Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы формирования социальной психологии как науки.




Социальная психология имеет длительную предысторию относительно короткую историю своего существования.

Как свидетельствует история первобытного общества, люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями, и пытались их как-то объяснять и применять на практике в повседневной жизни. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида; из поколения в поколение передавались обряды, табу, что являлось своего рода нравственным регулятором человеческого общения и взаимодействия. Следует сказать, что определенные секреты воздействия на публику с помощью слов, были известны и древним ораторам. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях.

Данный период существования социально-психологических знаний можно назвать донаучным (синкретическим) этапом развития социальной психологии. Здесь воззрения, знания и их практическое применение были слиты и составляли единое целое.

В таких своеобразных формах «социально-психологическое мышлении» насчитывает тысячелетия, тогда как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.

Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в различных философских концепциях. Так, О. Клайнберг считает, что большинство социально-психологических проблем зародилось в философских системах древности. С точки зрения Г.Оллпорта, родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, на протяжении всех эпох развития философского знания, внутри него разрабатывались, оформлялись идеи социальной психологии: в античности это были взгляды Платона, Аристотеля; в философии нового времени – Гоббса, Локка, Гельвеция, Руссо, Гегеля.

То есть, условно, этот этап можно обозначить как философский. Его характерной чертой является постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и прикладное (практическое).

Период непосредственно предшествующий становлению социальной психологии как науки (середина Х1Хв.), связан, прежде всего, с 1) развитием языкознания; 2) накоплением значительного количества фактов в области антропологии, этнографии, археологии; 3) успехами и потребностями криминологии; 4) становлением массового производства и развитием городов.

На этом этапе - феноменологическом, социально-психологические феномены выделяются в самостоятельный класс психических явлений (таких, как, поведение толпы, подражание, внушение, психологическое заражение и др.). Для их изучение разрабатываются специальные способы и приемы исследования. Следует отметить, что в этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковой материал, не подвергая его количественной и экспериментальной проверке. Другими словами, формировалась предметная область и методы исследования социальной психологии.

Датой зарождения эмпирической описательной социальной психологии большинство исследователей считают 1859г., когда Х.Штейнталь и М. Лацарус выпускают первый номер журнала по этнической психологии и языковедению («Психология народов и языкознание»). Официально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 г., в этом году появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американского социолога Э.Росса «Социальная психология», следует сказать, что именно в работах этих авторов впервые появляется словосочетание «социальная психология».

В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции: «психология народов», авторы: немецкий философ М. Лацарус, языковед Г. Штейнталь, В.Вундт. В России идеи психологии народов развивались лингвистом, психологом, этнографом А.А. Потебней; «психология масс», авторы: Г.Тард, итальянский юрист С.Сигеле, французский социолог Г.Лебон; «теория инстинктов социального поведения», автор: английский психолог У. Мак-Дугалл.

Феноменологический этап развития социальной психологии имел множество положительных моментов: выделение социально-психологических явлений в особый класс; сбор и описание большого фактического материала по подражанию, внушению, языку, нравам, обычаям; выявлению психологических различий первобытных народов.

В 20-е годы ХХ в. оформляется новый научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения и количественной обработки данных. Начало научного этапа развития обычно связывают с работами В. Мёде, Г. Оллпорта, В.М.Бехтерева, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

На этом этапы развитии социально-психологических знаний завершаются и начинается становление социальной психологии как науки, то есть самостоятельной отрасли знания.

С конца XIX века появляются работы, посвященные социаль­но-психологическим проблемам, исходя из современного опреде­ления предмета социальной психологии как науки. Эти исследо­вания оказались столь выдающимися, что даже спустя столетие не только не потеряли своей социальной и научной актуальности, но, напротив, явились предметом еще более пристального внима­ния в связи с попыткой социально-психологического анализа многих историко-политических событий XX века. Следует особо отметить следующие работы: Э.Дюркгейм «Метод социологии» (1899); Г.Лебон «Психология народов и масс» (1895); Г.Тард «Законы подражания» (1892), «Общественное мнение и толпа» (1892); М.Вебер «О категориях понимающей социологии» (1913); В.Вундт «Психология народов» (1912). Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы связывали с такими терминами, как «социальная философия» и «историческая социология». В начале XX века термин «социальная психология» становится общеупотребительным и служит для обозначения но­вого направления в науке.

Выделяют основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап - становление социальной психологии как науки - охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Оп­ределяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам соци­альной психологии. На этом этапе решение и теоретический ана­лиз социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, фи­лософов, литературоведов, этнографов и т.д. Большинство выше­перечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода яв­ляется К.Левин, создатель теории групповой динамики. Он иссле­довал проблемы социальных факторов воли как целенаправлен­ного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т.д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разраба­тывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузов­ские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое при­стальное внимание к социально-психологическим вопросам вы­звано потребностями совершенствования и стабилизации общест­венных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: соци­ально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология фор­мирования общественного мнения и др.

Следует отметить, что развитие социальной психологии как науки осуществлялось от общих теоретических вопросов к более частным, практическим.

Первые теоретические концепции в облас­ти социальной психологии разрабатывались во второй половине XIX - первой трети XX века. В 1859 году в Германии выходит в свет новое издание: «Журнал психологии народов и языкозна­ния». Его авторы, языковед Х.Штейнталь и философ М.Лацарус, за­явили о психологии народов или народной психологии как нау­ке. В первом номере журнала они сделали попытку раскрыть сущность новой науки, заключающейся в открытии тех законов человеческого духа, которые проявляются там, где живет и дей­ствует много людей. Это было началом разработки одной из первых социально-психологических концепций - психологии на­родов. Позднее концепцию психологии народов разрабатывал Вундт, написавший десятитомный труд с соответствующим на­званием.

В.Вундта принято считать родоначальником эксперименталь­ной психологии, поскольку он, будучи учеником знаменитого фи­зиолога Гельмгольца, впервые предложил отделить психологию от физиологии и превратить ее в отдельную науку. При этом Вундт параллельно занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека через метод внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспек­ция); проблемой влияния психологии народа на сознание кон­кретного индивида.

В.Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях. Он считал, что необходимо изучать те явления общест­венной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил три таких осно­вополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи.

Язык весьма существенно влияет на психологию народа, поскольку он содержит в самой общей форме живущие в духе наро­да представления. Анализ различных языков как социально-психологических знаковых систем данного этноса показывает, что разница между ними достаточно существенная. Наиболее важным для системы индивидуальных представлений является язык, на котором человек думает, хотя знание других языков вно­сит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем его мире. Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, каждый язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов - таких устойчивых словосочетаний, значение кото­рых не выводимо из значений составляющих их компонентов. В любом случае «неправильности» языка отражают специфику представлений точно так же, как и основные его компоненты. Язык может иметь высокую степень конкретизации, как, напри­мер, русский, или быть относительно абстрактным, как, напри­мер, японский. Рассматривая язык как уникальную знаковую сис­тему, которая задает интерпретацию явлений окружающего мира, можно заметить, что он является необходимым условием понима­ния психологии данного народа по сравнению с другим.

Социально-психологическое значение мифов заключается в том, что они несут в себе первоначальное содержание представле­ний в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, свя­занные с представлениями. Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о мире, но также и цен­ности, идеалы, долженствования. Они возникают на ранней ста­дии развития человеческого общества и транслируются через сказки, былины, эпос, любые художественные произведения, имея широкое распространение в обществе как на уровне обще­ственного сознания, так и на уровне индивидуального. Мифы передаются всей культурой общества, определяя мифологиче­ские представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим и плохим. Мифы часто определяют психологическую потребность человека видеть вещи в определенном свете. Они могут помогать человеку пости­гать истину, но могут также и искажать ее. В любом случае ми­фологическое восприятие формируется непроизвольно в процес­се социализации и является более подсознательным процессом, нежели сознательным.

Обычаи представляют собой способы поведения, которые яв­ляются наиболее типичными в стандартных социальных ситуаци­ях у данного народа. Они регулируют поведение человека в раз­личных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно значимых для человека событиях во вступ­лении в брак, рождении ребенка, похоронах и др.

Выделив язык, мифы и обычаи - три основополагающих явле­ния, определяющих психологию народа, В.Вундт сделал важный шаг в разработке фундаментальных социально-психологических проблем. Значение исследований психологии народов заключает­ся в том, что они поставили вопрос о необходимости изучения особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного человека.

Один из главных выводов, который был сделан на первом этапе развития социальной психологии, заклю­чался в том, что различные формы социальной психики являются не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, а ка­чественно новым образованием. Основная сила истории - народ, или, по выражению В.Вундта, «дух целого». «Дух целого» выражает себя в религии, искусстве, языках, мифах, обычаях. Индивидуаль­ное сознание есть только продукт этого целого.

Почти одновременно с разработкой концепции психологии народов появляются концепции массового общества, или концепции психологии масс, исследующие проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека. Г.Тард рассматривал народ как гигант­скую аудиторию, воспринимающую определенную информацию, поступающую из одного источника. Большинство социальных процессов в рамках данных концепций рассматривается с точки зрения развития цивилизации. Разрабатывается понятие массовой культуры как совокупности культурных ценностей в индустриаль­ном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Массовой культура является как по месту, так и по времени, т.е. потребите­лями массовой культуры являются практически все цивилизован­ные люди, и само ее производство осуществляется изо дня в день. Главный признак массовой культуры - стандартизация жизни, ко­торая не может не влиять на психологию человека в обществе.

Все достижения цивилизации рассматриваются как результат деятельности элиты, и большинство социально-психологических отношений изучается в системе взаимодействия элиты и массы. Элита - составная часть общества, в которую входит высший, при­вилегированный слой, осуществляющий функцию управления, -люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности; пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, бо­гатством; обладающие интеллектуальным и моральным превосход­ством; творческое меньшинство в отличие от нетворческого боль­шинства. Психологическое состояние общества изучалось в зави­симости от доминирующего влияния на него либо элиты либо мас­сы. При этом считалось, что если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности. Рассматривались социально-психологические феномены перехода доминирования от элиты к массам на примерах революций, гражданских войн, стихийных бунтов. Изучались изменения индивидуального поведения человека в толпе.

Г.Лебон один из родоначальников социальной психологии полагал - что вслед за промышленной революцией, ростом горо­дов и увеличением средств массовой коммуникации жизнь все больше определяется поведением толпы, которая представляет собой слепую разрушительную силу. Особенно в ситуации соци­альных изменений. Г.Лебон дал социально-психологический анализ многих феноменов Французской буржуазной революции. Он сделал попытку проанализировать изменение некоторых психиче­ских процессов и поведения индивида под влиянием толпы, что и происходило во Франции во время революции. Эти изменения заключаются в следующем:

* Во-первых, повышается внушаемость человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует восприятию многих, в том числе преступных, идей.

* Во-вторых, снимается ответственность за свое поведение. Участие каждого человека фактически анонимно. Развивается гипертро­фированный конформизм - «быть как все».

* В-третьих, усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание. Она не в состоянии принимать сложные решения.

* В-четвертых, происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает мно­гие свои положительные качества. Так, вероятность помощи чело­веку, попавшему в беду, обратно пропорциональна количеству сви­детелей его трудностей. То есть чем больше людей видят несчастье человека, тем меньше возможность помощи, и наоборот.

* В-пятых, повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливаются механизмы влияния в стихийных социальных группах: заражение, внушение, подражание.

Концепции психологии масс, разрабатываемые Г.Тардом и Г.Лебоном, содержали в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношений массы и элиты, влияния средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида. В целом, данные концепции имеют значение для анализа больших слабо организо­ванных социальных групп. Любая большая социальная группа, даже хорошо организованная, под влиянием определенных усло­вий может очень быстро превратиться в стихийную. Закономер­ности функционирования стихийных социальных групп были ис­следованы при разработке вышеназванных концепций.

Одной из наиболее консервативных первых концепций в об­ласти социальной психологии считается концепция инстинктов социального поведения Мак-Дугалла. Она разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Дарвина. В частности, идеи о борьбе за существование среди себе подобных; о приспособитель­ном значении психики как важнейшего средства адаптации к сре­де; о движущих силах развития социальных организмов, в основе которых лежат изменчивость вида, естественный отбор и наслед­ственность. У. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного. Социальные явления и процессы объяснялись им с биологических позиций, в связи с чем его теория получила название биологизаторской.

Основная идея заключалась в том, что причины поведения человека связаны с врожденными инстинктами. В связи с этим изучались социальные инстинкты, определяющие чувства: инстинкт борьбы, связанный с гневом и страхом; инстинкт бегст­ва, связанный с чувством самосохранения; инстинкт воспроизве­дения рода, связанный с чувством любви; инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности; стадный инстинкт, связан­ный с чувством принадлежности к социальной группе и др. Наи­большее значение У. Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, ко­торый удерживает людей вместе.

Концепция инстинктов социального поведения, в отличие от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную актуальность, однако ее значение состояло в выделе­нии некоторых биологических факторов, определяющих социаль­ное поведение личности. Кроме того, именно в рамках данной концепции впервые появился сам термин «социальная психоло­гия». Позднее данная концепция повлияла и на развитие психо­аналитического направления в психологии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных