Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интерактивная сторона общения




Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием, обычно, подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. Взаимодействие – это процесс непосредственного воздействия или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (то есть, мотивов с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) максимизации общего выигрыша (другими словами – мотив кооперации);

2) максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизации выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизации выигрыша другого (агрессия);

6) минимизации различий в выигрышах (равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии (рисунок 5):

1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции).

2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей ради достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей ради исключения выигрыша другого.

Ориентация на

собственные цели

max * Противодействие * Сотрудничество

¦

¦ * Компромисс

¦

 

min * Избегание * Уступчивость

 

Ориентация

min max на цели другого

Рисунок 5. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия

Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействий дает упрощенную классификацию, которой недостаточно для экспериментальной практики, поэтому выделяют более дробные типы взаимодействий, которые могут быть использованы в качестве единиц наблюдения.

Наиболее известная попытка такого рода принадлежит Р.Бейлсу. Он объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в категории, предположив, что любая групповая деятельность может быть описана с помощью четырех категорий, фиксирующих ее проявления в области позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки проблем и решения этих проблем. Каждая из этих четырех глобальных категорий была подразделена им еще на три рубрики. Например, первая подразделена на солидарность, снятие напряжения, согласие (таблица 2). Существенным недостатком этой системы категорий является неучет содержательных моментов взаимодействия (по поводу чего происходит взаимодействие).

Таблица 2

Основные области взаимодействия и соответствующие
поведенческие проявления (по Р.Бейлзу)

Области взаимодействия Основные поведенческие проявления
Позитивные эмоции Выражение солидарности Снятие напряжения Выражение согласия
Решения проблем Предложения, указания Выражения мнений Выдача ориентаций
Постановка проблем Просьбы об информации Просьбы высказать мнение Просьбы об указаниях
Негативные эмоции Выражение несогласия Создание напряженности Демонстрация антогонизма

В основу деления на типы могут быть положены намерения и действия людей, отражающие понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытое. Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга. В процессе пересекающегося взаимодействия партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий друг друга, а с другой — ярко проявляют свои собственные намерения и действия. Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения — тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Известно, что такой стиль взаимодействия не существует между людьми изначально. Он устанавливается. При этом достаточно часто участники взаимодействия из-за личностных особенностей не могут приспособиться друг к другу, прийти к согласию, преодолеть барьеры, установить доверительные отношения. В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития взаимодействия, люди не могут сохранять эффективных взаимоотношений. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия — неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Под непродуктивностью стиля взаимодействия обычно понимается конкретное воплощение в ситуации взаимодействия неблагоприятного состояния существующей системы отношений, которое воспринимается и осознается таковым по крайней мере одним из участников взаимодействия.

Реальным проявлением непродуктивности стиля взаимодействия становится ситуация, воспринимаемая человеком как «конфликтная», «тупиковая», а также переживаемые при этом тревога, напряженность, негативные взаимоотношения и эмоции. При этом люди реагируют на проблемную ситуацию во взаимодействии по-разному: одни решают ее самостоятельно, другие нуждаются в опоре и психологической помощи.

Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:

1. Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле — «рядом с партнером», т. е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности, в непродуктивном — «над партнером», т. е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого).

Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели в непродуктивном — доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).

3.Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном — вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру).

4.Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном стиле — доброжелательность и доверие; в непродуктивном — агрессия, обида, раздражение).

5.Характер функционирования механизма идентификации—обособления (идентификация и обособление в продуктивном стиле; крайние формы идентификации и отчуждения в непродуктивном стиле).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных