Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вербальное и невербальное общение




В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т.п. Для этого следует обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Являясь универсальным средством общения, речь приобретает значение только при условии включения ее в систему деятельности. Подобное включение обязательно предполагает употребление других - неречевых - знаковых систем. При этом речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и его семантикой, т.е. смыслом поступков (В.Г.Ананьев). Другими словами, полнота описания коммуникации требует учета и невербальных средств общения.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. При простейшем делении различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы) коммуникации. Каждая из форм коммуникации использует свою знаковую систему, и поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса.

На основном, вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. В психологии выделяют две функции речи: эмотивную и конативную. Эмотивная функция связана с субъективным миром адресанта (говорящего), с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится; в ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым. Конативная функция связана с установкой на адресата (слушающего), со стремлением на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений; в ней находят потребности человека достигать поставленный целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.

В зависимости от того, как используем слова, а также от условий в которых протекает сообщение, выделяют различные виды речи (см.рисунок 4).

 

Рисунок 4. Виды речи

Внутренняя речь – это речь для себя. Отличительная этой речи в том, что она не слышна другим и понятна только одному человеку – Вам.

Н.И. Жинкин и А.Н. Соколов выделяют три основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специальными единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру отличительную от структуры внешней речи; внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

Внешняя речь (устная) – речь, предназначенная для людей, находящихся рядом с Вами.

Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Ее основная задача сообщить всем о Вашем состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет понято лишь в том случае, если окружающим находятся рядом и наблюдают происходящее. Например, «Ой!» - это возглас в случае, если человек испытывает боль, или если он неожиданно встретил друга, или вдруг обнаружил, что потерял что-то очень нужное и т.д.

Диалог, онтогенетически предшествуя внутренней речи, накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем самым и на сознание в целом. Диалог был распространенной формой философских и научных произведений в античности в Новое время (Г. Галилей, Ксенофонт, Платон и др.). Диалогическая речь, которую также называют разговорной, поддерживается взаимными репликами собеседников. Обычно она не полностью развернута, т.к. многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или заранее известно из имеющейся ситуации. Т.е. диалог будет понятен только в том случае, если Вы совместно с собеседником обсуждаете общие проблемы.

Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения, намеки, междометия, грамматическая неполнота фраз и т.д. Особенности диалогической речи прежде всего зависят от степени близости и взаимопонимания собеседников. В разговоре одну и ту же мысль мы по-разному выскажем своему близкому другу, родителям, учителю.

Диалог — это разговорная речь, для которой характерны:

1) персональность адресации, т.е. индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения: пристальное внимание к организации обратной связи с партнерами: адресат разговорной речи всегда присутствует налицо, обладает той же степенью реальности, что и творящий, активно влияет на характер речевою общения, позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают и оценивают;

2) спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному;

3) ситуативность речевою поведения: непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаше всего видны или известны собеседникам, позволяет им использован, мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи:

4) эмоциональность: ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально — индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника, что достигается с помощью слов, структурной организации предложений, интонаций; стремление быть понятыми побуждает собеседников к частому выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.

Монолог произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. С монологом мы встречаемся, когда слушаем объяснение преподавателя, ответ студента, диктора, читающего новости и т.д. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания. При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения. Для более успешного выступления часто план устной речи фиксируется письменно.

Письменная речь появилась намного позднее письменной. Причиной ее возникновения явилась необходимость общения между людьми разделенными пространством и времени. Благодаря письменной речи люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям. В отличие от устной речи, для письменной речи характерны синтаксические конструкции и специфичные для нее функциональные стили, а также сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладеть, и отсюда – одна из основных задач обучения в школе – научиться грамотно и стилистически верно выражать свои мысли.

Однако в общение, помимо этого универсального знакового средства, включены и другие знаковые системы, называемые в целом невербальной коммуникацией.

Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

1) создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону;

3) выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения:

1. ВИЗУАЛЬНЫЕ:

- кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка;

- выражение лица, выражение глаз;

- позы: осанка, посадка головы;

- направление взгляда, визуальные контакты;

- кожные реакции: покраснение, побледнение, потение;

- вспомогательные средства общения:

- подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

- средства преобразования природного телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы-борода, мелкие предметы в руках.

2. АКУСТИЧЕСКИЕ:

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука;

- экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

3. ТАКТИЛЬНЫЕ:

-такесика: прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

4. ОЛЬФАКТОРНЫЕ:

- приятные и неприятные запахи окружающей среды;

- естественный и искусственный запахи человека.

Среди невербальных систем большую роль играет также организация пространства и времени коммуникативного процесса. Так, например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, а окрик в спину вызовет скорее всего негативную защитную реакцию человека.

Проксемика, или пространственная психология, - термин, введенный американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

Э.Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости и дистанцирования.

Интимное расстояние (от непосредственного физического контакта до 40-45 см) подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашенное (например, объятия, возня с ребенком или драка). Партнеры на этом расстоянии не только видят, но и чувствуют друг друга. На интимном расстоянии общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями.

Личное пространство может достигать 120 см, здесь физический контакт не обязателен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы. Вариации в этих пределах могут быть бесконечно разнообразными – от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику, от раздражения до сочувствующего любопытства.

Социальные расстояния располагаются в промежутках от 120 до 260 см. Такая дистанция наиболее удобна для формального общения, используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичное расстояние характерно для общения, в котором не так уж важно, кто именно перед нами – таково общение докладчика с аудиторией.

Особое место могут занимать ситуации, характеризующиеся постоянным специфическим сочетанием пространственно-временных координат, так называемые " хронотропы ". Описан, например, хронотроп "вагонного попутчика". Нам нетрудно объяснить удивительную откровенность, которую допускают в отношении себя люди в общении с "вагонным попутчиком".

В процессе передачи информации люди воспринимают не только содержание вербальной и невербальной информации, но и способ, которым она передается, т.е. стиль общения, указывающий на то, как смысл послания должен быть подлинно интерпретирован и понят.

Выделяют 10 основных коммуникативных стилей, которые представляют собой способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения:

1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли в других коммуникациях);

2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);

3) спорный (агрессивный или доказывающий);

4) успокаивающий (расслабляющая стратегия, направленная на снижение тревожности собеседника);

5) впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произвести впечатление);

6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);

7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);

8) воодушевленный (частое использование невербального поведения – контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);

9) дружеский (тенденция поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);

10) открытый (тенденция выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего «я»).

Должное внимание следует уделить также таким коммуникативным навыкам как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание - применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также в ситуации когда цель общения со стороны говорящего - "излияние души", эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь передается слушающим в форме задаваемых вопросов по теме, перефразировании слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирования и изложение промежуточных выводов по беседе.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества: невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и ее словесный язык.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных