Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уровни и стадии морального развития




Таким образом, Колберг выделил три уровня и шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом. Первый уровень (возраст 4-10 лет) — доморальный. Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.

Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.

Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.

Второй уровень (возраст 10-13 лет) – конвенциональной (общепринятой) морали. Происходит осознание правила поведения в обществе и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.

Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.

Стадия 4 – ребенок осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.

Третий уровень (возраст от 13 лет)- автономной морали. Личность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих моральных представлений.

Стадия 5 – личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым).

Стадия 6 – высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо.

Джиллиган, Кэрол

В 1982 году Кэрол Джиллиган опубликовала свою работу под названием «Другой голос». бросившую вызов взглядам Кольберга на нравственное развитие человека в приложении к женскому полу. Пользуясь моральными дилеммами из реальной жизни женщин (например, делать или не делать аборт), она установила, что женщины обладают иной, но не низшей нравственной организацией по сравнению с мужчинами. В то время, как по Кольбергу самый высокий уровень нравственного развития связан с абстрактными проблемами справедливости, участники исследований К. Джиллиган больше сосредоточивались на человеческих взаимоотношениях и потребности в заботе о ближнем. Этот подход расставляет иные нравственные акценты, более приземленные, если измерять их по критериям Кольберга. Согласно К. Джиллиган. женщина проходит три этапа в своем нравственном развитии: 1. Забота о себе. 2. Забота о других. 3. Забота о себе и о других. На последней, наиболее зрелой стадии женщина пытается обрести равновесие между тем, что хорошо для других людей, и тем, что хорошо для нее самой. Сталкиваясь с моральными дилеммами, женщины и мужчины одинаково способны думать в терминах абстрактных идей справедливости или в терминах заботы о благополучии других людей. Однако при этом рассуждения мужчин большее ориентированы на первое, а рассуждения женщин — на второе. Работа К. Джиллиган породила всплеск интереса к половым различиям в нравственном развитии человека.

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

- основное положение исходя из которого изучается предмет, явление

Принципы

1. объективность – достижение максимально об-х рез-в в исследовании

2. принцип научности - использование научно-подтвержденных достоверных данных

3. синергичность – систематичность и последовательность

4. индивд подход – учитывание личноытсных особ

5. целостность – исслед д б проведено компелксно

6. генетический – анализ условий происхождения изучаемого псих явл

7. гуманизация – щадящее бережное отношение к психике

8. герменевтич – понимание, интерпритация объекта исследования

9. детерминизма – принцип причинной обусловленности

 

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ.

Исследователи (Дарвин, прейер, тэн, перэ) прослеживали инд развитие соб-х детей, стремились фиксировать реальный ход дет развития в ест условиях. «дневник развития реб»

Длит систематическ наблюдение за одним и тем же реб-м, ежедневная регистрация поведения, доскональое знание всей истории развития ребенкаблизость к реб, хороший эмоциональй контакт.

Басовым М.Я, была разработана система об наблюдении- основного метода дет психологии. Он подчеркивал знач естественности и обычности условий наблюдения

Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное. сплошное наблюдение охватывает одновременно многие строны поведения ребенка в теч длит времени

При выборочном фиксир опрде сторона повед реб или повед в опред сит

 

Дарвин наблюдал за выражением эмоций сына. Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассив­ная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психо­логической образованности наблюдателя; высокая вероятность про­пуска психологических фактов, если они новые или слиты с множеством попутных явлений; опасность субъективности при сбо­ре и обработке данных, при интерпретации результатов; невозмож­ность проверки; ограниченное использование математических мето­дов обработки данных.

В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внеш­ние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предме­тами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними пси­хические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторо­жен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться осо­бая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

Периодизация Выготского (критерий – внутреннее, новообразования, которые появляются на каждой стадии впервые - КРИЗИСЫ)

Критический период Стабильный период

1. Кризис новорожденности Младенческий период (1 мес – 1 год)

2. Кризис 1 года Раннее детство (1 – 3 года)

3. Кризис 3х лет Дошкольный возраст (3 – 7 лет)-я сам

4. Кризис 7 лет Школьный возраст (8 – 12 лет) начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

5. Кризис 13 лет Пубертатный возраст (14 – 17 лет)

6. Кризис 17 лет --------------

Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не в абсолютных показателях, а в ее отношении к ребенку, в связи с переживаниями самого ребенка. Понятие «социальная ситуация развития» фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка, т.е. окружающей действительности и мотивационно-потребностной сферы.

Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных