Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теории межличностного взаимодействия




Название теории Ведущие представители Основная идея теории
Теория обмена Джордж Хоманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.
Символический интеракционизм Джордж Мид, Герберт Блумер Поведение людей по отношению к друг другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.
Управление впечатлениями Эрвин Гоффман Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.
Психоаналитическая теория Зигмунд Фрейд На межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние представления, ус военные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период жизни.

 

Согласно теории обмена, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опирается на четыре принципа:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависят от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;

3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Согласно Дж. Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий типа: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и т.п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Однако взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью типа: «стимул → реакция»; высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и т.п.

Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в рамках теории символического интеракционизма. Дж.Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы как бы «разгадываем» намерения других людей, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Дж.Мид выделял два типа действий:

1) незначимый жест (представляет автоматический рефлекс типа моргания);

2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого человека или, говоря словами Дж.Мида, "принять роль другого". Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять, потому что с детства нас учат придавать значения определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.

Сущность символического интеракционализма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакции. В это время мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция. В какой-то мере все может рассматриваться как символ, но слова являются наиболее важными символами, т.к. с их помощью мы предаем значения предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов. Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. Центральная идея интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями и механизмом этого формирования является установление контроля личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Э.Гоффман разработал теорию управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Согласно этой теории люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эту концепцию принято называть социальной драматургией. По мнению Э.Гоффмана социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя "декорации" и "окружающюю обстановку" для создания определенного впечатления у других о себе. Э.Гоффман отмечал, что «несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтерисован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам».

Согласно психоаналитической теории, процесс взаимодействия людей воспроизводит их детский опыт. По мнению З.Фрейда, люди образуют социальные группы и остаются в них в основном потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется, говорит З.Фрейд, не столько качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы регрессируем (возвращаемся) к более ранним стадиям развития. Такой регресс происходит, в основном, в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным.

Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, его надо рассматривать его в ходе организации совместной деятельности. Конкретное содержание форм организации совместной деятельности определяется соотношением индивидуальных "вкладов" участников в общий процесс групповой деятельности. Л.И.Уманский выделил три возможные формы или модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Нельзя представить себе процессы общения всегда протекающих гладко, лишенных внутренних противоречий. Часто возникают межличностные конфликты, в качестве причин которых могут выступать: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. В том, случае, если во взаимодействии людей, осуществляющих хорошо организованную общественно ценностную совместную деятельность, преобладают предметно-деловые противоречия, возникший конфликт, как правило, не ведет к разрыву межличностных отношений и не сопровождается нагнетанием эмоциональной напряженности и враждебности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных