ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Блок 2. Методические указания к подготовке практических, лабораторных занятий и к различным видам самостоятельной работы студентаСамостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. так как предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента и может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке. Основными видами и формами самостоятельной работы студентов по данной дисциплине являются: ü подготовка сообщений и докладов к семинарским занятиям; ü подготовка к практическим и лабораторным занятиям: проработка теоретического материала, выполнение практических (письменных) заданий; ü подготовка к экзамену. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию. Выполнение практического задания, проводится с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы занятия, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий. Структура практических занятий. В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие может состоять из четырех-пяти частей: 1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины: обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний студентов. Примерная продолжительность — до 15 минут. 2. Доклад и/ или выступление с презентациями по проблеме семинара: выступление студентов с докладами, которые должны сопровождаться презентациями с целью усиления наглядности восприятия, по одному из вопросов семинарского занятия. Обязательный элемент доклада – представление и анализ статистических данных, обоснование социальных последствий любого экономического факта, явления или процесса. Примерная продолжительность — 20-25 минут. 3. Обсуждение выступлений по теме – дискуссия: ходе этого этапа семинарского занятия могут быть заданы уточняющие вопросы к докладчикам. Примерная продолжительность – до 15-20 минут. 4. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено программой: если программой предусмотрено выполнение практического задания в рамках конкретной темы, то преподавателем определяется его содержание и дается время на его выполнение, а замет идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на семинарском занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно). Примерная продолжительность – 15-20 минут. 5. Подведение итогов занятия: студентам объявляются оценки за работу с их четким обоснованием. Примерная продолжительность — 5 минут. Работа с литературными источниками. В процессе подготовки к данным занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературой. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Методические рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям. Лабораторные занятия – это активная форма учебного процесса в вузе, направленная на умение студентов переработать учебный текст, обобщить материал, развить критичность мышления, отработать практические навыки. Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода. При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо: 1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой). 2. Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленный студентом дома (с оценкой). 3. Оценить работу студента на лабораторном занятии и полученные им данные (оценка). 4. Проверить и выставить оценку за отчет. Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала. 4. В процессе изучения дисциплины следует составлять словарь терминов и понятий, что способствует аналитической переработки текста. Составить для себя такой словарь и дать точное толкование всем специальным терминам и понятиям — дело далеко не механическое. Очень часто оно связано с необходимостью длительного поиска в справочниках и руководствах. Данный прием может значительно облегчить работу с источниками информации. Проведение письменных работ. По данному курсу студенты выполняют письменные задания по основным вопросам, затронутым в процессе изучения данной дисциплины. Основная цель такой работы - выявление компетентности студента в сфере тем и вопросов данной дисциплины. Основные критерии оценки письменной работы: - глубина и полнота изучения литературы для раскрытия темы вопросов; - четкое структурирование текста ответов; - полнота рассмотрения вопроса; - логичность, связность изложения; - соблюдение требований к оформлению работы ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
Информационные образовательные технологии представляют собой совокупность современной компьютерной техники, средств современной телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения и системного метода создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом взаимодействия технических и человеческих ресурсов, ставящего своей задачей оптимизацию форм обучения. Применение информационных технологий в процессе освоения учебного материала по дисциплине позволяет значительно обеспечить более быстрый темп выполнения многих видов традиционных заданий (освоения понятий при помощи интернет-словарей и поисковых систем осуществляется быстрее в среднем в три раза, подбор материала для докладов, рефератов по тематике курса, создание презентаций, прохождения он-лайн тестов, подбор методик для лабораторных работ и пр.), разнообразить и сделать более эффективными аудиторные занятия и самостоятельную работу студента, что повышает мотивацию обучающихся, а также качество обучения и успеваемость. Основные дидактические функции информационных технологий заключаются в следующем: – презентация содержания (текстов, графиков, фотографий, картинок, звуков и т.д.); – создание заданий и упражнений; – коммуникативная функция (коммуникация может быть асинхронной, как, например, при использовании электронной почты и синхронной, как, например, в чате); – оценочная функция; – организационно-управленческая функция. При осуществлении образовательного процесса по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» предусмотрено использование следующих видов информационных технологий: – компьютерные обучающие программы (электронные учебники, лабораторные практикумы, тестовые системы); – базы данных по отраслям; – средства телекоммуникации (электронная почта, Skype, сети обмена данными и т.д.); – электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|