Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общение и межличностные отношения




Иногда существует тенденция отождествлять общение и межличностные отношения. Но, хотя эти два процесса и связаны между собой, вряд ли можно согласиться с идеей их отождествления. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, то есть дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно осуществляется в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антогонистичны. Необходимость такого двойственного понимания общения - в широком и узком смысле слова - вытекает из самой логики понимания связей между межличностными и общественными отношениями.

Психологические отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Содержание психологических отношений составляют потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля.

Социально-психологические отношения – это различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Взаимоотношения – встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи; они проявляются также в качествах личности, характеризующих психологические особенности человека (общительность, обаятельность, агрессивность, застенчивость).

Понятием «личные отношения» обозначается связь человека с человеком как субъектом взаимодействия. Это отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека. Оно может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями. Так, например, психологическая дистанция между людьми, будучи отражением реального или ожидаемого контакта, устанавливается в первых же фазах этого контакта в диаде, определяется рядом ситуативных и личностных параметров (в первую очередь, направленностью личности) и может по-разному оцениваться участниками межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Эмоциональная основа межличностных отношений включает три вида эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. В социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что «набор» этих чувств безграничен. Г.М. Андрееваобъединяет их можно в две большие группы:

1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т. д.;

2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И.С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т.д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон). Впервые серьезные дружеские отношения зарождаются в подростковом возрасте, и если этого не происходит возникает чувство одиночества. Анализируя основные предпосылки одиночества в подростковом возрасте, было обнаружено, что большинство психолого-педагогических проблем оказывается так или иначе завязанными на ведущей деятельности подростка – общении, нарушение которой ведет к появлению неадекватных форм поведения. Изучая общение, исследователи, в то же время, дистанцируются от его противоположной стороны – одиночества, хотя оно имплицитно присутствует в качестве переживаний подростка или результата его взаимоотношений с окружающими.

В подростковом возрасте чувство одиночества занимает большое место: подросток обособляется, учится быть самостоятельным и ищет новые возрастные формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, отвержение, в свою очередь, также отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества. Для подросткового возраста одиночество – особое психоэмоциональное проявление аффективно-когнитивной природы, играющее важную роль в формировании его личности. Особое значение одиночества для подростка проявляется в следующем: им сопровождается развитие ряда личностных новообразований; оно является обязательной составляющей комплекса психоэмоциональных реакций в ситуациях конфликта; в ряде личностных процессов одиночество служит психологическим стабилизатором эмоциональных реакций и т.д. Однако, с другой стороны, одиночество затрудняет общение, препятствует установлению полноценных контактов доверительного общения, формирует тип самовосприятия и приводит к ощущению надрыва, душевного нездоровья.

Проведенный анализ причин, порождающих одиночество у подростков, позволяет выделить в качестве основного фактора развитие и становление самосознания: рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самоуважения, самооценки. Отсутствие опыта внутренней жизни ведет к ощущению пустоты и сопровождается отрицательными переживаниями. Стремление избежать неприятных переживаний заполняется подростком интенсификацией общения или стремлением к уединению, которые могут принимать различные формы, в том числе и асоциальные.

Возникновение в подростковом возрасте острого чувства одиночества влечет за собой общение, которое ряд авторов называют дефицитным и дефектным, причем не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что – следствием. У подростков результат подобного общения может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве, школьных прогулах или отказе от обучения, во лжи, агрессивном поведении, граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультурных девиациях (сленг, шрамирование, татуировки). Подобные формы поведения сопровождающееся уклонением от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающие благополучию межличностных отношений, и определяются как асоциальное поведение. Оно может проявляться как агрессивное поведение, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — спрессовано, динамично.

В отличие от межличностных отношений под межгрупповыми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами», а также обусловленный им способ взаимодействия групп.

Модуль 3. Социальная психология личности

Комплексная цель модуля 3 «Социальная психология личности» – формирование целостного преставления о психологии личности, изучение основных понятий социальной психологии личности.

Основные термины модуля № 3«Социальная психология личности»:

Активность - характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Воспитание - целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Индивидуальность — это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого.

Личность – воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые происходит преломление всех внешних воздействий.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Персона - социально-типические образования личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения.

Побуждение — это мотивационный компонент характера, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность

Развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Ресоциализа́ция— это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Саморегуляция - это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности.

Социализация [от лат. socialis — общественный ] — а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации.

Социально-психологическая компетентность (от лат. competens —соответствующий, способный) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого (см. Рефлексия, Эмпатия). Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.

Человек (индивид) — это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода.

Черты личности — это обобщенные ее характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков.

Эмоциональность — свойства человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Изучение модуля «Социальная психология личности» обеспечивается применением следующих технологий:

1. - подача материала с помощью компьютерных презентаций;

2. - объяснительно-иллюстративные;

3. - на основе дискуссии;

4. - проективные задания;

5. - самостоятельная аналитическая работа

Модуль «Социальная психология личности» направлен на развитие следующих профессиональных компетенций:

- теоретические – знание основных теорий личности, вопросов социализации и формирования социальных установок.

- методические – владение информацией относительно сообразности применения некоторых методов анализа социально-психологических качеств личности;

- практические – возможность применения научно обоснованных методов диагностики социально-психологических качеств личности.

Учебно-тематический план лекционных занятий модуля «Социальная психология личности»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных