Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Что предполагает оптимизация психологического консультирования родителей?




Оптимизация консультативного процесса возможна только в том случае, если специалисты ОУ хорошо знают, что собой представляет каждый проблемный ребенок и что со­бой представляет его семья. Понимая это, мы предус­матриваем проведение и первичной, и углубленной диагностики детей, проводим обследование детей и на начальном этапе работы, и на завершающем, составля­ем психологическое заключение по результатам диа­гностики.

Не менее важным считаем изучение конкретных семей, поскольку материалы научных исследований позволяют, на наш взгляд, составить лишь некоторый обобщенный «психологический портрет» семьи, воспи­тывающей ребенка с ограниченными возможностями. А для оказания адресной помощи ребенку, для обеспе­чения взаимопонимания с родителями необходимо увидеть «неповторимое лицо», особый микромир каждой конкретной семьи.

Так как изучение научной литературы поз­волило выявить особую значимость для развития и воспитания ребенка с ОВЗ типа отношения родителей к нему и самочувствия родителей, преобладающего настроения, степени их удовлетворенности жизнью, то именно эти параметры мы и стремимся исследовать в первую очередь. Для изучения типа отношения роди­телей к ребенку используются методы наблюдения, беседы и тестирования родителей. Тестирование осу­ществляется с применением валидной и надежной ме­тодики PARI (parental attitude research instrument - ме­тодика изучения родительских установок), разрабо­танной американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл и в нашей стране адаптированной Т. В. Не-щерет. Самочувствие родителей, преобладающее наст­роение, степень их удовлетворенности жизнью выяв­ляются в ходе специальной диагностической беседы, являющейся частью консультативной встречи. При необходимости беседа дополняется тестированием с помощью теста «Индекс жизненной удовлетвореннос­ти», разработанного американскими учеными, впер­вые опубликованного в 1961 г. и адаптированного Н. В. Паниной в 1993 г.

Представим в свернутом виде результаты изучения 18 семей, воспитывающих детей дошкольного возрас­та с проблемами в развитии, посещающих массовые группы детского сада № 306 Новосибирска. Для боль­шинства таких семей характерны неконструктивные типы отношения к проблемному ребенку: чаще - эмо­циональная отстраненность от ребенка; реже — само­отдача, излишняя концентрация на ребенке. Эмоцио­нальная отстраненность от ребенка представлена в двух вариантах. Первый вариант — излишняя стро­гость и требовательность; второй вариант — предо­ставление ребенку фактически полной свободы в дей­ствиях, бесконтрольность, попустительство. Во всех названных случаях ребенок с ОВЗ оказывается в не­благоприятных условиях семейного воспитания.

Так, например, такой тип отношения к проблемно­му ребенку, как излишняя концентрация на нем, при­водит к тому, что к 5—6 годам ребенок теряет и без то­го слабую способность к мобилизации своих ресурсов в трудных ситуациях, он постоянно ждет помощи от взрослых: дома — от родителей, в детском саду — от педагогов. Следствие такого типа отношения к ребен­ку — трудности социализации, неизбежное усугубле­ние вторичного дефекта. Убеждены, что родители, склонные к гиперопеке, объективно нуждаются в пси­хологической помощи. Важно помочь им понять, что чрезмерная концентрация на ребенке лишает нор­мальной жизни их самих и блокирует процессы само­развития ребенка.

Исследование «индекса жизненной удовлетво­ренности» позволило обнаружить, что ни один из родителей трудных детей, посещающих ДОУ, не удовлетворен своей жизнью в полной мере. Средняя степень удовлетворенности своей жизнью наблюда­ется у 4-х родителей. У остальных участников про­веденного исследования, т. е. у 14 человек, зафикси­рован низкий индекс жизненной удовлетвореннос­ти. Эти родители считают, что жизнь несет им боль­ше разочарований, чем большинству людей, с кото­рыми они знакомы. Они убеждены в том, что многое упустили в своей жизни; отмечают, что с годами ощущают все большую усталость от жизни. Заме­тим, что возраст участников обследования находит­ся в интервале от 24 до 43 лет. 10 мам из 13, соста­вивших данную группу, переживают чувство вины, считают, что совершили в своей жизни много оши­бок, за которые приходится расплачиваться. Для всех 14 респондентов данной группы характерны пессимистический взгляд на жизнь, на свое буду­щее, подавленное состояние.

Результаты данного исследования представляют не столько теоретический, сколько практический ин­терес: 77 % родителей, принявших участие в нашем об­следовании, объективно нуждаются в психоконсуль­тировании и по поводу своего состояния, и по поводу семейного воспитания проблемного ребенка. Заметим, что работать с родителями проблемных детей еще сложнее, чем с самими детьми, поскольку многие про­блемы оказываются запущенными, а неэффективные способы взаимодействия с ребенком — усвоенными на уровне автоматизированных действий. Это обстоя­тельство побудило нас начать искать разнообразные варианты выхода на родителей, имеющих особых де­тей, задолго до поступления ребенка в детский сад. Этот подход дает хорошие результаты: в тех случаях, где удается провести раннюю психодиагностику детей (например, в 8—14 месяцев) и оказать своевременную помощь родителям, направленную на повышение их родительской компетентности, там впоследствии осо­бому ребенку легче адаптироваться в инклюзивной группе детского сада.

Психоконсультирование родителей проблемных детей, посещающих массовые группы детского сада (детей с задержанным развитием различного генеза, с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и т. д.), выстраивается нами как непосредственная работа с родителями, направленная на решение раз­личного рода психологических проблем, связанных с трудностями в супружеских и детско-родительских отношениях, где основным средством воздей­ствия является определенным образом построенная беседа. Перед каждой встречей тщательно продумываются все этапы консультирования, а именно: конкретные приемы установления контак­та; получение информации о психологическом кли­мате в семье; особенности развития ребенка на ран­них этапах и его поведение в разные периоды жизни и в разных ситуациях и т. д.

Во время консультирования считаем особо важ­ным помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспе­чить «запуск» рефлексивного мышления, что позволя­ет понять причины трудностей в развитии и поведе­нии ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент соб­ственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как не­рефлексивное и активное выслушивание, информиро­вание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств. Свою сверхзадачу мы видим в реализации сис­темного подхода, а именно в том, чтобы помочь роди­телям восстановить или преобразовать связи между членами семьи, найти наиболее оптимальные способы воспитания ребенка, опирающиеся на его личностные и познавательные ресурсы.

Наиболее актуальными вопросами практики пси­хоконсультирования родителей являются, на наш взгляд, следующие:

1. Как вовлечь родителей, имеющих ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (пусть даже незначительными), в кон­сультативный процесс и через него — в активную коррекционную работу в условиях семейного вос­питания?

2. Как правильно строить консультативный про­цесс, чтобы добиться желаемого результата в работе с немотивированными родителями?

3. Как удержать родителей от преждевременного прерывания консультативного процесса?

4. Как преодолеть известный феномен «хождения по кругу врачей», характерный для многих родителей проблемных детей?

5. Как вовлечь в консультативный процесс не одно­го родителя, а всю семью, в которой воспитывается ре­бенок с нарушениями в развитии?

6. Как работать с родителями, отвергающими свое­го ребенка?

7. Может ли специалист повлиять на «индекс жиз­ненной удовлетворенности» родителей, воспитываю­щих детей с нарушениями, который имеет, как прави­ло, низкие показатели?

8. Какие техники консультативной работы эффек­тивны для преодоления установки, характерной для части родителей, на симбиотические отношения с ре­бенком? [1]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных