Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)




Этапы Результаты обучения Компетенция
1 этап Знания   основных подходов к изучению человека, его деятельности и общения и методы педагогического исследования. ОК-7-способностью к самоорганизации и самообразованию  
теоретических основ саморазвития личностидля достижения поставленных целей.
факторов и условий, влияющих на саморазвитие личности.
2 этап Умения Уметь применять знания по саморазвитию личностидля достижения поставленных целей.
Уметь анализировать и объективно оценивать собственное «Я» в контексте требований к современному специалисту
Уметь применять полученные теоретические общекультурные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки. …
3 этап Владения (навыки / опыт деятельности) Иметь навык самоорганизации сознания, направленной на развитие развитии интеллекта и личности в целом.
Владеть культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

 

 

Этапы Результаты обучения Компетенция
1 этап Знания   - специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам ПК-4 – способность выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
- особенностей возрастных этапов, кризисов развития личности
- возрастная динамика развития психики;
- теорий психического развития.
методы изучения, описания закономерностей функционирования и развития психики личности
2 этап Умения - выделять проблемы развития личности и причины, условия, приведшие к данному уровню развития;
- выявлять специфику психического функционирования развития личности с учетом особенностей возрастного этапа, кризиса развития;
- прогнозировать влияние различных факторов риска на психическое развитие личности в разные периоды онтогенеза;
3 этап Владения (навыки / опыт деятельности) - навыком выделения проблемы развития и причины, условия, приведшие к данному уровню развития личности
- навыком выявления специфики психического функционирования развития личности с учетом особенностей возрастного этапа, кризиса развития;
- навыком построения прогноза возможного влияния различных факторов риска на психическое развитие личности.в разные периоды онтогенеза

 

 

Этапы Результаты обучения Компетенция
1 этап Знания   - знание основ планирования и организации проведения эмпирических исследований особенностей развития личности ПК-7 способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
- системы методов психологического исследования особенностей развития личности
знание теоретических основ обработки данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения;
- знание теоретических основ анализа и интерпретации данных.
 
2 этап Умения - планировать проведение эмпирического исследования психического развития личности с учетом особенностей возрастных этапов;
- организовывать проведение эмпирического исследования психического развития личности с учетом особенностей возрастных этапов;
обрабатывать данные, полученные при проведении эмпирического исследования психического развития личности с использованием стандартных пакетов программного обеспечения;
анализировать и интерпретировать результаты исследования психического развития личности с учетом особенностей возрастных этапов.
3 этап Владения (навыки / опыт деятельности) - навыком планирования проведения эмпирического исследования развития личности с учетом особенностей возрастных этапов;
- навыком организации проведения эмпирического исследования психического развития личности с учетом особенностей возрастных этапов;
- навыком обработки данных, полученных при проведении эмпирического исследования развития личности с использованием стандартных пакетов программного обеспечения;
- навыком анализа и интерпретации результатов исследования психического развития личности с учетом особенностей возрастных этапов.

 

К основным формам контроля, определяющим процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» относится рубежный контроль, итоговая аттестация в форме экзамена по дисциплине.

Критериями и показателями оценивания компетенций на различных этапах формирования компетенций являются: знание терминов, понятий, категорий, концепций и теорий по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»; понимание связей между теорией и практикой; сформированность аналитических способностей в процессе изучения дисциплины; знание специальной литературы по дисциплине.

Шкала оценивания компетенций на различных этапах их формирования включает следующие критерии:

Компетенции Результаты Индикаторы  
ОК-7-способностью к самоорганизации и самообразованию   Средний балл рубежного контроля (результатов выполнения тестов 1-2) Рубежная аттестация знаний не пройдена (тестирование): от 45 до 60% - начальный уровень овладения компетенцией. Рубежная аттестация знаний пройдена (тестирование): от 60 до 80 % - базовый уровень; от 80 до 100 % - повышенный уровень сформированности компетенции.  
ПК-4 – способность выяв лять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам  
ПК-7 способностью к участию в проведении психологических ис следований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии  
Балл, соответствующий ответу на вопрос 1,3,3 экзаменационного билета Оценка ответа на вопрос от 4 до 5 баллов соответствует начальному уровню сформированности компетенции, от 6 до 8 – базовому, от 9 до 10 – повышенному уровню  

Итоговая оценка вклада дисциплины «Психология развития и возрастная психология» в формирование каждой компетенции проводится на основании суммы среднего процента правильных ответов, вычисленного для каждой компетенции на основании результатов рубежных тестов, показателей результатов выполнения заданий по аудиторной и самостоятельной работе студентов, а также итоговой аттестации в форме экзамена по дисциплине.

Шкала оценивания компетенций на различных этапах их формирования включает следующие критерии:

 

3 семестр:
Набранные баллы Оценка
повышенный (продвинутый) (81 – 100 баллов) отлично   Экзамен сдан положительно
базовый (80 – 60 баллов) хорошо
начальный (пороговый) (59 – 45 баллов) удовлетворительно
44 и менее неудовлетворительно Отрицательная оценка

 

А) перечень компетенций и этапы их формирования в процессе освоения образовательной программы:

Общекультурные компетенции(ОК):

ОК-7-способностью к самоорганизации и самообразованию

Профессиональные компетенции(ПК):

ПК-4 – способность выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

ПК-7 способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.

 

Тема дисциплины Компетенции
1) Тема 1. Предмет, задачи возрастной психологии.   ОК-7, ПК- 4, ПК-7
2) Тема 2. Методы возрастной ОК-7, ПК- 4, ПК-7
3) Тема 3. Основные проблемы психологии развития ОК-7, ПК- 4, ПК-7
4) Тема 4. Проблемы возрастного развития (общая характеристика). Проблема периодизации психического развития в онтогенезе ОК-7, ПК- 4, ПК-7
5) Тема 5. Развитие психики в младенческом возрасте ОК-7, ПК- 4, ПК-7
6) Тема 6. Период раннего детства ОК-7, ПК- 4, ПК-7
7) Тема 7. Развитие психики в дошкольном детстве ОК-7, ПК- 4, ПК-7
8) Тема 8. Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте ОК-7, ПК- 4, ПК-7
9) Тема 9. Особенности развития психики в подростковом возрасте ОК-7, ПК- 4, ПК-7
10) Тема 10. Развитие психики в юношеском возрасте ОК-7, ПК- 4, ПК-7

 

Б) показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

 

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
  Тема 1. Предмет, задачи возрастной психологии.   ОК-7, ПК- 4, ПК-7 Проверка письменных домашних заданий: словарь терминов, эссе, конспект
  Тема 2. Методы возрастной ОК-7, ПК- 4, ПК-7 Проверка письменных домашних заданий: словарь терминов, письменный отчет
  Тема 3. Основные проблемы психологии развития ОК-7, ПК- 4, ПК-7 Проверка письменных домашних заданий: словарь терминов, презентации
  Тема 4. Проблемы возрастного развития (общая характеристика). Проблема периодизации психического развития в онтогенезе ОК-7, ПК- 4, ПК-7 Проверка письменных домашних заданий: словарь терминов, реферат, конспект. Коллоквиум  
  Тема 5. Развитие психики в младенческом возрасте ОК-7, ПК- 4, ПК-7 Проверка письменных домашних заданий: словарь терминов, письменное сообщение. Рубежный контроль знаний (тестирование)
  Тема 6. Период раннего детства ОК-7, ПК- 4, ПК-7 Проверка письменных домашних заданий: словарь терминов, доклад
  Тема 7. Развитие психики в дошкольном детстве ОК-7, ПК- 4, ПК-7 Проверка письменных домашних заданий: словарь терминов, конспект
  Тема 8. Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте ОК-7, ПК- 4, ПК-7 Проверка письменных домашних заданий: словарь терминов, коллоквиум
  Тема 9. Особенности развития психики в подростковом возрасте ОК-7, ПК- 4, ПК-7 Проверка письменных домашних заданий: словарь терминов, конспект
  Тема 10. Развитие психики в юношеском возрасте ОК-7, ПК- 4, ПК-7 Проверка письменных домашних заданий: словарь терминов, коллоквиум

 

Текущий контроль успеваемости – проводится с помощью проверки письменных домашний заданий (СРС), практических, лабораторных занятий. К письменным домашним заданиям относятся: таблица, эссе, письменный отчет, письменное сообщение, аннотация, конспект, реферат и пр.

Письменное домашнее задание как вид письменной работы (эссе, таблица, письменный отчет, аннотация, письменное сообщение, конспект, реферат и пр.) является средством проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Письменная работа (письменное задание), выполняемое в течение заданного времени (в условиях аудиторной работы – от 30 минут до 2 часов, от одного дня до нескольких недель в случае внеаудиторного задания).

Критерии оценки выполнения письменной работы (Д/З):

– соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам;

– проблемность / актуальность;

– новизна / неординарность подхода к решению/оригинальность полученных результатов;

– глубина / полнота рассмотрения темы;

– доказательная база / аргументированность / убедительность / обоснованность выводов;

– логичность / структурированность / целостность выступления;

– речевая культура (стиль изложения, ясность, четкость, лаконичность, красота языка, учет аудитории, эмоциональный рисунок речи, доходчивость, пунктуальность, невербальное сопровождение, оживление речи афоризмами, примерами, цитатами и т.д.);

– используются ссылки на информационные ресурсы (сайты, литература);

– наглядность / презентабельность (если требуется);

– самостоятельность суждений / владение материалом / компетентность.

- соответствие предполагаемым ответам;

- правильное использование алгоритма выполнения действий (методики, технологии и т.д.).

 

Критерий Требования к студенту
Знание и понимание теоретического материала. - определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; - используемые понятия строго соответствуют теме; - самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка информации - грамотно применяет категории анализа; - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; - дает личную оценку проблеме;
Построение суждения - ясность и четкость изложения; - логика структурирования доказательств; - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - приводятся различные точки зрения и их личная оценка; - общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
Оформление работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; - соответствие формальным требованиям.

Параметры оценочного средства (пример для доклада-презентации)

Предлагаемое количество тем  
Предел длительности контроля Общее время 90 мин.
Критерии оценки: - соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам; - показал понимание темы, умение критического анализа информации; - продемонстрировал знание методов изучения … и умение их применять; - обобщил информацию с помощью таблиц, схем, рисунков и т.д.; - сформулировал аргументированные выводы; - оригинальность и креативность при подготовке презентации; мах 10 баллов
«5», если (9 – 10) баллов
«4», если (8 – 7) баллов
«3», если (6 –5) баллов

 

Итоговая аттестация включает в себя экзамен. Результаты оценки знаний на экзамене оцениваются по четырех-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Критерии выставления оценки итоговой аттестации (экзамен):

 

Форма промежуточной аттестации Сумма баллов Оценка Характеристика работы обучающегося
  от 80 до 100 отлично Работа высокого качества, уровень выполнения отвечает всем требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все учебные задания, предусмотренные основной образовательной программой, выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному
от 60 до 80 хорошо Уровень выполнения работы отвечает всем основным требованиям, теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все учебные задания, предусмотренные основной образовательной программой, выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки
от 45 до 60 удовлет­ворительно Уровень выполнения работы отвечает большинству основных требований, теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство учебных заданий, предусмотренных основной образовательной программой, выполнено, некоторые виды заданий выполнены с ошибками
44 и менее неудовлет­ворительно Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство учебных заданий, предусмотренных основной образовательной программой, не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий

 

Вопросы к экзамену:

1. Предмет, задачи возрастной психологии.
2. Методы возрастной психологии.
3. Наблюдение как основной метод исследования в детской психологии. Требования к организации.
4. Экспериментальный метод исследования в возрастной психологии. Виды и особенности проведения
5. Метод тестов в возрастной психологии.
6. Вспомогательные тесты в возрастной психологии: анализ продуктов деятельности детей, социометрический, близнецовый.
7. Биогенетический подход к психическому развитию. Теория рекапитуляции С. Холла, К.Бюллера.
8. Социогенетический подход к психическому развитию. Теория социального научения Дж.Уотсона, Эд.Торндайка, Б.Скиннера. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.
9. Психоаналитические теории детского развития (З.Фрейд, А.Фрейд, М.Клейн).
10. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка (Ж.Пиаже).
11. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского.
12. Факторы и движущие силы психического развития.
13. Основные закономерности психического развития.
14. Проблема соотношения обучения и развития. Понятие зоны ближайшего развития. Сензитивные периоды развития. Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.
15. Понятие ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Смена видов деятельности.
16. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения на разных этапах онтогенеза (М.И. Лисина).
17. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Требования к критерию и принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Л.С. Выготским.
18. Периодизация Л.С. Выготского. Кризисы в психическом развитии.
19. Возрастная периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
20. Стадия новорожденности. Становление потребности в общении со взрослым.
21. Психическое развитие ребенка в период младенчества. Общение со взрослым как ведущий вид деятельности.
22. Кризис 1 года жизни.
23. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте. Основные достижения возраста.
24. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте.
25. Предпосылки развития личности. Развитие самосознательности и самостоятельности ребенка в раннем возрасте.
26. Кризис 3 лет.
27. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Развитие познавательной сферы дошкольника.
28. Игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте.
29. Значение игры для психического развития ребенка.
30. Продуктивные виды деятельности дошкольника: рисование, лепка, конструирование, аппликация. Элементарный труд и учение. Их роль в психическом развитии ребенка.
31. Развитие мышления в дошкольном возрасте. Теория поэтапного формирования умственных действий П.А. Гальперина.
32. Формирование личности дошкольника. Развитие самосознания. Кризис 7 лет.
33. Психологическая готовность к школьному обучению.
34. Психологические противопоказания к обучению детей в школе с 6 (7) лет.
35. Особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте.
36. Основные трудности, испытываемые детьми при поступлении в школу.
37. Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности.
38. Мотивы учения в младшем школьном возрасте.
39. Особенности познавательной сферы младшего школьника.
40. Причины неуспеваемости младшего школьника.
41. Школьные неврозы и пути их коррекции.
42. Роль учебной деятельности в развитии личности младшего школьника. Особенности самосознания и самооценки.
43. Понятие о психологии воспитания. Теории воспитания.
44. Семья и воспитание. Становление характера ребенка.
45. Психологическая характеристика педагогической деятельности.
46. Педагогическая оценка как средство стимулирования.
47. Особенности психического развития ребенка в подростковом возрасте.
48 Психологические новообразования в подростковом возрасте. Особенности развития личности.
49. Развитие познавательных процессов и особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.
50 Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.
51. Акцентуации характеров подростков.
52 Особенности психического развития в юношеском возрасте.
53. Профессиональное самоопределение – основное новообразование юношеского возраста.
54 Мотивы выбора профессии в юношеском возрасте.
55 Мотивы учебной деятельности студентов.
56. Половозрастные особенности и взаимоотношения юношей и девушек. Юношеская любовь.
57. Психология молодости. Особенности личностного развития.
58. Психология взрослого человека. Кризис взрослости как кризис ценностей.
59. Период зрелости как вершина жизненного пути личности. Кризис зрелости.
60. Особенности психологии старости. Проблема долголетия и жизнеспособности

Рейтинг-план дисциплины

Психология развития и возрастная психология

специальность Психология служебной деятельности

курс _ 2_, семестр_ 3_ 2016/2017 гг.

Количество часов по учебному плану __ 144 _, в т.ч. аудиторная работа _ 56 _, самостоятельная работа _ 34 _, экзамен 54.

Преподаватель: Нурмухаметова И.Ф., к.пс.н, доцент.

Кафедра общей психологии

Виды учебной деятельности студентов Балл за конкретное задание Число заданий за семестр Баллы
Минимальный Максимальный
Модуль 1. Основные закономерности и динамика психического развития
Текущий контроль        
1. Аудиторная работа        
2. Задания для СРС        
3. Тезаурус        
4. Конспектирование первоисточников        
Рубежный контроль        
1. Коллоквиум        
2. Тестовый контроль        
         
Поощрительные баллы
1. Участие в студенческой НПК        
2. Выполнение заданий по научно-исследовательской деятельности кафедры        
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)
1. Посещение лекционных занятий       –6
2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий)       –10
Итоговый контроль
1. Экзамен        

 

Утверждено на заседании кафедры общей психологии

 

Протокол № 6 от «15» января 2016 г.

Зав. кафедрой Галяутдинова С.И. /_______________/

Преподаватель Нурмухаметова И.Ф. /_____________________/

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных