Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Периодизация Выготского




· кризис новорожденности (до 2 мес.)

· младенческий возраст (до 1 года)

· кризис 1 года

· раннее детство (1-3 года)

· кризис 3 лет

· дошкольный возраст (3-7 лет)

· кризис 7 лет

· школьный возраст (7-13 лет)

· кризис 13 лет

· пубертатный возраст (13-17 лет)

· кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[2]

· Этап раннего детства

· Младенчество (до года)

· Ранний возраст (1-3 года)

· Этап детства

· Дошкольный возраст (3-7 лет)

· Младший школьный возраст (7-11 лет)

· Этап отрочества

· Подростковый возраст (11-15 лет)

· Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона[3]

· Младенчество – ДОВЕРИЕ0недоверие

· Раннее детство – АВТОНОМИЯ- стыд сомнение

· Игровой возраст (5-7 лет) ИНИЦИАТИВНОСТЬ - вина

· Школьный возраст ТРУДОЛЮБИЕ - неполноценность

· Юность – ЭГО ИДЕНТИЧНОСТЬ – ролевое смещение

· Молодость – ИНТИМНОСТЬ - изоляция

· Взрослость – ТВОРЧЕСТВО - застой

· Зрелый возраст (старость) - ЭГО ИНТЕГРАЦИЯ - отчуждение

 

14. натуралистические концепции псих развития. Биогенетическое направление.

Человек рассм как биологическое существо, обладающее опред особенностями (пам,речь) которые проходят различные стадии созревания в теч жизни человека

Развитие – созревание насл данных

Насл опред темп развития человека направление в развитии человека, предел потолов к развитии.

Насл-истоничк развития, центр фактор

Среда – условие изнач предопред развитие, т е любая среда не может изменить плоху насл ч-ка,ч-к с неблагоприятной насл всегда будет асоциальной личностью

Основа – биогенетический зако, разработанный ГЕККЕЛЕМ. Отногенез – краткое и быстрое повторение филогенеза, инд развитие орг от оплодотврения до рожд смерти.

В процессе своего развития ребенок проходит те стадии, которые характерны для вида.

ХОЛЛ считал, то зародыш за 9 мес повторяет все стадии развития от одноклеточного сущ-ва до ч-ка. А ребенок в период детства проходит все стадии развития человечества. послед-ть и сод-е стадий развития чел-ка заданы генетич, поэтому ребенок не могут избежать какой-то стадии. Холл считал игру механизмом перехода от стадии к стадии.

БОЛДУИН – отногенез полностью повторяет филогенез. Теория рекапитуляции была популярна в к 19 н 20 века. Значение – отриц этой теории привело к появл новых теорий

1) Теория рекапитуляции Ст. Холла. Развитие ребенка рассматривается здесь как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой; между ребенком и человечеством лежит бездна, исчезающая только с годами.

2) Теория отбора (Торндайк) объясняет наличие аналогий между развитием индивида и рода действием одинаковых причин, определяющих тот и другой процесс. Два основных фактора – случайная вариация и отбор полезного действуют и в филогенезе, и в онтогенезе.

3) Теория соответствия (Клапаред, Коффка, Блонский) объясняет параллелизм онто- и филогенеза сходством обоих рядов, в основе которых лежит, в сущности, один и тот же процесс онтогенетического развития: в обоих рядах поэтому мы заранее можем ожидать обнаружения сходных черт, общих обоим и присущих всякому процессу развития.

Теория созревания ГЕУЗЗЕЛ

Согласно ему у ребенка начиная с момента рождения через опред отрезки времени, появл опред-е формы поведения, к-е последовательно сменяют друг друга. В своей работе «педология раннего возраста», геуззел утв, что в 1 годы жизни ребенок повт историю развития челоеч рода. Г сичтал, что период детства явл рез-м эволюции человеч-го рода. У низших жив-х период детства отсутствует. У ч-ка самый длинный период дет-ва, в процессе кот-го реб-к усваивает накпол-й ранее члов опыта. По своему сод период детства у ч-ка отлич от периода детства у жив-х.

Основную роль в психолгичском развитии ребенка играет созревание. Созревание – процесс проявления унаследованных особ-й. содержание внутри клетки. Соотв гены опрд последоват-ть, время и форму проявл разных видов д-ти. Фиксиров последоват развитости систем.

Основным показателем развития явл темп. закон замедления темпов развития с возрастом.

Культура должны быть приспособл к инд-ти ребенка

Г. Ввел в науку близнецовый метод для анализа закономерностей соотношения особ форм по влияние насл-ти и под влиянием среды.

Г. Призывал научное сообщество системтиз изуч. Детей, для того чтобы в психолоии сод достов научное данные. Он выступал против опережающего характера обучения. Обучение должно строиться на созревших особ ребенкаю. Обучение которое идет ускоренным темпов считал неправомерным. Воспитание реб-ка также должно основываться на созревании

ГЕТЧИНСОН

Ученик холла на основании теории рекапитуляции создал периодизацию псих развития, критерием кот был способ добывания пищи. Он выделил в псих развитии 5 основных фаз. Границы которых не были жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей.

1. стадия рытья и копания от 0 до 5 лет

2. 2стадия охоты и захвата 5-11

3. пастушеская стадия 8-12

4. земледельческая стадия 11-15

5. пром и торговли, стадия соверш человеа 14-20

 

ТЕРМЕН.

Осуществил одно из самых длит в лонгитюдном исследовании – оно продолжалось в теч 50 лет

Он отобрал 1500 одаренных детей и тщат отслеживал их развития

По мнению термена «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высоким ум одаренностью и более высокими достижениями в области образованиями,чем отсальные члены популяции. Концепция основыв на роли насл-го фактора в объяснении возр-х изменений, положил начало становления детско психологии как нормативный дисциплиы., описыв достижения реб в процессе роста и развития

Физический рост двиг и псих развитие проходят ряд возр-х стадий в опред последоват.

ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

. Этологический подход к психическому развитию ребенка

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, который сформулировал закон биологической эволюции. В дальнейшем многие психологи отталкивались от этого закона или опирались на него. К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции.

В настоящее время широкое распространение в детской психологии получил этологический подход к психическому развитию ребенка. Как известно, этология – наука о поведении животных. Этологическое направление в психологии связано прежде всего с именем немецкого ученого Конрада Лоренца. Лоренц исследовал человеческое поведение как одну из форм поведения животных вообще. Основываясь на теории Ч. Дарвина о происхождении видов, он рассматривал человека как продукт биологической эволюции и естественного отбора. Согласно его представлениям жизнь человека принципиально не отличается от жизни других животных (рыб, птиц, млекопитающих) и представляет собой цепь инстинктивно-детерминированных форм поведения. Все высшие и сугубо человеческие явления – дружбу, любовь, войны, политическую борьбу, зависть, привязанность и пр. он объясняет как проявление врожденных инстинктов, направленных на выживание индивида и сохранение вида. Биологическая целесообразность является основной ценностью и главным объяснительным принципом его теории.

Раздражители, которые вызывают инстинктивные реакции в сензитивный период, не влияют на поведение животных в другие периоды. Например, только что вылупившиеся утята с рождения подготовлены следить и следовать за первым увиденным движущимся объектом. Если этот объект – мама-утка, утята будут следовать за ней. Но если в сензитивный период утенок увидит другой движущийся объект (например, человека), он будет следовать за ним, а не за своей мамой. Такое мгновенное запечатление, вызывающее включение определенных инстинктов, называют импринтингом. Психическое развитие ребенка рассматривается этологами как последовательное включение природных инстинктов.

Главным методом доказательства этой теории является заключение по аналогии, которое состоит в сравнительном анализе поведения людей и животных. Поскольку гипотезу об общности человека и других представителей животного мира напрямую доказать невозможно, этологи пользуются методом аналогии. Обнаруживая черты сходства между поведением изучаемых ими животных и человеческим поведением, они делают вывод, что способ поведения в обоих случаях обусловлен одной и той же причиной. В то же время Лоренц явно очеловечивает жизнь животных. При описании поведения птиц, рыбок или собак он использует такие сугубо человеческие категории, как «грусть», «смущение», «дружба», «самоотверженность» и пр. При этом осуществляется «обратный перенос» человеческих чувств, настроений и состояний в животный мир и допускается, что психическая жизнь рыб и птиц в принципе не отличается от человеческой. Однако такая аналогия не имеет под собой серьезных доказательств.

Многие психологи критиковали этот метод и предупреждали о ряде опасностей, которые он несет. Объяснение механизмов поведения высокоразвитых и сложноорганизованных структур на основе простейших и примитивных форм поведения неизбежно приводит к чрезмерному упрощению человеческого поведения и сведению его к набору инстинктивно-детерминированных моделей. Несмотря на серьезную критику большинства психологов, идеи Лоренца пользуются большим успехом, а его книги («Кольцо царя Соломона», «Так называемое зло» и др.) завоевали широкую популярность.

БОУЛБИ

Джон Боулби в построении своей теории отталкивался от психоанализа З.Фрейда, а потому особое внимание уделил первым годам жизни человека, когда мать и малыш находятся в особом взаимодействии, во многом определяющем дальнейшее развитие ребенка. Однако, если с точки зрения З.Фрейда, младенец нацелен на мать как источник удовлетворения его потребности, то Дж.Боулби полагал, что уже в таком раннем возрасте у ребенка есть все предпосылки для включения в социальную жизнь. Тем не менее, по его мнению, дети сильно зависят от взрослых, а потому они должны обладать особыми поведенческими механизмам, которые бы гарантировали присутствие опекуна. Такое поведение характерно именно для маленьких детей,поскольку в подростковом возрасте происходит резкая переориентация ребенка: если младенец нацелен на близкого взрослого и зависит от него (а потому опасается всего нового),то для подростка особую притягательную силу получает именно незнакомый объект.

Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется. На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом с взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения - жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам. Боулби утверждал, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не отличаются разборчивостью. К примеру, они будут улыбаться любому лицу или плакать из-за ухода любого человека. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в отношении одного человека и затем начинают относиться с настороженностью к незнакомым людям. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании рядом основного объекта привязанности. Они следят за тем, где находится этот родитель, и любой знак, указывающий на то, что родитель может внезапно уйти, вызывает с их стороны реакцию следования. На определенном уровне ребенок иногда сам может чувствовать, что утрата контакта с родителем означает, что он погибнет. Импринтинг - это процесс, посредством которого животные усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты. В частности, детеныши животных узнают, за каким движущимся объектом им надо следовать. Они начинают с готовностью следовать за широким кругом объектов, но этот круг быстро сужается, и в конце периода импринтинга они обычно следуют только за матерью. На этом этапе реакция страха ограничивает способность формировать новые привязанности






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных