Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






с 1 по 4 апреля 2016 года

II Международный фестиваль-конкурс

«КРЫЛАТЫЙ БАРС»

Международный проект творческого и личностного развития

детей и молодёжи «Дети XXI века»)

Путевые заметки. Казань.

с 1 по 4 апреля 2016 года

Всё… Едем! Чемоданы собраны. Куклы с реквизитом тоже бережно упакованы. Казань ждёт! Никогда не была в этом городе. Говорят, там красиво и чисто. Когда ещё в декабре Елена Викторовна (Е.В.Заикина - руководитель ЦДТ «Логос») предложила поехать на Международный фестиваль, я весьма смело и даже радостно согласилась, но чем ближе была дата отъезда, тем больше становилось как-то неспокойно. Десять человек детей, да так далеко! В Казани гораздо холоднее, чем в Москве - только бы никто не простудился, не отравился, не потерялся... Ох, стоим на вокзале. Все собрались. Мы с мужем и сыном приехали самые последние. Дети стали названивать: «Оксана Вячеславовна, а мы уже здесь. А Вы где?» Здесь, конечно, на вокзале, просто заблудились. Ещё бы – столько дверей! Только нужную, ту самую, не так-то просто найти. Пять минут опоздания в таком предприятии – огромный повод для волнения. Муж предложил спокойно тащиться в пробке - до поезда ещё полтора часа! Но я, представив бесконечные звонки и упрёки уже собравшихся на вокзале детей и родителей, решительно настояла выйти из автобуса и пойти до метро пешком, несмотря на дождь, который вдруг начался как раз перед самым нашим выходом. И хотя считается, что дождь в дорогу – хорошая примета, волнение моё вовсе не исчезло, а наоборот усилилось. Стало совсем грустно…

Вот они, и дети, и Маринка (М.С.Петрунина – педагог дополнительного образования, моя верная помощница), и родители. Все улыбаются, но чувствую, тревога нарастает и накрывает нас всех словно противное душное покрывало. Дети притихшие. Родители тоже. Раздаём специально сшитые для нас жёлтые платки-галстуки, чтобы на куртку надели. Один лишний. Нет, не лишний - ребёнка одного нет! Ищем. Кричу: «Кого нет?» Все занялись выяснениями пропавшей личности. Починкова! Наташа Починкова! Чувствую, лопну сейчас, прямо здесь – началось! Минута показалась, как принято говорить, вечностью. Вот она, Наташка, «просто отошла поговорить с Еленой Владимировной» (Е.В.Добролюбова – руководитель Театральной студии «Альфа»). И ругать-то не за что. Просто отошла … Что здесь такого? Я сдуваюсь, фу… очень терпеливо объясняю, что предупредить – это добрый и по-христиански великий поступок, особенно по отношению к нам, педагогам. Наташка виновато улыбается и обещает. Да-да, то ли ещё будет, ой…

Неуклюжей вереницей двигаемся к поезду. Главное, посчитать наш театральный скарб. Один, два… должно быть шесть авосек. Ага, всё на месте. Зашли в поезд. Толкотня, я с ужасом пытаюсь посчитать не детей, нет… Опять наши авоськи! Как будто родители могут по ошибке забрать огромный чемодан с куклами или плетёный ящик, тоже совсем не маленький. Но смеяться над собой не хватает духу. В окнах поезда ещё более встревоженные, но всё-таки улыбающиеся родители машут руками, что-то говорят, желают… Вдруг поезд тяжело скрежетнул. Всё покачнулось - тронулись. Вижу у некоторых слёзы. О-о, только не это! Срочно начинаем с Мариной Семёновной распоряжаться. Помогаем убрать вещи, достать тапки. Опять считаю театральный скарб. Маринка уже просто давится надо мной от смеха. Пристраиваем его на третьи полки. Не забыть бы! Для этого распределяем сразу для выхода - кто что несёт завтра утром из поезда. Раздали бельё. Проводник оказался замечательным дядькой: «Надеюсь, всё без ошибок?..» и проверил только школьные справки – на этом закончились мучения с документами, за которые отвечаю головой всю поездку. Ну и за детей, конечно. В купе суета. Все стелятся, чтобы всё было чисто и можно было скорее приступить к долгожданной бесконечной и ни с чем несравнимой по вкусу дорожной трапезе. Запахло копчёной колбаской, свежим огурчиком, ароматным чаем. Между блюдами, коих оказалось, несмотря на нашу мольбу, собрано сердобольными родителями неисчислимое количество, дети без устали осваивали верхние пространства поезда, практически без перерыва перемещаясь из купе в купе. Посчитать их было уже невозможно. И уже казалось невероятным собрать все раскиданные вещи, рюкзаки, термокружки и ложки, штаны, кофты, опять же чемоданы и авоськи!.. завтра утром. Ох… Маринка садится рядом. Едем! Мерно стучат колёса, хотя говорят, они уже не стучат - какие-то новые бесконечные рельсы придумали… Пьём чай. Кажется, отдыхаю. Начинаю думать о фестивале. «Крылатый барс» - странное название. Вспоминаются ироничные улыбки родителей. Я тоже не знаю, почему «барс»?! Это же дикая кошка! И почему она крылатая?..

Ночью невозможная духота. Проводник открывает нам окно. На остановках проветриваем. Дети успокаиваются и, наконец-то, ложатся. Кондиционер решили не включать. «Всех детёнышей простудим», - проводник на редкость внимательный. Я судорожно соглашаюсь – не дай Бог! Засыпаю. Но тут же вскакиваю. Как-то зябко. Кондиционер всё-таки ненадолго включили. Накрываю всех одеялами, которые надо каким-то образом достать с третьих полок и не свалиться. Никогда не думала, что смогу так ловко это сделать и никого не разбудить. Пока я удивлялась сама себе, наступило время подъёма. Все сонные, заторможенные, но кое-как собрались, даже чай попили с остатками вчерашней еды. Везде порядок. Авоськи распределены. Но с таким трудом добытого спокойствия как не бывало: как рассвело, с Маринкой в ужасе обнаруживаем, что за окнами поезда снег по колено и абсолютно замёрзшая Волга! А у наших детей даже шапки не у всех есть!

Приехали. Всего восемь минут, чтобы выбраться со своими вещами и очень дорогим сердцу театральным скарбом. Кое-как выходим. Без суеты не обошлось - кто-то, естественно, застрял. Стоим, ждём на платформе. Казань встретила нас хмурым, сердитым утром. Слава Богу, дождя нет. И не так уж холодно. Наконец-то, двинулись. Нам сказали, что мы едем в автобусе с оранжевыми галстуками – это наш Фольклорный ансамбль «Жар-Птица» и Театральный коллектив «Альфа». Спускаемся в подземный переход по узкой горочке… вниз, налево и опять вниз, налево и опять вниз… Настоящее шествие гномов под мерный гул чемоданных колёсиков. Мне стало казаться, что сейчас дойдём до пещеры, в которой эти не всегда симпатичные карлики добывают драгоценные камни. Но до пещеры, видимо, дойти не судьба. Нас ждёт автобус для экскурсии. Не успели мы погрузить вещи и сесть в автобус, как пошёл дождь. Эх… Этого следовало ожидать. Дождь… к удаче…

Тронулись. Потянулись панельные дома. «Как в Москве…» - мелькнула мысль. Экскурсовод говорит в микрофон. Ничего не понятно… или мы не слушаем? Дети, по-моему, заснули. Тихие, даже куртки не сняли. Выйдут на улицу – замёрзнут. Да и, честно говоря, выходить-то никуда не хочется. Но придётся. Вдруг… Боже мой, за окнами появились старинные особнячки, улицы даже не улицы, нет, улочки… на холмах - то в горку, то с горки! И всё университеты, храмы, потом опять университеты, опять храмы… Как-то неожиданно дивно открылся старинный, буквально сказочный город. Белокаменный кремль, золотые купола Благовещенского собора, ярко голубой купол и нарядные минареты мечети. Наконец, подъезжаем к Крестовоздвиженскому храму Казанского Богородичного монастыря. Сначала идём с Месту обретения Иконы Казанской Божьей Матери. Ступенечки, кованная арочка с памятной надписью, украшенная узорами… Чувствую себя как-то необычно. Да, я знаю, что после пожара в Казани девятилетней девочке Матроне приснился удивительный сон… будто сама Богородица говорит ей, что на пожарище надо откопать чудотворный образ Её. Так чудесным образом в этом городе была обретена эта икона. Сколько чудес… Да… «дивны дела Твои, Господи!» Внимательно вслушиваюсь в рассказ экскурсовода – к сожалению, не запомнила её имени – и понимаю, как она увлечена тем, о чём говорит, начинаю чувствовать её любовь к своему городу, и тоже чувствую, что люблю, уже люблю этот город… В храме подходим к чудотворной Иконе Казанской Божией Матери. От растерянности не знаю, что просить. Только благодарю, что мы здесь… А-а, ну конечно, прошу, чтобы с детьми всё было благополучно – это уже на выходе сообразила… Покупаю детям по свечечке. Все поставили? Выходим. Наконец-то, мне стало радостно, и даже спокойно. Дальше всё было удивительно, если не считать того, что замёрзли в Кремле – ветер, мелкий снег, дождь, дети плохо одеты. Катюшка вообще без шапки, в тоненьком плащике – как собиралась?! Ведь предупреждали! Меня вновь охватывает беспокойство и я протискиваюсь к экскурсоводу, которой не страшны никакие погодные условия, чтобы успеть нам рассказать всю историю не только каждого здания в Кремле, но и всей Казани, и прошу её, чтобы мы побыстрее зашли в собор - дети замёрзли, а им завтра выступать! В мечети Кул-Шариф, (главная мечеть – воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства) мы уже грелись, но честно говоря, меня тянуло в родной православный храм, где очень надеялась на очередное избавление от отвратительно гнетущей тревоги – носы холодные, руки ледяные, Маринка в ужасе… Благовещенский собор старинный, 16 века, торжественно горят свечи, которые, так же как и мы сейчас, возжегали несколько веков назад наши предки… Пишу записки с именами детей: «Господи, только бы никто не заболел!»

На ходу выслушав про башню Сююмбике, выходим через огромные, мощные, старинные-старинные ворота – вот это да! – и буквально бежим в автобус. Всё, тепло! Дети, словно нахохлившиеся от мороза птенцы, втянули головы в куртки и затихли. Едем в гостиницу.

Номера оказались уютными, с занавесями и покрывалами цвета бордо. У нас в номере, правда, темновато. Окна выходят во внутренний крытый дворик, поэтому хорошенько не проветришь. Но это ничего… Зато так необычно – словно мы гостим в некоем дворянском испанском доме с зимним садом, каменными дорожками и уютными скамеечками! Но детей туда без присмотра пока не пустила, стойко выдержав их убедительные доводы об обязательном детском отдыхе в нестандартной обстановке. Надо освоиться, тем более, что Маринка весьма тонко намекнула, что меня поселили далековато от основной части наших гавриков, и она может за ними не углядеть. Обещаю, что буду рядом. А куда я денусь? Дети оживлённо устраиваются, ходят друг к другу в гости. Правда, пришлось пережить некоторые переселения – кто-то с кем-то не хотел рядом спать… Но всё быстро устроилось. Успокоилась… Но не тут-то было! «Покой нам только снится» - я давно поняла, что это сказал очень мудрый человек, который если и не был педагогом, то уж точно имел опыт в педагогике. Соня с Полиной помыли головы, и это после такого грандиозного промерзания! А ведь Сонька ещё и на горло жаловалась! О Господи, мне стали представляться ужасные картины безголосого или осипшего Маленького принца! А мы столько времени с Сонькой искали его голос! На первом спектакле в Рождество насчитали аж семь оттенков! Это вообще-то не Сонина роль. Но она шила костюм для него: голубую с золотом курточку, голубые бархатные штанишки и такие же башмачки. Именно ей я доверила это ответственнейшее дело. Соня вместе с Сашей ходят ещё и в Мастерскую кукол. Она неплохо справилась, но и сразу заявила, что теперь Маленького принца никому не отдаст, так как в создании этой куклы приняла самое непосредственное участие. И всё! Началась очень творческая работа по созданию образа нашего Маленького принца, его пластики, его передвижений, его голоса и дикции, с чем особенно творчески пришлось поработать. Сонька не ныла, не капризничала, работала дома, говорила по слогам весь текст, проговаривала каждый звук, ловила интонации, отрабатывала движения, оттачивая жесты, повороты… Да, ещё раз убедилась, что просто желание делает чудеса… А теперь вот помытая голова… И замены нет! И текст большой, и работа с куклой огромная. Но эвкалиптовые таблетки, мудро прихваченные мной, сделали своё чудодейственное дело, да славится имя их создателя! - голос сохранился.

После обеда отдых. Потом надо репетировать – завтра конкурсное выступление. Зала нет. Решаем начать репетировать у девчонок в самой большой комнате. Сил нет. Настроения тоже. Не могу себя настроить на работу. Дети всё это чувствуют – тоже успели расслабиться. Хорошо, что с нами поехала Тамара Семеновна Петрова (актриса ГАЦТК имени С.В.Образцова), вот у кого были и силы, и азарт, и интерес! Работа закипела. В номере места оказалось мало, пошли в холл – если небольшое пространство перед лифтом, можно так назвать – на самом проходе отрабатывали, как это у нас называется, технически и без музыки все сложные места. С музыкой уже оказались на сцене во время выступления. Честно говоря, моё упущение, я даже не подумала о репетиции и не запаслась скачанными в телефон записями фонограмм. «Боевые условия – пусть привыкают» - успокоила я Маринку, а сама… Опять трепыхаюсь. Оправдать надежды… Это всегда очень волнительно и ответственно и требует максимального напряжения, внутренней собранности, даже во сне нельзя расслабляться. И детей умудриться продержать «в кулаке» с особым внутренним настроем и в то же время создать доброжелательную спокойную атмосферу до самого выхода на сцену. Хорошо, что выступаем до обеда, правда, номера у нас: «58, 63, 69, 74»… Дожить бы!

Вечером с Мариной Семеновной пытаемся сосредоточиться и собрать весь наш скарб по списку: прежде всего, конечно, куклы и реквизит для двух спектаклей и сольных номеров Катюши. Она у нас ветеран сцены, служит в театре восемь лет! Одна уже осталась, кто видел спектакли Денникова… Да, остальные разлетелись… Ладно, философствовать потом – надо сосредоточиться – не дай Бог, что-нибудь забыть. Считаем чёрные гимнастические купальники и чёрные шифоновые юбочки, в которых выступают девчонки, запасные чёрные колготки – мало ли что: забудут, порвут… Кроме этого шпильки, заколки – на сцену только с одинаково аккуратно убранными волосами, а так же иголки, нитки, скотч, ножницы… Димкины чёрные брюки и чёрную водолазку для «Цветка на земле». Там он работает с довольно большой и тяжёлой планшетной куклой Деда. Спектакль посвящён 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и создан по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова. И синюю рубашку для Антуана из «Маленького принца» - у нас ведущий не лётчик, как в сказке Экзюпери, а мальчишка-художник, оказавшийся в одиночестве среди людей словно в пустыне, поэтому старый чердак стал его излюбленным местом, где ему никто не мешает рисовать всё что хочется и мечтать о друге, который бы его понимал… Поэтому свой спектакль мы назвали «Фантазии о Маленьком принце. Прикосновение к сказке…»

Вечером «Летучка» для педагогов в Зимнем саду. Обсуждение порядка выступлений, проверка фонограмм. Но самое главное, Ирина Оверина объяснила, что «Крылатый барс» - символ Татарстана, а. символ фестиваля - трёхцветный, по цвету флага республики Татарстан, Крылатый барс. Вот почему… Мне стало как-то спокойно, даже радостно. Она раздала значки с символом и сказала, что именно этот барс приносит удачу! Благоговейно приколов значок к своей кофточке, я покинула Зимний сад, вооружившись уверенностью, что всё будет хорошо.

Утром подъём половина седьмого. Завтрак в семь. И выход в половине восьмого. Время репетиций на сцене строго рассчитано. Но с завтраком задержались и время ушло. Нас выпускают на сцену лишь на три минуты, успеваем поставить точки для плетёного ящика и мольберта в «Маленьком принце…» и для памятников, которые превращаются в финале в журавлей в «Цветке на земле» под песню «Журавли» Яна Френкеля, которую исполняет Андрей Денников, режиссёр и актёр ГАЦТК имени С.В.Образцова. Эту запись сделали как-то с концерта на мобильный телефон. Запись привёл в порядок мой старший ребёнок, чтобы она звучала более-менее прилично. Именно эта запись очень дорога. Как Андрей исполнял «Журавлей»… невозможно передать словами. Кроме огромного количества мощнейших спектаклей в театре, он создавал пронзительнейшие концерты ко Дню Победы, Есенинские вечера в селе Константиново, Творческие встречи, и даже встречался с моими ребятами. Удивительно, но в 2008 году предельно занятой он нашел время, чтобы принять нас и посмотреть наши абсолютно неумелые опыты, что-то посоветовать, направить, помочь… Потом четыре года спустя уже тяжело больной нашёл силы приехать к нам, в ЦДТ «Логос», чтобы тоже что-то посоветовать, поддержать и порадоваться нашему пусть несовершенному, но очень искреннему творчеству. Да, тогда была последняя встреча с ним, последний разговор. Больше увидеться нам не пришлось… Поэтому «Журавли» так дороги… Эта песня не раз звучала и после легендарного спектакля «Исповедь хулигана», который потряс в своё время и наших любимых народных артистов: и Николая Бурляева, и Веру Васильеву, и Валентину Теличкину, и театрального историка Бориса Поюровского. После этого трёхчасового грандиозного моноспектакля Андрей обязательно пел, а на 9 мая – «Журавлей». Зал замирал… потому что происходило нечто такое, о чём не говорят, о чём только плачут и хранят где-то очень глубоко, чтобы подольше согревало, и возникала воистину небесная радость, и слов, чтобы описать это не существует! Да, именно Андрею Сергеевичу Денникову мы обязаны созданием нашего маленького театра. Однажды увидев спектакль «Маленькие трагедии» и кукольного, маленького Моцарта, просто сшитого из ткани без всяких механизмов и приспособлений, его ангельски прекрасное личико, огромные голубые глаза, а главное, его длинные тряпичные, но абсолютно живые пальцы, чудесным образом бегающие по клавишам и извлекающие истинно живой звук! А клавиш-то на самом деле и не было… ибо фортепиано представляло собой всего лишь обычную коробку, покрытую чёрным бархатом… Поверить в такое былоневозможно! Но мы верили… и его куклы жили, они дышали, танцевали, пели, любили и ненавидели, радовались, мечтали и грустили… А главное, они несли в себе Слово, которое вкладывалось в наши сердца удивительно бережно, нежно, для каждого индивидуально, по силам, сколько именно ты сможешь принять и понять… После увиденного я больше не размышляла, чем мне заняться с детьми – только планшетными куклами! Начинали, можно сказать, с нуля, «изобретали велосипед», в результате прошли от сложного к простому – чем проще и мягче кукла, тем больше возможностей её оживить, а значит, работа интересней!

Выступили хорошо. Я была довольна. Дети сделали всё, что умели и на что были способны в тот момент. Нам ничего не помешало, если не считать, что перед выступлением почти совсем не репетировали на сцене. Да, и того, что Сашенька перед выступлением разрыдалась: «Я боюсь!..» Только этого ещё не хватало – у Сашки центральная роль Розы. Она такая хрупкая девочка, но жалеть перед выходом на сцену нельзя. Пришлось изображать из себя идеал спокойствия: «Ты же столько раз её играла, Сашка!» Объятия, поцелуй… О, Аня в уголке на стульчике приютилась. Тихая такая, мне это решительно не нравилось - Анюта с утра заскучала по дому и была не в духе, что грозило работой не в полную силу. Мы с Маринкой окружили её любовью и заботой в разумных пределах, естественно, и следили, чтобы её никто не раздражал. Перед самым выступлением я решилась на смелый педагогический эксперимент – направила Аню поддержать рыдающую Сашку, и весьма довольная собой отправилась в противоположные кулисы осматривать других своих актёров. После выступления Маринка вместе с другими впечатлениями, с ужасом рассказала, что перед самым выходом Анюта что-то сказанула и без того расстроенной Сашке, что та ещё больше зарыдала… «Я просто не знала, что делать!» - разводила руками Маринка.Пришлось признаваться, кто всё придумал… И «Журавли» всё-таки не получились, как мечталось. Аделина встала немного не там, где надо – опыта ещё сценического мало, поэтому внимание собирать не умеет - у Наташи её журавлик съехал с руки, она задержалась, и Аня не сохранила расстояние между своим журавликом и Наташкиным. Было обидно, но по сравнению с тем, как всё благополучно прошло, особенно «Маленький принц…», особенно Сашкина Роза … это было уже не так важно. Только бы Катюшка собралась и выдала всё, что умеет. У неё - «Русский танец» из номера, посвящённого Светлой памяти великой русской балерины Екатерины Максимовой и «Живое сердце», посвящённое Светлой памяти Андрея Денникова…

Ещё перед обедом Елена Викторовна таинственно сообщила, что нашего «Маленького принца…» хотят видеть на Гала-концерте. Надо было сократить наш десятиминутный отрывок до трёх минут, чтобы остались сцены с Розой и Лисом. Я, честно говоря, расслабилась, и ещё не могла воспринять важность сей новости. Мы спокойно обедали, никуда не торопились, что доставляло нам огромное удовольствие. Если выбрали на Гала-концерт, значит, мы произвели какое-то впечатление! И всё же мне не верилось - мы такие маленькие, тихие и немногочисленные по сравнению с нарядными яркими мощными хореографическими ансамблями или звонкими голосистыми хорами. Я решила не думать ни о чём до завтрашнего утра.

Отдыхаем. Вечером пошли гулять. Мелкий, до довольно сильный дождь, ветер выворачивает зонты наизнанку, но уютная атмосфера старинных особняков, исторических зданий и величественных храмов, памятных мест этого легендарного города, удачное выступление, радостные физиономии детей - всё это как-то подбадривало и давало силы с несказанным любопытством глазеть по сторонам, наталкиваясь друг на друга и на встречных прохожих, приходя в восхищение буквально от всего! Дети не пропустили ни одного сувенирного магазина, и в результате мы обзавелись целой компанией толстых котов рыжей, серой и даже чёрной масти, с вышитой на пузе сокроментарной фразой: «Мяу из Казани». Каждый из котов получил своё имя, а некоторые даже отчество и фамилию. Мы с Маринкой блаженно улыбались, не хотелось ни говорить, ни вспоминать… Хотя вспомнить было что. Бурятский танец «Бурхан» ансамбля народного танца «Россияночка» не просто потряс, мы смотрели не отрываясь, словно заворожённые! Красота, своеобычность, сложность изысканного рисунка, лёгкость бабочек и грациозность кошек. Говорящие руки, гибкие спины, сияющие глаза… и костюмы, сказочно-нарядные, напоминающие одежды буддийских богов. Они тоже попали в Гала-концерт! А ещё запомнилась семнадцатилетняя девочка Яна Нургалиева из Уфы. Она читала отрывок из книги Людмилы Гурченко «Люся, стоп!». Читала свободно, самозабвенно, взяла зал с лёгкостью и держала все семь минут своего выступления. Правда, немного устала к концу, но закончила прекрасно, энергично, пронзительно… Здорово, просто молодец! И мальчишка Ислам Шайдуллин из города Кукмор. В свои семь лет держится на сцене свободно, читает на разные голоса, юморит. Только бы не испортили своим вниманием, не захвалили бы!

В отель вернулись довольные, счастливые. Дети быстро угомонились, тем более кое-кто чувствовали себя не очень хорошо. Расслабились, и простуда, подло дождавшись подходящего момента, решительно напала. Весь вечер довольно уверенно воевали и, похоже, победили. Опять же эвкалиптовые таблеточки взяли на себя основной удар!

Утром можно было встать на завтрак позже, никуда не торопиться, спокойно выбирать себе меню, потом пойти погулять. Днём Казань открылась совсем по-другому. Тем более, что дождя и ветра не было, и погода обещала исправиться. Дети при свете увидели гораздо больше сувенирных лавочек. Опять?! Только я хотела возмутиться, Маринка возразила: «Оставь их в покое, они такие довольные!» Действительно, пусть покупают. Правда, когда дети шумной компанией вваливались в очередной магазинчик, всё сразу начинало пищать, говорить, петь, мяукать, звенеть, и продавцам приходилось мгновенно активизироваться и вставать на защиту своего товара, потому что мы с Маринкой не успевали проследить все молниеносные действия рук наших юных кукольников. Слава Богу, ничего не разбили, не уронили, зато коты приобрели множество всяких аксессуаров.

Перед тем, как собираться на обед, отрепетировали сокращённый отрывок «Маленького принца…», собрали кукол, реквизит, костюмы и двинулись к театру. Только теперь, на второй день конкурса смогли рассмотреть здание, в котором выступали. Мы шли пешком, не спеша, и поэтому внимательно ещё издалека любовались огромным сказочным замком с разноцветными башенками, узорчатыми часами и двумя жар-птицами на фасаде. Это был Татарский государственный театр кукол «Экият». Мы, конечно, знали об этом заранее и смотрели в интернете картинки, но реальность воистину впечатляет. Правда, нам опять было некогда походить вокруг театра и всё рассмотреть - надо было спешить готовиться к выступлению, чтобы оправдать надежды. Это, пожалуй, ещё сложнее, чем заявить о себе. Тем более, что из огромного количества конкурсных номеров выбрано было всего шестнадцать, и мы в том числе! О-о, понимают ли дети всю ответственность произошедшего? Опять начинаю трепыхаться. Но у нас впереди экскурсия в Музей театра кукол, заказанная заранее нашей Еленой Викторовной. Быть в театре кукол и не побывать в нём ребятам, занимающимся искусством театра кукол – великое упущение. Тем более, что без экскурсии в театр не попасть – мы выступали в Концертном зале детского центра «Экият» на первом этаже и пройти в театр просто так было невозможно. Когда мы обедали, Елена Викторовна сообщила мне по телефону о каких-то изменениях в программе посещения музея. Я ничего не поняла, и сама Елена Викторовна тоже не очень всё поняла. Но потом выяснилось, что для нашего маленького театра специально директор фестиваля Ирина Оверина договорилась об особой экскурсии по театру с заходом за кулисы, на сцену, в мастерские и совершенно бесплатной экскурсией по Музею кукол! Это было потрясающе. Тем более, что водил нас по театру народный артист Республики Татарстан Александр Порфирьевич Карпеев в сопровождении члена жюри Дмитрия Владимировича Пивоварова, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, руководителя отдела культуры «Эфир» и т.д. Об этом мы узнали потом, а пока, открыв рот, любовались красотами замка-театра, восседали на королевских золочёных скамьях-тронах, подглядывали за репетицией, играли с ростовыми куклами, узнавали тайны создания их, кое-что брали на заметку, в Музее рассматривали кукол-ветеранов, и лично общались с ними - тростевыми, перчаточными, планшетными… Я чувствовала, что словно кто-то сопровождает нас, мы незаслуженно обласканы и одарены незабываемыми дарами. Мне не верилось, что всё будет благополучно, и я твёрдо решила не расслабляться. Но мы ещё не знали тогда, что время подарков только начиналось!

После экскурсии мы обменялись электронными адресами, обещались дружить театрами. Было удивительно радостно на душе, пока я не вспомнила, что через час начинается Гала-концерт. А у нас дети не чёсаны, не одеты, не настроены и не отрепетированы! Поэтому на «Круглый стол» я пойти не смогла. Елена Викторовна сказала, чтобы я ни о чём не волновалась и спокойно репетировала. Ура! Перед Гала-концертом Елена Викторовна радостно поведала мне, что Пивоваров очень хвалил коллективы нашего центра детского творчества и кукольный театр тоже. Его потряс наш репертуар – Экзюпери и Платонов.

Начался Гала-концерт. Сашулька немного оробела, потому что отрывок начинался в этот раз прямо с неё. Но Анютин Лис был неподражаем! Он осторожничал, убегал и прятался от Маленького принца, дрожал от осторожного прикосновения кукольной ладошки его, несказанно радовался своему новому другу, которому успел открыть всю мудрость человеческих взаимоотношений! И на миг показалось, что в его огромных кукольных чёрных глазах блеснула слеза… После выступления Маринка с восторгом рассказала: «Представляешь, стоим в кулисах, слышим, что Сашенька говорит как-то неуверенно… И вдруг Анька: «Сейчас мы всё исправим!» и вылетела на сцену! Ты видела, какой был её Лис?»

Уф, можно выдохнуть. Не всё прошло гладко, говорили тиховато – микрофоны всё-таки не успели поставить… я никак не могла успокоиться. Но Гала-концерт буквально захватил меня своей мощной жизнерадостной энергией. Самые сильные, самые трогательные и пронзительные, самые-самые…. И наш легендарный фольклорный ансамбль «Жар-прица»! Где бы они ни выступали - всегда на высшем уровне! Когда они выходят на сцену, будто всё освещается вокруг словно в пасмурный день вдруг выглянуло солнышко, и тепло солнечного света, его нежность и сила согревают, и чувствуешь, как забываются все проблемы, вся эта ненужная суета и трепыхания… вот главное, необходимое, вечное… Искренняя радость, задор, смелость, даже дерзновенность и в то же время сокровенность и нежность… и всё это вместе с самым настоящим взрослым профессионализмом! Диву даёшься, как детям удаётся так удивительно точно и проникновенно исполнить народную песню! И даже если особо не интересовался раньше фольклором, не сможешь остаться равнодушным, не сможешь не откликнуться и не принять в себя эти Свет, и Любовь, и Тепло… Я не раз наблюдала, как Луиза (Л.Р.Имангулова - руководитель фольклорного ансамбля) разогревала ребят перед выступлением. Строгость, предельная собранность, внутренний настрой, аккуратность и культура во всем. И никаких трепыханий! Поэтому и результат везде один – здорово!

Началось награждение. Ирина Оверина поздравила всех с окончанием фестиваля, выразила свою благодарность всем, творческим коллективам, объявила, что в конце вечера никто не расходится, что на улице будет сюрприз для всех и напоследок как-то угрожающе сказала, что не завидует тем, кто получит Гран при, ведь уровень надо постоянно подтверждать! Да, во мне всё, почему-то содрогнулось: «И это правда!» Всех детей пригласили на сцену. Наградили участников, дипломатов, перешли к лауреатам. Назвали Катюшку. Лауреат Первой степени. Ура! Мы были несказанно рады за неё! Она столько трудится, искренне серьёзно относится к работе, а главное, любит работать с куклой. Слёзы на «Живом сердце» возникают даже когда смотришь просто запись этого номера… Почему? Объяснить невозможно… Она рассказала, что мечтает доучиться в школе и вернуться в Казань, чтобы стать актрисой этого театра и работать с куклами.

Лауреаты кончились! Я не верила своим ушам: «Неужели… Господи! Неужели нам дадут Гран при? Этого не может быть! Мы не заслужили! Бедные мои дети там на сцене. Они наверняка думают, что они ничего не получили. Участие в Гала-концерте им ничего не говорит…

Кубков было пять. Нам достался третий! Что тут началось! Это трудно описать – мои дети от полного разочарования вдруг испытали такую неуёмную радость, которую они даже и не пытались сдержать, они обнимались, плакали, хохотали. Маринка вытирала слёзы, мы обнимались все вместе и по отдельности. Фотографировались с кубком! Каждый хотел подержать его в своих руках… Да, давно я так не радовалась… Вот это да! Пошла поздравить Луизу – они тоже получили Гран при! А там и Лена Добролюбова улыбается, обнимает крепко - от этого ещё радостней, и Елена Викторовна радостная, довольная, гордая своими детьми-педагогами! Ещё бы – два Гран при наш «Логос» привезёт в Москву!

Юные актёры театральной студии «Альфа» показывали на фестивале замечательный спектакль «Голос Ангела» - современная история о том, как мы часто не принимаем того, что нам нужно в данный момент... И ребята играли достойно. Но неприятности начались ещё в Москве. Заболел исполнитель главной роли, да ещё ветрянкой! Тут уж ничего не сделаешь – ехать нельзя. Это самый страшный сон, по-моему, для всех детских театральных коллективов! Особенно, когда ребёнка невозможно заменить – дети не профессиональные артисты, и то, что они делают на сцене – всегда неповторимо. Действительно, заменить ребёнка, исполняющего главную роль, чрезвычайно сложно! Да и времени одинаково подготовить два равных состава не хватает… А Лена (Елена Владимировна Добролюбова) улыбается и радуется за всех нас!

Потихоньку собрали свой скарб. Я даже не помню, как это было. Помню, что кубок бережно завернули в ткань, словно малыша – дети так его потом и называли: «Малыша не забыли? Где наш малыш? Кто малыша несёт?»

Потом гуляли на верхней площадке около входа в сам театр. Наконец-то, нам удалось туда забраться! Ещё в Москве мы видели на фотографиях и немного сомневались – перед театром стоит… Маленький принц!? Я не могла поверить своим глазам - Маленький принц в курточке и в штанишках, с шарфиком округ шеи, словно отрывался от земли, подняв руки вверх и устремив свой взгляд к небу… Дети радостно носились вокруг него, фотографировались, смеялись, и тогда, в тот момент, были настолько красивы, будто их никогда не касалось ничего нечистого, злого… О, как бы мне хотелось остановить мгновение, и не возвращать их в современную реальность с доступным интернетом и распущенным телевидением…

А потом был салют, пышный, праздничный… Его цветные букеты распускались мерцающими брызгами над спящей Казанью, и уже без слёз на это праздничное торжество смотреть было невозможно…

В отеле нас продолжали поздравлять. Мы праздновали победу чаем и всем, что у кого нашлось – сушками, печенюшками, конфетками… это было не важно. Главное, что нам вместе было хорошо! К нам зашла Марина Грушина – руководитель Хореографической студии «Магия плюс». Студия удивительная. Они объездили столько стран, и везде получали высокие награды. Руководителем была тогда Надежда Михайловна Наркевичус. Она вместе со своим супругом организовала коллектив, и зал хореографический, можно сказать, собственными руками построила. А балет «Аэропорт» (постановка хореографа А.Васильевой), посвящённый теракту в аэропорту «Домодедово», стал, по моему, вершиной творчества этого коллектива. Балет о том, как люди похожи друг на друга, когда они спешат, нагруженные чемоданами по своим делам, по свои маршрутам и даже не замечают друг друга. А когда погибают, за каждой жизнью открывается глубоко индивидуальная, своя история, своя трагедия… Сейчас Надежда Михайловна уехала, и студия разбилась на группы, в которых успешно преподают её выпускники. Марина Грушина из их числа. На этот фестиваль она привезла своих маленьких воспитанников. И они уже завоевали звание Лауреатов Второй степени! Молодцы! А Марина в паре с Тихоном Васильевым - тоже выпускником - вновь исполнили дуэт «Влюблённые» из нашего любимого балета «Аэропорт».

На следующий день сказочный сон продолжался. Не думала, что я ещё способна была что-то воспринимать. Но… городок Свияжск не забудется. Крохотный, меньше и безлюдней любой нашей деревеньки. Но на таком малом пространстве два монастыря и несколько храмов! И чудный экскурсовод Галина Николаевна – фамилию, как всегда не сообразила узнать – так задушевно, вкрадчиво рассказывала, именно, для детей, по иконам и фрескам основные события Священной истории, что не захочешь слушать – заслушаешься. А мы хотели! Очень хотели всё впитать, запомнить, вдохнуть побольше целительного воздуха этого многострадального теперь уже полуострова… Успенский монастырь, превращённый в 30-е годы в тюрьму для политзаключённых, жуткие истории с расстрелами и попытками утопить следы кровавых преступлений… и очень трогательный, удивительно скромный памятник замученным невинным жертвам: за тюремной решёткой лицо в очках – символ интеллигента, и его рука, сквозь железные прутья выпускает взлетающего в небо голубя… И почему-то появляются слёзы, и не можешь оторваться от этого в сущности, простого памятника. Почему?.. Потом тюрьма превратилась в психлечебницу… Всё разваливалось, люди уходили, переселялись. Здесь и сегодня пустынно. Но Успенский монастырь, Слава Богу, восстанавливается и действует, всё возрождается. А красота какая кругом! Огромные холмы, полноводная река Свияга, и дышится легко-легко. Жаль так мало погуляли… Дети были притихшие, рассматривали иконы в храмах, кто-то слушал – или нет? Мы их не трогали. Зато потом в поезде, когда мы решили снять на камеру для истории их рассказы о самых запомнившихся моментах поездки, они все как один называли два, видимо действительно самых сильных - вручение премии и Свияжск… Значит, слушали… Вот так-то!

С огромной благодарностью организаторам фестиваля, Оксана Колабская, педагог дополнительного образования ЦДТ «Логос», учащиеся Кукольного театра «В гостях у сказки»

ГБОУ школы № 1466 имени Н.Рушевой.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос к членам жюри: Почему так велика разница в качестве проектов? Какие ошибки чаще всего допускают команды? И почему они повторяются из года в год? | Во глубине сибирских руд…» Александр Пушкин


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных