Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тесты рубежного контроля к модулю «Социальная психология групп».




Выберите правильный ответ:

1. Произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку – это …

a) реальные группы;

b) условные группы;

c) малые группы.

2. Эмоциональная структура группы – это …

a) структура межличностных отношений;

b) структура функциональных отношений;

c) структура власти.

3. Перечень реальных функций, которые заданы личности содержанием групповой деятельности – это

a) позиция;

b) статус;

c) роль.

4. Групповые нормы выполняют …

a) коммуникативную функцию;

b) регулятивную функцию;

c) информационную функцию.

5. Кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – это …

a) толпа,

b) масса,

c) публика.

6. Бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям – это …

a) подражание;

b) заражение;

c) внушение.

7. Общность людей, связанная с каким-либо изменением социальной действительности – это …

a) социальное движение;

b) социальный класс;

c) социальная организация.

8. Группа, состоящая из значимых для индивида лиц – это …

a) первичная группа;

b) формальная группа;

c) референтная группа.

9. Группа, характеризующаяся максимальной социальной значимостью деятельности и максимальной степенью опосредования межличностных отношений деятельностью – это …

a) корпорация;

b) коллектив;

c) организация.

Заполните пропуски:

10. Группы делятся:

a) на условные и ___________________;

b) на естественные и ___________________;

c) на малые и ____________________;

d) на стихийные и _________________;

e) на развитые и ____________________.

Список рекомендуемой литературы к модулю «Социальная психология групп».

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999. С.137-261

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.

3. Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984.

4. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 175-181

5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 2002. – С.412-426; 505-515

6. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2006. С.184-206; 220-253

7. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб, 2000.

8. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 55-57; 61-87; 114-116

9. Классическая социальная психология /под ред. Е. И. Рогова, М. – Ростов на Дону, 2008.

10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии // Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999. С. 209-229

11. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997.

12. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л., 1979.

13. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.

14. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002.

15. Ровер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с анг М., 1988.

16. Рогов Е.И. Азбука психологии: Психология группы. – М..: «Владос», 2007.

17. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1999. С.31-39

18. ШихиревП. Современная социальная психология. М., 1999.


Содержание модуля 4 «Социальная психология групп».

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, – важнейший вопрос социальной психологии.

В общественных науках имеет место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Именно в рамках второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология.

Главные отличительные признаки социальной группы:

1) включенность человеческой общности в более широкий социальный контекст, систему общественных отношений, определяющих возможность возникновения, смысл и пределы существования группы и задающих (прямо или от противного) модели, нормы или правила межиндивидуального и коллективного поведения и межгрупповых отношений;

2) наличие у членов группы значимого основания (причины) сообща находиться в ней, отвечающего интересам всех ее участников и способствующего реализации потребностей каждого;

3) сходство участи состоящих в группе людей, которые разделяют условия, события жизни и их последствия и в силу этого обладают общностью впечатлений и переживаний;

4) длительность существования, достаточная для возникновения не только специфического языка и каналов внутригрупповых коммуникаций, но и коллективных истории (традиций, воспоминаний, ритуалов) и культуры (представлений, ценностей, символов, памятников), оказывающих унифицирующее воздействие на мироощущение членов группы и тем самым сближающих их;

5) разделение и дифференциация функциональных ролей (позиций) между членами группы или ее подгруппами, обусловленные характером общих целей и задач, условий и средств их реализации, составом, уровнем квалификации и склонностями образующих группу лиц, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, комплементарность (взаимодополнительность) внутригрупповых отношений;

6) наличие органов (инстанций) планирования, координации, контроля групповой жизнедеятельности и индивидуального поведения, которые персонифицированы в лице одного из членов группы, наделенного особым статусом (вождя, монарха, лидера, руководителя и т.п.), представлены подгруппой, обладающей специальными полномочиями (парламент, политбюро, дирекция, ректорат и т.п.), либо распределены между членами группы и обеспечивают целенаправленность, упорядоченность и стабильность ее существования;

7) осознание участниками своей принадлежности к группе, самокатегоризация в качестве ее представителей, более сходных друг с другом, чем с членами иных объединений, возникновение на этой основе чувства «Мы» («Свои») и «Они» («Чужие») с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых, особенно в ситуации межгруппового конфликта, стимулирующего рост внутригрупповой солидарности за счет частичной деперсонификации, самовосприятия членов группы, рассматривающих себя в ситуации угрозы извне как ее равнозначных защитников, а не изолированных обладателей уникальных особенностей;

8) признание данной человеческой общности как группы ее социальным окружением, обусловленное участием группы в процессе межгрупповой дифференциации, способствующей становлению и обособлению отдельных общественных объединений и позволяющей со стороны различать их в сложной структуре социального целого и идентифицировать их представителей на основе разделяемых сообществом критериев, сколь бы схематичны, ригидны и пристрастны они ни были: стереотипизированность и эмоциональность межгрупповых представлений, возможно, позволяют сомневаться в их истинности, но отнюдь не препятствуют эффективному опознанию и категоризации как самих групп, так и их участников.

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой – сказывается на формировании сознания личности.

Для социальной психологии стоит задача объединить социологический и общепсихологический подход к группе. Если признать, что социальная психология, прежде всего, исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа – именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ механизма такого воздействия. Такая постановка логична с точки зрения общих методологических принципов теории деятельности. Значимость группы для личности, прежде всего, в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.

К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через принятие этих характеристик.

Психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования – «они». «Мы-чувство» является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности.

Группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия» (Шерковин, 1975. С. 50).

Группа действительно становится социально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования в социальной психологии.

В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида. Можно отметить несколько характерных черт этих исследований.

Во-первых, сам по себе «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных вариантов социально-психологического подхода. «Групповой подход» пытается проникнуть за пределы самой группы, где индивид непосредственно черпает свои нормы и ценности, в социальные характеристики общественных отношений. Такой подход более характерен для европейской социальной психологии, где обоснована идея необходимости учета «социального контекста».

Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными авторами, для многих было характерно известное разъединение двух основных блоков социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и взаимодействие, т.е. коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д. В рамках другого этого блока изучаются размер группы, ее композиция и структура. В результате возникает относительно изолированное описание процессов и групп.

В-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп, а именно к малым группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснения того, как эти межличностные отношения зависят от характера групповой деятельности, а, следовательно, как они связаны с общественными отношениями.

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Среди реальных существуют лабораторные и естественные группы. В свою очередь, естественные группы подразделяются на так называемые большие и малые группы. Большие группы делятся на неорганизованные, стихийно возникшие и на организованные, длительно существующие группы. Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы и группы более высокого уровня развития. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рисунок 7).

Рисунок 7. Классификация групп

Особенности больших социальных групп.

Большие группы разделяются на два вида. Во-первых, группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому виду следует отнести, прежде всего, социальные классы, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы. Во-вторых, случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных