Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Требования к личностным чертам консультанта.




Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: "открытый", "теплый", "внимательный", "искренний", "гибкий", "терпимый". Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:

· проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. [М. Buber (1961) охарактеризовал этот фактор как интерес к людям в силу их бытия, а не потому, что некоторые из них шизофреники или психопаты];

· чувствительность к установкам и поведению других людей;

· эмоциональная стабильность и объективность;

· способность вызывать доверие других людей;

· уважение прав других людей.

В 1964 г. Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту:

· доверие к людям;

· уважение ценностей другой личности;

· проницательность;

· отсутствие предубеждений;

· самопонимание;

· сознание профессионального долга.

L. Wolberg акцентирует такие особенности: чуткость, объективность (неотождествление себя с клиентами), гибкость, эмпатию и отсутствие собственных серьезных проблем. К особо ВРЕДНЫМ для консультанта чертам он относит авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств.

Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют "ткань" консультирования.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Такой характер отношений с клиентами весьма важен, тем не менее следует принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими.

Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет заранее обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ.

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

 

В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло 1.

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.

Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним – значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке.

Во-вторых, открытость – это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант – это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.

В-третьих, открытость проявляется в том, что консультант показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы. Эмпатия сопутствует открытости, одно без другого существовать практически не может.

Под выражением личной заботы психолога-консультанта о клиенте понимается такое внешнее поведение психолога-консультанта, которое выражается в действиях и словах, демонстрирующих искреннюю заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая забота, однако, также не должна быть чрезмерной. Психологу-консультанту в общении с клиентом не рекомендуется быть слишком эмоциональным человеком, чтобы не оказывать возбуждающего влияния на психологическое состояние клиента.

Доброжелательность – это также важное психологическое качество консультанта. Хотя данное качество коррелирует практически со всеми перечисленными выше качествами личности, однако, оно имеет и свои собственные индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни случилось и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять ровный и, безусловно, доброжелательный стиль общения с ним.

Особое место в практике психологического консультирования занимает так называемое безоценочное отношение психолога- консультанта к клиенту. Поясним, что под этим имеется в виду. Прежде всего – это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Что бы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни испытывал по отношению к нему психолог-консультант, одобряя или не одобряя про себя его поступки, консультанту следует воздерживаться от оценок поступков клиента. Главная его задача состоит в максимально глубоком понимании клиента, его проблемы и в том, чтобы помочь эту проблему решить.

Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивания его проблемы и выработки рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог-консультант и клиент – как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирования. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то консультанту следует продолжить его убеждать и прекратить это делать лишь тогда, когда клиент начнет оказывать явное, труднопреодолимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступить так, как он сам считает нужным.

Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.

Особого внимания заслуживает восьмое качество, определенное Р. Меем как стремление психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а направить их в конструктивное русло. Переживание – это верный признак небезразличного отношения клиента к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а быть может и усилить эту энергию, направив ее в правильное, конструктивное русло.

Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом. Консультант должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранять доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить в слишком близкие, интимные. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то удаляется от него. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все более близким для него человеком, однако как только психолог-консультант почувствует, что следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться от клиента на той дистанции, которая к данному моменту времени образовалась.

Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться со своей проблемой – это особое качество, которое зависит от способности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека. Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на клиента.

 

9. Имидж консультанта: характеристика требований.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных