Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Темы рефератов или докладов




1. Психологическая идентичность личности.

2. Политическая социализация.

3. Социальное познание личности.

4. Ролевые конфликты личности.

5. Измененные состояния сознания.

6. Самоактуализация личности.

7. Индивидуальное сознание.

8. Профессиональное становление личности.

Тесты рубежного контроля к модулю
«Социальная психология личности»

1. В социальной психологии социализация понимается как:

а) процесс социального развития человека;

б) совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему эффективно функционировать в обществе;

в) сложный целенаправленный процесс (трансляция индивиду культурно-исторического опыта человечества);

г) все ответы верны.

2. Целенаправленные процессы социализации реализуются прежде всего:

а) через средства массовой информации;

б) в воспитании и обучении;

в) через искусство;

г) все ответы верны.

3.К механизмам социализации относятся:

а) полоролевая идентификация и полоролевая типизация;

б) единство подражания, имитации и идентификации;

в) социальная оценка желаемого поведения;

г) верны ответы Б и В.

4. Институты социализации – это группы:

а) которые выступают по отношению к индивиду в качестве носителей различных норм и ценностей;

в) не имеющие четкой и однозначной системы ценностей;

г) в которые индивид включен в качестве высокостатусного человека;

д) все ответы верны.

5. К социализирующим функциям семьи относятся:

а) воспитывающая функция;

б) репродуктивная;

в) функция первичного социального контроля;

г) эмансипирующая функция.

6. К социализирующим функциям школы относятся:

а) обучение;

б) воспитание;

в) функция социальной дифференциации;

г) функция усвоения общественных ценностей.

 

7. Социальные роли связаны:

а) с социальным положением;

б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы;

в) с фактическим поведением человека;

г) все ответы верны.

8. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и умениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся в детстве;

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

г) все ответы верны.

9. Стереотипы:

а) представляют собой результат нашего личного опыта;

б) укрепляются при тесном общении с другой группой людей;

в) всегда являются предубеждениями;

г) все ответы не верны.

Литература к модулю «Социальная психология личности»

1. Агеев В.С. Социальная идентичность личности / Cоциальная психология. Хрестоматия. - М., 1999.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001. 301 с.

4. Бутянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М., 2001.

5. Майерс Д. Социальная психология. - С-Петербург, 1997. - Ч.1. - Гл.1,4.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.

7. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - Гл.2.

8. Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е.П.Белинская и О.А.Тихомандрицкая. М., 1999.

9. Социальная психология /А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др. //Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. М., 2001.

10. Социальная психология личности. - М., 1999. – Гл. 1,2.

11. Социальная психология: учебное пособие /Отв. ред. А.Л.Журавлев. М., 2002.

12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - Спб., 1997. - Гл. 5.

13. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995.

14. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Э.Г.Эриксон Детство и общество. - Спб., 1996.

Содержание модуля 3. «Социальная психология личности»

Личность в социальной психологии

В повседневной жизни в совей речи мы часто используем такое понятие, как личность: личность профессионала, личность ученика и т.п.

В психологической науке существуют различные подходы к пониманию личности:

1. Некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение.

2. Множество (или система) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей.

3. Определенный тип (или их сочетание) с характерными особенностями поведения.

4. Система конструктов.

5. Система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

6. Деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение.

7. Субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.п.

Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. В широком плане личность является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Кроме этого, биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма; социальный «контекст» личности обусловливается влиянием культуры и структуры сообществ, в которых человек был воспитан и в которых она принимает участие; психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. Сложность заключается в том, что между людьми очень много отличий. Они отличаются не только своим внешним видом, но и делам. Все эти огромные различия определили множество подходов к пониманию личности.

В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом.

1. Следует различать «расширительное» понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и «вершинное» понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

2. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Леонтьев).

3. Личностью не рождаются-личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.

4. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Более четко разобраться в социально-психологической специфике личности поможет рассмотрение понятий «человек», «персона», «индивидуальность», «личность».

Человек (индивид) это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального, это система, в которой физическое и психическое, природное и социальное образуют неразрывную цепь.

Персона образуют социально-типические образования личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения.

Индивидуальность — это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально-неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности).

Индивидуальные особенности человека никак не проявляются до тех пор, пока не станут необходимостью в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Таким образом, индивидуальность - лишь одна из характеристик личности человека. В В. Мерлин утверждал, что индивидуальность - это сложная совокупность уровней.

Выделяют такие иерархические уровни большой системы интегральной индивидуальности:

• система индивидуальных свойств организма (подсистемы: биохимическая; общесоматическая, свойства нервной системы);

• система индивидуальных психических свойств (подсистемы: психодинамическая, свойства темперамента, психические свойства личности);

• система социально-психологических индивидуальных свойств (подсистемы: социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в социально-исторических сообществах).

Социально-психологический подход к пониманию личности предполагает изучение и толкование механизмов ее привлечения к общественной жизни, в систему общественных отношений, обретение ею социальных качеств для самостоятельной деятельности и активности, для самопознания и самоутверждения в реальной действительности. Анализу подвергаются такие важные социально-психологические проявления личности, как социальная адаптация, индивидуализация, интеграция личности, социальная деятельность, активность, статусно-ролевая реализация личности в группе, ее дифференциация, нормативная поведение и т.д. При этом учитывается, что вся сложная система общественных отношений (экономических, политических, моральных и других), в которую вовлечена каждый человек, является объективной основой формирования ее личностных социально-психологических свойств, качеств и черт характера. Личность является не только следствием, но и причиной социально-этических действий, происходящих в данном социуме.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность с позиций социальной психологии — это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в двух ведущих формах — общении и совместной деятельности.

Основными составляющими личности являются:

1) темперамент - особенности нейродинамической организации индивида. Это индивидуально своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.

2) потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развития этой личности и задающих главные тенденции ее поведения).

3) эмоционально-волевая сфера.

4)когнитивно-познавательная сфера.

5) характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер – «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

6) способности - сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Ключевыми системообразующими признаками личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения.

Эмоциональность — свойства человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и условия, обладающие особой значимостью для индивида. Они неразрывно объединены с основными особенностями личности, ее моральным потенциалом: направлением мотивационной сферы, мировоззрение, ценностные ориентации и прочие.

Активность - характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Саморегуляция - это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые.

Побуждение — это мотивационный компонент характера, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность

Черты личности — это обобщенные ее характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков. Описываемый ниже тест Кэттелла основан именно на таком подходе. Можно привести примеры нескольких наиболее фундаментальных черт (или факторов) личности, таких, как. 1) эмоциональность; 2) доминантность; 3) моральность.


Развитие и социализация личности.

Социализация [от лат. socialis — общественный] — а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь желаемого влияния. При этом второй вариант традиционно рассматривается как процесс социализации, происходящий в логике жестко целенаправленного и достаточно управляемого воспитательного воздействия.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.

2.Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.

3.Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

4.Важным аспектом формирования личности является культура.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п.

Факторами социализации можно разделить на три уровня: микрофакторы, мезофакторы, макрофакторы (рисунок 6).

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы.

 

Рисунок 6. Факторы социализации

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной.

Понятие "социализация" связано с такими понятиями, как «ресоциализация», «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Ресоциализа́ция это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Развитие человека - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Развитие каждого своего предетавтеля человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание - в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику - опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам - опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно - формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание.

Образование -процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированное™, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание -это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированное, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом. Самообучение -является аналогом учению.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Феномены (результаты) социализации. Одним из продуктов социализации является Я-концепция. Я-концепция — это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Из многочисленных источников формирования Я-концепции человека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:

1. Представление о своем теле (телесное Я).

2. Язык — как развивающаяся способность выражать ел о вам и и формировать представления о себе и других людях.

3. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.

4. Идентичность.

5. Практика воспитания детей в семье.

1. Телесное Я и образ тела. Рост, вес. телосложение, цвет паз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам Я-концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.

Исследования дают совершенно убедительные свидетельства тому, как различные телосложения человека вызывают совершенно различные и совершенно согласованные реакции других лиц.

Задайте себе несколько вопросов - как вы реагируете на невысокого полного человека? На высокого, стройного, атлетически сложенного? Какие ассоциации у вас возникают, даже если вы незнакомы с этими людьми? Уверенно можно ответить — эти два типа человека будут вызывать у вас совершенно разные чувства, установки и ожидания по отношению к этим лицам.

В целом исследования подобного плана выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности, Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя. Таким образом, высокая самооценка личности сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом.

Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная Я-концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепции и целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами. Отсюда следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные эффекты стереотипного восприятия внешности и эффекта получения неодобряемых Я-образов тела.

2. Язык и развитие Я-концепции. Значение языка для развития Я-концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т. д.) и дает первый толчок к развитию Я-концепции. Другими словами, Я-концепция осознается человеком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.

3. Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) — другой важный источник формирования Я-концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшей социальной средой) жизненно важны для развития у подростка Я-концепции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.

Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением (т. е. получает больше положительные подкрепления) и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. Если другие — родители, сверстники, учителя - отвергают его, выставляют на посмешите, принижают, больше критикуют (т.е. он получает больше негативных подкреплений), то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная Я-концепция. Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для формирования и «оформления» центральных Я-установок в подростковом возрасте.

4. Понятие идентичность впервые детально было представлено Э.Эриксоном, с точки зрения которого идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В соответствии с этим выделяются следующие виды идентичности: этническая, классовая, профессиональная, гендерная. Наиболее значимыми в плане успешной социализации личности выступают этническая и гендерная идентичности, поскольку в сформированном виде представляют собой довольно устойчивые основания, на которые как бы нанизываются остальные представления, составляющие я-концепцию человека.

Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека, за исключением отдельных случаев так называемой множественной этноидентичности, когда человек в результате каких либо объективных факторов (к примеру, ситуации рождения) может причислять себя одновременно к нескольким этническим группам.

Соответственно, гендерную идентичность, возможно, представить как отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрацию их в своем поведении.

Гендерная идентичность человека с одной стороны определяется его биологически заданными характеристиками (соответствующий биологический пол), с другой – складывается под влиянием окружающего социума. Учёные, занимающиеся рассмотрением проблем связанных с формированием гендерной идентичности неизменно приходят к общему выводу о том, что в процессе индивидуального развития происходит обучение ребёнка его роли в соответствии с культурными традициями общества, вырабатывающимися в процессе развития данного общества. Однако, различные учёные по-разному расставляют акценты в описаниях того, каким образом формируются представления о гендерной константности в самом обществе. На сегодняшний день можно выделить несколько теорий объясняющих процесс формирования гендерной идентичности: социального научения, когнитивного развития, гендерной схемы.

- Сторонники теории социального научения считают, что ребёнокидентифицирует себя с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над соответствующим этому полу поведением взрослых. Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социального научения, придаёт решающее значение механизмам подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за «мальчишеское» поведение и осуждают их, когда они ведут себя «как девчонки»; девочки же поощряются за феминное поведение и порицаются за маскулинное.

- Теория когнитивного развития, или самокатегоризации, не отрицая роль подкрепления, главным всё же считает получаемую ребёнком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребёнком своей половой принадлежности и её необратимости.

- Теория гендерной схемы, разработанная С. Бем, содержит черты как теории социального научения, так и теории когнитивного развития. С позиции этой теории усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определённой гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации. Предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское». Ориентируясь на взрослых, ребёнок научается выбирать из всех возможных определений «Я» только те, которые применимы к его полу.

Формирование гендерной идентичности личности происходит на основе полоролевых стереотипов, транслирующихся так называемыми агентами социализации: семья, учителя, сверстники, коллеги, образцы культуры и искусства, средства массовой информации

Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности:

- гендерная идентификация – отнесение ребёнком себя к тому или иному полу;

- гендерная константность – понимание, что гендер постоянен и изменить его нельзя;

- дифференциальное подражание – желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой;

- гендерная саморегуляция – ребёнок сам начинает регулировать своё поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе.

В научной среде отсутствует единство мнений относительно возрастных критериев, знаменующих завершение формирования гендерной идентичности. К примеру, Л. Кольберг считает, что формирование константной идентичности у ребёнка продолжается в промежутке от двух до семи лет. И. В. Тельнюк отмечает, что гендерная идентификация к концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей, однако в её основе чаще всего лежат внешние половые признаки. Ряд исследователей полагает, что завершение формирования гендерной идентичности происходит лишь в юношеском возрасте. А Д. Пайнз ещё дальше отодвигает срок окончания формирования идентичности и считает, что кризисной точкой в поиске своей идентичности у женщин является беременность, у мужчин – их первый половой акт.

Сформированная гендерная идентичность может выступать в пяти вариациях: маскулиная полотипичная (маскулиные мужчины), маскулиная кросполотипичная (маскулиные женщины), феминная полотипичная (феминные женщины), феминная кросполотипичная (феминные мужчины), андрогинная.

На сегодняшний день достоверно установлено, что высокая феминность у женщин и высокая маскулинность у мужчин вовсе не являются гарантией психологического благополучия. Так, высокая феминность у женщин часто совпадает с пониженным самоуважением и повышенной тревожностью. Высокомаскулинные мужчины тоже оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. Высокомаскулинные мужчины и высокофеминные женщины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными половыми ролями. Поэтому, в последнее время всё большие количество учёных приходит к выводу о андрогинности, как наиболее социально адаптивном типе гендерной идентичности в в сорвеменных общественных реалиях.

Полоролевая социализация в семье проявляется в особенностях взаимодействия и стиля воспитания по отношению к мальчикам и девочкам (Э. Маккоби, К. Джеклин, Д. Элиум, Дж. Элиум, В. Йонен, И.С. Кон, Е.П. Ильин, И.В. Дубровина, В.Е. Каган, Д.Н. Исаев, В.Я. Титаренко, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов, Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас, Т.А. Репина, В.С. Собкин, Е.М. Марич, Б. Долгорсурэнгийн, К.Н. Белогай, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман).

Специфика поведения матерей и отцов по отношению к детям разного пола проявляется в различных играх, в которые играют родители с мальчиками и девочками, в речевой коммуникации, в способах поощрения и наказания.

После рождения ребенка матери чаще находятся с сыновьями в физическом контакте, а с девочками они чаще разговаривают (У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Колодны, 1991). Во втором полугодии жизни, наоборот, у матерей увеличиваются контакты с девочками, а мальчиков раньше отлучают от физического контакта. Предполагают, что это способствует их большей самостоятельности. В целом, родители девочек чаще ограждают от опасностей, больше утешают и одобряют, а к мальчикам относятся более строго, требовательно и дистанцированно (А.С. Волович, Ю.Е. Алешина, 1991).

Способы поощрения и наказания также различны (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, 2001). Мальчиков чаще поощряют словами, а девочек обнимают, целуют, дарят подарки. Мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, 1988).

Выявлено, что родители чаще побуждают дочерей к словесным проявлениям, чаще стремятся установить с ними уравнительные отношения. При этом родители более строги с девочками, более раздражительны, сильнее подавляют сопротивление с их стороны. То есть от девочек в большей степени ждут послушания, активность с их стороны принимается родителями только в виде словесных проявлений (К.Н. Белогай, 2006).

Проводились исследования влияния полоролевых стереотипов на родительское поведение. При воспитании мальчика упор делается на то, каким он должен быть, а при воспитании девочек на то, что она должна делать (Т.А. Араканцева, 2006).

В связи с проблемой полоролевой социализации, выделяются варианты поведения родителей по отношению к детям разного пола (Э. Маккоби, К. Джеклин, 1974).

- Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек – за послушание и заботливость, поведение же, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях ведет отрицательные санкции.

- Вследствие врождённых половых различий, проявляющихся уже в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному «стимулируют» своих родителей и тем самым добиваются разного к себе отношения. Кроме того, в результате тех же врожденных различий одно и тоже родительское поведение может вызвать у мальчиков и девочек разную реакцию. Иначе говоря, ребенок «формирует» родителей еще больше, чем они воспитывают его, а реальный стиль воспитания складывается в ходе их конкретного взаимодействия, причем и требования ребенка, и эффективность родительского воздействия изначально неодинакова для обоих полов.

- Родители обращаются с ребенком, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола. Адаптация ребенка к нормативным представлениям родителей может происходить по-разному.

- Родители стремятся научить детей преодолевать то, что они, родители, считают его естественными слабостями. Например, если родители считают, что мальчики по природе агрессивнее девочек, они могут тратить больше усилий на то, чтобы контролировать или противодействовать агрессивному поведению сыновей, а дочерям, наоборот, помогают преодолевать предполагаемую естественную робость.

- Родители считают поведение, «естественное» для данного пола неизбежным и не пытаются изменить его; поэтому мальчикам сходят с рук шалости, за которые девочек наказывают.

- Родители по-разному воспринимают поведение мальчиков и девочек, замечая и реагируя преимущественно на такие поступки ребенка, которые кажутся им необычными для его пола (например, если мальчик робок, а девочка агрессивна).

- Родительское отношение к ребенку в известной степени зависит от того, совпадает ли пол ребенка с полом родителя. Здесь возможны три варианта.

- Каждый родитель хочет быть образцом для ребенка своего пола. Он особенно заинтересован в том, чтобы научить ребенка секретам и «магии» собственного пола. Поэтому отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери – дочерям.

- Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять в общении с взрослыми того же пола, что и ребенок. Например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элементы кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола – элементы соперничества. Привычные стереотипы господства-подчинения также нередко переносятся на детей. Женщина, привыкшая чувствовать себя зависимой от мужа и вообще от взрослых мужчин, проявит такую установку скорее к сыну, чем к дочери. Особенно сказывается это в отношениях со старшими детьми.

- Родители сильнее идентифицируются с детьми своего, нежели противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциональным состояниям. Это во многом зависит от самосознания родителя (И.С. Кон, 1988).

5. Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я-концепции личности. Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми

Психологами предпринимались многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас может убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполне очевидны в отношении таких установок воспитания как: авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей, разумный контроль, проявляемые родителями в воспитании детей.

Так, родители детей с высокими Я-оценками постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они проявляют меньше снисходительности, вседозволенности, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко устанавливаемые ребенку границы поведения допускают применение родителями менее жестких форм наказания. Существование ограничений обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может достигать успеха.

Наоборот, родители детей с низкими Я-оценками, как правило, проявляют такие качества, как применение жестких наказаний, безусловность подчинения ребенка требованиям родителей в сочетании с элементами вседозволенности. Они чаще бывают холодны, безразличны и малообщительны, противоречивы во взаимоотношениях с детьми. Несогласованные реакции родителей такой ребенок воспринимает как подтверждение отвержения, враждебности и отсутствие принятия его со стороны родителей.

В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет какого-то золотого правила или обшей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. Но, по-видимому, положительная самооценка с большей вероятностью возникает тогда, когда к детям относятся с уважением, одобрением, определяют им четко определенные стандарты и границы поведения, а также разумные притязания и ожидание успеха вместе с постоянным и согласованным подкреплением со стороны родителей выбранной линии поведения. Следующие условия воспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:

- положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей;

- четкое установление социальных норм, границ и правил поведения детей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;

- уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенка в этих установленных пределах;

- минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности в общении с детьми.

Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также для оценки того положения, которое он занимает в них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе, используются понятия «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль — ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое является социальной ролью.

В настоящее время бытует мнение, согласно которому свобода индивида в построении роли зависит от специфики позиции, которую он занимает. При этом на одном полюсе расположены бюрократические (формальные) роли, при исполнении которых возможности импровизации минимальны, на другом же полюсе находятся роли неопределенные, такие, как роли родителей, друзей; в этом случае сфера свободы индивидов при построении ролей оказывается гораздо шире.

Так же продуктом социализации являются различные социальные установки личности. Социально-психологические установки есть состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Понятие "установка" следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию – готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним.

Компоненты установки:

- Когнитивный, содержащий знание, представление.

- Аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение
к объекту.

- Поведенческий (конативный), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Изменение (создание установки).

В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установки другого человека.

Установки образуют систему. Установки, находящиеся в центре и образующие большое количество связей называются центральными, фокальными установками (установки к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредо личности). Главная центральная установка – это установка к собственному “Я”, так как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе. Установка самооценки собственного “Я” оказывается в пересечении всех связей системы. Изменение фокальной установки не возможно без разрушения целостности личности. Концепция своего “Я” отрицательна только у крайне невротичных людей.

Периферийные установки имеют мало связей и поэтому легче и быстрее поддаются изменению. При изменении установки возможны следующие ситуации:

1. соседние установки изменяются по направленности (с + на -);

2. может измениться степень важности установки;

3. может измениться принцип связи между соседними установками.

В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Более надежным и быстрым способом изменения установок является, отношения к проблеме. Логический способ изменения установки срабатывает не всегда, так как человек избегает сведений, которые могут доказать ошибочность его поведения. Существует зависимость между вероятностью изменения установки и объемом информации об установке (с увеличением количества информации вероятность изменения повышается, но существует предел насыщения). Вероятность изменения установки зависит от ее сбалансированности. Человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс – несоответствие между установками или установками и реальным поведение человека. В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко к мнению оратора, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно – человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)).

Человек обладает системой селекции информации: на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует человека); на уровне восприятия; на уровне памяти.

Методы воздействия: Совокупность приемов реализующих воздействие на:

- потребности, интересы, склонности, мотивацию;

- на установки, групповые нормы, самооценки людей;

- на состояние, в котором человек находится и которое изменяет его поведение.

Чтобы изменить мотивацию человека вовлекают в новую деятельность. Для изменения поведения надо изменить иерархию его мотивов, актуализация мотивов более низкой сферы (н-р. метод регрессии).

Метод создания неопределенных ситуаций. Позволяет ввести человека в состояние “разрушенных установок”, потери себя, и если после этого показать ему путь выхода из неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом. Особенно если при этом произвести внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, вовлечение в общую деятельность…

Требуемая социальная установка формируется у человека:

1. если он периодически включается в соответствующую деятельность;

2. многократно получает соответствующую информацию;

3. если он включается в престижную, значимую для него группу, в которой эта установка поддерживается (кооптация).

Для формирования установки на требуемое отношение или оценку события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса (включить объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать эмоцию по поводу этого контекста).

Для усиления (актуализации установки) способной вызвать эмоциональный или моральный протест человека используется прием “совмещения стереотипных фраз”, с тем, что хотят внедрить (стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания установки).

Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” (увидев прошлую жизнь в черном свете происходит снижение недовольства сегодняшним днем).

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом используют прием “канализации настроения” (провоцирование изливание гнева толпы на “стрелочника”).

Если мотивация, установки и эмоциональное состояние людей учтены, воздействие наиболее эффективно.

Анализ использования понятия готовности, показывает, что речь идет не о готовности вообще, а непременно о готовности к чему-либо определенному. В современной науке можно выделить два основных направления рассмотрения понятия «психологической готовности». Первое направление – это исследование готовности в контексте человеческой деятельности. Учеными данного направления рассматривается готовность человека к различным видам деятельности (трудовой, спортивной, научной, военной, педагогической, управленческой и др.). Например, в психологии труда широко используется понятие «психологическая готовность» к трудовой деятельности. В рамках второго направления готовность человека входить в новую жизненную реальность, как отражение деятельного способа его существования в мире в любом, особенно взрослом возрасте.

Психологическая готовность как личностное образование человека в контексте периода взрослости рассматривается в исследованиях готовности к началу половой жизни, готовности к браку и семейной жизни, готовности к родительству, готовности к материнству, готовности к отцовству, готовности к усыновлению.

Так, например, изучение репродуктивных установок и репродуктивного поведения подростков (Н.П.Ивченковой, А.В.Ефимовой, О.П.Аккузиной), т.е. их отношения к созданию семьи, деторождению, началу половой жизни. По данным этого исследования начало половой жизни для подростков имеет разный личностный и социальный смысл в сознании юношей и девушек. Часть подростков считает, что момент начала половой жизни определяет не возраст, а «готовность» к этому поступку. В то же время они не могут определить для себя сколько-нибудь четкие критерии этой «готовности». Юноши готовность к половой жизни определяют для себя признаками физиологической зрелости. Девушки оказываются в состоянии неопределенности в связи с тем, что четкий критерий отношений — предложение руки и сердца со стороны юноши — «устарел», а все остальные критерии достаточно эфемерны.

Рассмотрим более подробно психологическую готовность к браку. Психологическая готовность к браку – это личностное образование, представляющее собой систему, основными компонентами которой являются супружеские ценности, брачная мотивация, супружеская иерархия, супружеские установки и ожидания, супружеские отношения.

Ценностные ориентации – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество и т.д.) Супружеские ценности – идеалы, представления о браке, его особенностях, которые одобряются и культивируются между супругами, а также служат важным фактором регуляции их взаимоотношений. В супружеских отношениях могут находить отражение общегосударственные ценности. Именно брачное общение может явиться источником формирования ценностей, способствующих адаптации и социализации молодежи.

Мотивация вступления в брак. Говорить о психологической готовности к брачным отношения можно лишь при наличии основания для вступления в брак, то есть при сформированности мотивов образования брачного союза. Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознанности, варьируясь в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательного побуждения. Наконец, мотивы могут реализовывать направленность на достижение и направленность на избегание. Например, мотивом заключения брака может стать желание всегда быть рядом с любимым человеком (мотив, направленный на достижение) и соответствующее ему – избежать одиночество. Мотивы заключения брака реализуют жизненно важные отношения личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей.

Представления о супружеской иерархии. Основными параметрами ролевой структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т.е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла.

Супружеские установки и ожидания. Существуют различные теории выбора брачного партнера. Например, К.Melville говорит, что это своего рода «сделка», в которой «валютой» служат социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества. Сторонники теории гомогамности считают, что обменными в этой «сделке» могут быть не любые мужчины и женщины, а лишь те, которые обладают «социальной ценностью». Теория «дополняющих потребностей» заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам. В инструментальной теории уделяется особое внимание удовлетворению потребностей, т.е. человека влечет к тому, чьи потребности сходные. Согласно В.В.Адамсу процесс выбора проходит несколько стадий от влечения основанного на внешней привлекательности, и до изучения ценностей и взглядов друг друга. Murstein B. автор теории «стимул-ценность-роль» основывается на двух посылках: первая, что развитие взаимоотношений партнеров зависит от равенства обмена, вторая – выбор включает в себя последовательные стадии. В «круговой теории любви» рассматриваются стадии от установления взаимосвязи до реализации базовых потребностей личности.

Представления о супружеских отношениях. Формирование внутрисемейной коммуникации предполагает решение следующих задач: 1) установление правил взаимодействия между супругами; 2) определение границ семьи, т.е. отделение семьи от того, что в семью не входит.Установление правил взаимодействия между супругами включает: 1) установления приемлемой для обоих членов пары дистанции в общении, или степени эмоциональной близости; 2) выработку способов решения конфликтов в случае несогласия супругов друг с другом.

Уровень психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости определяется сформированностью и структурной организацией ее компонентов. Основными факторами, влияющими на психологическую готовность к браку, являются возраст человека, наличие опыта совместной жизни с партнером и половая принадлежность.

Высокий уровень психологической готовности к браку отличает высокая степень сформированности всех компонентов, включенных в модель психологической готовности к браку. Определяющими для этого уровня являются такие структурные компоненты как представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях. Компонент представления о супружеской иерархии характеризуется сформированными представлениями об отношениях доминирования-подчинения супругов, главенства, распределения семейных ролей и принятых норм поведения в семье, в частности представления о распределении семейного бюджета. Компонент представления о супружеских отношениях характеризуется сформированными представлениями о взаимопомощи и взаимоподдержке супругами друг друга, значимостью доверительных отношений и проявлением ревности, высокой эмоциональной вовлеченностью в общение. Также представления об установлении внешних границ семьи, т.е. характере взаимоотношений с родственниками и друзьями. Компонент ценностные ориентации отличается очень высокой значимостью таких жизненных ценностей как любовь, счастливая семейная жизнь и материальная обеспеченность семьи. Людей с высоким уровнем психологической готовности к браку характеризует бережливое отношение к деньгам. Высокий уровень сформированности компонента брачная мотивация характеризуется мотивацией на определенного человека, этим характеризуется и направленность на личностные особенности партнера. Компонент супружеские установки и ожидания характеризуется дифференциацией качеств, необходимых для брака и качеств, необходимых партнеру для общения. Люди с высоким уровнем психологической готовности к браку, как себя, так и партнера в большей степени оценивают брачными качествами. В исследовании С.В.Ковалева, Т.А.Андреевой по изучению представлений образа партнера и супругов, проведенные на студентах, констатируется факт расхождения этих представлений.

Средний уровень психологической готовности к браку отличает высокая степень сформированности таких структурных компонентов как брачная мотивация, супружеские установки и ожидания, средняя степень сформированности компонента ценностные ориентации и низкая сформированность компонентов представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях. Высокий уровень сформированности компонента брачная мотивация характеризуется мотивацией на определенного человека, этим характеризуется направленность на личностные особенности партнера. Компонент супружеские установки и ожидания характеризуется дифференциацией качеств, необходимых для брака и качеств, необходимых партнеру для общения. Люди со средним уровнем психологической готовности к браку при описании, как себя, так и партнера в большей степени отдают предпочтения брачным качествам, и образ реального партнера мах приближен к образу идеального брачного партнера. Компоненты: ценностные ориентации, супружеская иерархия и супружеские отношения среднего уровня психологической готовности к браку характеризуются отсутствием однозначного положительного или отрицательного отношения к браку в целом и отсутствием четких представлений о супружеской и семейной жизни.

Низкий уровень психологической готовности к браку характеризуется средней степенью сформированности такого структурного компонента как ценностные ориентации и низкой степенью сформированности компонентов брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. Низкий уровень сформированности компонента брачная мотивация характеризуется мотивацией на сам факт брака. Компонент супружеские установки и ожидания характеризуется описанием, как себя, так и партнера, преимущественно качествами общения. Важными жизненными ценностями компонента ценностные ориентации являются интересная работа, уверенность в себе как отсутствие сомнений, наличие хороших и верных друзей. Важной сферой семейной жизни люди с низким уровнем психологической готовности к браку считают сферу внешней привлекательности партнеров. Компоненты представления о супружеских отношениях и супружеской иерархии не дифференцированы на этом уровне.

Модуль 4 «Социальная психология групп»

Комплексная цель модуля 4 «Социальная психология групп» – формирование у студентов целостного представления о группе как социально-психологическом феномене посредством ознакомления с теоретико-методологическими основами изучения групп в социальной психологии….

Основные термины модуля «Социальная психология групп»:

Группа – это общность людей, выделяемая из целостной соци­альной системы на основе определенного признака.

Групповая динамика – это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов.

Коммуникативная структура группы — это совокупность связей между ее членами, которые характеризуют процессы приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

Конформизм [от лат. conformis — подобный, сообразный] — проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на группо






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных