают I и II дифференциальную ренту. I—доход, который приносят лучшие по плодородию и местоположению участки. Сила природы в данном случае выступает как естественный базис высокой произво-сти труда. Качество земли определяет и её местоположение. Предприниматель, использующий участок земли, удалённый от рынка сбыта, несёт дополнительные транспортные издержки. Земля ближе к месту сбыта обладает определёнными эконо преимуществами. Помимо естеств плодородия участки могут различаться и по искусственному. II—дополнительный доход, который получают владельцы земли, ведущие интенсивное хозяйство и осуществляющие капиталовложения в землю. В этом случае предприниматель использует новейшие достижения агронауки, что отражается на уровне урожайности. Особо можно выделить монопольную ренту получают собственники земли, расположенной в особо благоприятных климатических условиях, на которой производится редкая продукция, пользующаяся большим спросом Цены на эту продукцию определяются платёжеспособностью покупателя, а не издержками на производство.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных