Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление социальной психологии (60-е гг. Х1Х – начало ХХв.).




Особенностью первого периода было зарождение социально-психологических идей внутри естественных и общественных наук. Обращалось внимание на психологические особенности людей, поведение личности в группе, групповых процессов, общения и совместной деятельности.

Так, в военной науке и практике выделялись психологический анализ воинской деятельности, психология боя, психологические особенности воинского коллектива, психология толпы, психология полководца.

В юридической науке и практике выделялись такие проблемы, как психология судебной деятельности, психология преступления и преступника. Значительное количество работ было посвящено изучению социально-психологических особенностей суда присяжных, общению и совместной деятельности в преступном мире и др.

Параллельно западной социальной психологии в России интенсивно развивалась психология народа. Накоплен колоссальный эмпирический материал при изучении русской народности (языка, склада, обычаев, нравов). Г. Спенсер даже выражал сожаление, что незнание русского языка мешает ему использовать эти материалы для целей социальной психологии. Аналогичное сожаление высказывал и В.Вундт – один из создателей психологии народов на Западе.

В медицинской науке и психиатрической практике формировался целый ряд социально-психологических идей. Они касались психологии личности больного человека, включенного в систему взаимоотношений с другими людьми. Уникальный социально-психологический материал был получен при исследовании массовых психических явлений – кликушества (проявления истерии, судорожные припадки, причитания, взвизгивания), мерячения (Будилова Е.А., 1983).

Социально-психологические идея этого времени успешно развивали представители общественных наук. В социологии выделялась целая психологическая школа. Наиболее ярким представителем которой являлся Н.К. Михайловский. По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Действующие силы социального развития- это герои-предводители и толпа. Герой управляет толпой, он аккумулирует разрозненные возникающие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, определенного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы. Психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

Выдающееся значение в развитии социальной психологии в русле естественных наук имеют труды В.М. Бехтерева. Одна из его работ, опубликованная в 1898 г. и посвященная роли внушения в общественной жизни, является первым специальным социально-психологическим произведением. Фундаментальный труд Бехтерева «Коллективная рефлексология» (1921) может рассматриваться как первый России учебник по социальной психологии. в этой книге дано развернутое определение предмета социальной психологии – изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова.

Бехтерев выделил системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий. Органическое включение личности в общность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов он выделял: взаимодействие, взаимоотношение, общение; в качестве коллективных – наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. объединяют людей: взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукция.

Бехтерев обобщил большой эмпирический материал, полученный социально-психологическими методами наблюдения, опроса, применением анкет. А экспериментальные исследования влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти явились началом экспериментальной социальной психологии в России.

Развитие социальной психологии (20-е –первая половина 30-х гг. ХХв.)

Характерная особенность этого периода - поиск пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществляется как в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, так и путем освоения марксистских идей и их применения к пониманию социально-психологических явлений.

Вторым направлением социальной психологии в этот период было исследование проблемы коллективов. В теории коллективов (соотношение индивида и коллектива), их классификации, закономерностях развития участвовали многие социальные психологи (Б.В. Беляев, Л.Н. Войтоловский, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, Г.А. Фортунатов). В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной психологии.

К 1930-м гг. относится пик развития социально-психологических исследований в прикладных отраслях, особенно педологии и психотехнике. Особое место занимали работы по изучению структуры детских коллективов, стадий их развития, феномена вожачества, психологических проблем беспризорности и др.

В области изучения производственной деятельности решались социально-психологические проблемы профессиональной пригодности, утомляемости, аварийности и травматизма, монотоний, проблемы становления профессионала, гуманизации техники в системе «человек-машина». Преимущественно социально-психологическую составляющую в психологии труда образовывали исследования руководства трудовыми коллективами, соревнования, конфликты. Социальных психологов привлекали также проблемы безработицы.

Стагнация социальной психологии (вторая половина 30-х - первая половина 50-х гг.) Во второй половине 1930-х гг. ситуация в стране в науке резко меняется. Начинается изоляция отечественной науки от западной, усиление идеологического контроля над наукой, сгущение атмосферы декретирование и администрирование.

Период перерыва в естественном развитии социальной психологии продолжался до второй половины 1950-х гг. Но и в этот период не было полного отсутствия социально-психологических исследований.

Три блока проблем привлекали ученых. прежде всего продолжалась разработка методологических проблем. Она осуществлялась в русле общей психологии.

Второй блок проблем касался социальной психологии коллектива. Образ социальной психологии этого периода определяли взгляды А.С. Макаренко, который вошел в историю социальной психологии как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Ему принадлежит определение коллектива, которое стало отправным в разработке социально-психологической проблематики в последующие десятилетия.

Третий блок проблем в этот период был связан с практической ориентацией социальной психологии. К этому периоду относятся исследования школьных коллективов, формирования личности, механизмов взаимоотношений коллектива и личности, роли руководителя в педагогическом процессе. Зарождалась практическая психология отношений.

Продолжает развиваться промышленная проблематика в социальной психологии. Особое внимание привлекает психология производственных бригад, коллективный труд, влияния оценок членов группы на развитие творчества, на производительность труда.

Возрождение социальной психологии (вторая половина 50-х – вторая половина 70-х гг.ХХ в.). Этот период характеризуется «потеплением» общей атмосферы, ослаблением администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни. Психологическая наука в 1950-х гг. отстояла своё право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии.

В нашей стране начался период возрождения социальной психологии, которая формировалась как самостоятельная наука. Критериями ее самостоятельности выступали:

- осознание представителями этой науки уровня её развития, состояния её исследований;

- определение места данной науки в системе других наук;

- определение предмета и объектов её исследований;

- выделение и определение основных категорий и закономерностей;

- подготовка специалистов, публикация трудов, учебников;

- организация съездов, конференций, симпозиумов.

Завершением четвертого периода, логически переходящего в современное состояние, была кристаллизация социально-психологической проблематики. В качестве основных проблем выделялись: методологические и теоретические проблемы; проблемы коллектива; социальная психология личности; социально-психологические проблемы деятельности; психология общения.

Модуль 2 «Психология общения»

Комплексная цель модуля 2 «Психология общения» – формирование у студентов целостного представления об общении как социально-психологическом феномене посредством ознакомления с теоретико-методологическими основами изучения структуры общения в социальной психологии.

Основные термины модуля «Психология общения»:

Вербальный (от лат. verbalis - словесный) - термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

Взаимодействие (в психологии) - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь.

Идентификация (от лат. identificare - отождествлять) - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Каузальная атрибуция -механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (казуальной атрибуции - приписывание причин).

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Общение - 1) многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Рефлексия -способность человека представлять то, как он воспринимается и понимается партнером по общению.

Смысловой барьер - несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

Социальная идентичность - отождествление человека с определенной социальной общностью.

Социальная перцепция - эмоциональное восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков, построение собственной стратегии поведения.

Трансактный анализ (трансакционный) - направление психологии, разработанное в 50-е гг. американским психологом и психиатром Э.Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний); 2) собственно Т.а. деятельности и общения, основанный на понятии "трансакция" как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических "игр"; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария - "скрипта").

Тренинг делового общения - вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

Изучение модуля «Психология общения» обеспечивается применением следующих технологий:

1. объяснительно-иллюстративные (лекции-презентации);

2. проблемные поисковые (проблемные лекции, мозговой штурм);

3. дискуссионные (семинары-дискуссии);

Модуль «Психология общения» направлен на развитие следующих профессиональных компетенций:

теоретические – ориентация в феноменологии и структуре общения

методические – владение основными методами психологического анализа общения с целью повышения эффективности педагогической деятельности;

практические – использование современных адекватных методов исследования особенностей общения.


Учебно-тематический план лекционных занятий модуля
«Психология общения»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных