Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История отечественных исследований малой группы




В отечественной групповой психологии можно выделить четыре крупных исследовательских подхода.

Деятелъностный подход. Он основывается на принципе деятельности. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий групповой активности. Среди них прежде всего следует отметить стратометрическую концепцию групповой активности А.В. Петровского, наиболее разработанную на сегодня в отечественной социальной психологии модель группового процесса, получившую недавно дальнейшее развитие в системно-деятельностном анализе поведения личности в группе. Из числа других теоретических конструкций этого направления назовем предложенный М.Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемую Г.М. Андреевой модель социально-перцептивных процессов в совместной деятельности. Кроме того, идеи деятельностного подхода воплотились в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений.

Социометрическое направление. Как и в зарубежной групповой психологии, немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к так называемому социометрическому направлению. Основанием для подобного отнесения является использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В советской социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Я.Л. Коломинский, не только много сделавший в плане конструирования различных социометрических процедур, но, что весьма существенно, включивший эмпирический метод в содержательный теоретический контекст. Заметим, что последнее не имеет аналогов в западной социальной психологии, где применение социометрии как метода изучения межличностных отношений, по мнению самих зарубежных авторов, давно уже «отвязано» от какой-либо серьезной теории.

Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л.И. Уманский, в 60—70-е годы разработавший оригинальную концепцию групповой активности. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.

Организационно-управленческий подход. В основу данного подхода положены разрабатываемые в советской обществоведческой, в том числе социологической и социально-психологической, науке представления о социальной организации и управленческой деятельности. Относящиеся к рассматриваемому направлению (у его истоков стоят психологи ленинградской школы и прежде всего Е.С. Кузьмин) многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Малая группа – это группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры.

Малая группа – это совокупность людей, которые:

1) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

2) обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;

3) участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

4) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

5) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить, в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;

7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;

8) представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.


Параметры группы.

К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

Характеристики состава группы зависят от типа деятельности, с которым данная группа связана. Особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп.

Структура малой группы — это совокупность связей, складываю­щихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых со­вместной деятельностью (например, функциональных, экономи­ческих, управленческих), и структуру связей, порождаемых обще­нием и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру). Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для до­стижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, не­упорядоченный характер.

При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э.Мэйо принято выделять формальную и неформальную структу­ру группы. Формальная (или официальная) структура группы — это со­вокупность связей и отношений между индивидами, определяемая фор­мальными предписаниями (должностными инструкциями, официаль­ной структурой организации, формальным статусом индивидов). Не­формальная (или неофициальная) структура — это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и анализируют социометрическую, ком­муникативную и ролевую структуру группы, а также структуру власти и влияния.

Социометрическая структура малой труппы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаим­ными предпочтениями и отвержениями по результатам социомет­рического теста, предложенного Д.Морено (1958). В основе соци­ометрической структуры группы лежат эмоциональные отноше­ния симпатии и антипатии, феномены межличностной привлека­тельности и популярности. Основными характеристиками соци­ометрической структуры малой группы являются характеристики социометрического статуса членов группы, то есть положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и от­вержений; характеристики взаимных эмоциональных предпочте­ний и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены ко­торых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отно­шений между ними. Существенной характеристикой группы, по­лучаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы). Графическое изображение структуры меж­личностных выборов и отвержений в группе называется группо­вой социограммой.

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, которые характеризуют процессы приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными ха­рактеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуни­каций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуника­тивных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети». В экспе­риментах А Бейвелиса и Г.Ливитта (Д Картрайт и А.Зандер, 1968) было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испыту­емого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникатив­ные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворен­ности членов группы Исследования К.Фашо и С Московией (1958) обнаружили, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих уси­лий, — децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.

Ролевая структура малой группы — это совокупность связей и от­ношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, то есть типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками груп­пового процесса. Так, при анализе группового решения задач вы­деляются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «орга­низатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпуще­ния», «сектанта», «невинной жертвы» и т д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказани­ем поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участни­ками группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это сово­купность связей между индивидами, характеризуемая направленно­стью и интенсивностью их взаимного влиянии. В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы соци­альной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспер­тной и референтной (Д Френч, Б Равен). Основными характерис­тиками структуры социальной власти и влияния являются систе­мы связей, лежащих в основе руководства группой как официаль­но закрепленного социального влияния (если речь идет о фор­мальной организованной группе) и неофициального (неформаль­ного) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.

К групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие статус или позиция, обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Самое широкое применение понятие статус находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.

Вторая характеристика индивида в группе – это роль. Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система групповых ожиданий. Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций.

Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой установления, модели, эталоны должного поведения. В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Важная проблема – это мера принятия норм каждым членом группы. Необходим анализ санкций – механизмов, посредством которых группа возвращает своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

Таким образом, рассмотренный набор понятий составляет определенную концептуальную сетку, при помощи которой осуществляется социально-психологическое описание группы.

Классификации малых групп:

1. Деление малых групп на первичные и вторичные. Признак, который определяет существенную характеристику первичных групп – непосредственность контактов. Вторичные группы – это те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные посредники.

2. Деление на формальные и неформальные.

Формальные группы — группы, членство и взаимоотноше­ния в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Фор­мальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и инстигутов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой ак­тивности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлеж­ности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных ма­лых групп являются дружеские и приятельские компании, пары лю­бящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связан­ных общими интересами, увлечениями. Формальные и не­формальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Од­нако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные груп­пы могут возникать и функционировать в рамках формальных орга­низаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном эгапе могут приобретать признаки формальных групп.

В субъективном, психологическом плане группы (и формаль­ные, и неформальные) образуются в процессе реализации инди­видами потребностей в общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп являет­ся психологическая общность.

Основными критериями феномена психологической общнос­ти группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность — тен­денция к более позитивному эмоциональному отношению инди­видов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Пси­хологическая общность группы проявляется также в наличии со­циально-психологических характеристик, присущих группе в це­лом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как со­вместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологи­ческий климат.

3. Деление на группы членства и референтные группы. Референтная группа определяется как значимый круг общения, т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. Референтность малой группы — значимость групповых ценнос­тей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референт­ной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставле­ние индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

4. По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

5. В зависимости от степени произвольности решения индивидом воп­роса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятель­ности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

Термином групповая динамика обозначается совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. Важнейшими из таких процессов являются процесс образования малых групп, процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений.

Образование малой группы задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества.

В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие груп­пы характеризуется как последовательная смена стадий, различа­ющихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (пара­метрами) развития группы выступают, направленность (содержа­ние групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, под­готовленность к выполнению совместной деятельности, интеллек­туальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивостъ. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, инт-рагрупповая и интергрупповая активность.


Выделяются этапы развития группы:

- Номинальная груп­па характеризуется внешним, формальным объединением инди­видов вокруг поставленных социальных задач.

- Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмо­циональных отношений.

- Группа-кооперация характеризуется пре­обладанием интегративных тенденций в сфере деловых отноше­ний.

- Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений.

- Группа-корпорация. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узко­групповых целях приводит к формированию группы-корпорации.

- Коллектив. Отличительной особенностью коллектива является его интегра­ция с другими группами на основе направленности на более ши­рокие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как эта­пы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительно­го пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения.

Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности- деловой, свя­занной с решением групповой задачи, и межличностной, связан­ной с развитием групповой структуры.

В сфере деловой активно­сти Б Такмен выделяет следующие стадии:

1) ориентировка в за­даче и поиск оптимального способа ее решения,

2) эмоциональ­ные реакции на требования задачи, противодействие членов груп­пы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением зада­чи и противоречащим их собственным намерениям,

3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого пони­мания намерений друг друга и поиска альтернатив,

4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет ста­дии:

1) «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,

2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимо­действия и отсутствием единства в группе,

3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфлик­тов,

4) «функционально-ролевая согласованность», связанная с об­разованием ролевой структуры группы, соответствующей содержа­нию групповой задачи.

К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняе­мой деятельностью, между растущим стремлением индиви­дов к самореализации и усиливающейся тенденцией интег­рации с группой, между поведением лидера группы и ожи­даниями его последователей.

2. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.

3. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

Формирование групповых норм тесно связано с феноменом группового давления или конформизмом. Конформность констатируется, когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (именно это и называется конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства.

С формированием малой группы связана проблема групповой сплоченности, процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей. Сплоченность зависит от реализации целей группы: операциональные цели группы – это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели группы – это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы.

Совместимость и сплоченность обозначают разные аспекты характеристик группы. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.

В стратометрической концепции групповой активности три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности, три уровня развития групповой сплоченности. На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность действительно выражается развитием эмоциональных контактов (В). На втором уровне (что соответствует второму слою – ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне (что соответствует ядерному слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности (А).

Малые группы различаются по уровню развития. В соответствии с общими установками концепции деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровский выделяет в типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) и 2) общественная значимость групповой деятельности (Y). Векторы образуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в обществе. Вектор опосредованности имеет одностороннее направление, вектор содержания деятельности позволяет расположить группы по обе стороны от нулевой точки, что показывает возможность двух, принципиально различных содержаний деятельности, соответствующих общественному прогрессу и не соответствующих ему. Общая схема приобретает такой вид (рисунок 8).

Рисунок 8. Типология групп в теории коллектива (А.В.Петровский)

Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп:

1 обозначает коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования межличностных отношений деятельностью;

2 – общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования;

3 представляет антиобщественную по содержанию своей деятельности группу, где высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью;

4 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью;

5 может быть интерпретирована как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов.

Таким образом, проблема изучения групп как социально-психологических феноменов является важнейшим вопросом социальной психологии

При характеристике динамических процессов в малых группах возникает вопрос лидерства и руководства группой.

Существуют различия лидера и руководителя:

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения – одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения – особенно сложная функция. Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения:

Были выявлены две важные закономерности:

1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации;

2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Критериями групповой эффективности являются продуктивность группы, удовлетворенность трудом ее членов, сверхнормативная активность.

 

Модуль 5. «Психология организации»

Комплексная цель модуля 5 –ознакомление студентов с практическими подходами и теоретическим основанием в организационной психологии

Изучение модуля 5 обеспечивается применением следующих технологий:

1. Подача материала в классическо-лекционной форме, с элементами компьютерных презентаций;

2. Проблемно-поисковые;

3. На основе диалога;

4. Объяснительно-иллюстративные;

Учебно-тематический план лекционных занятий модуля 5

Организационное консультирование. Понятие организационного консультирования. Сферы организационного консультирования. Организация процесса консультирования. Роль диагностики в процессе организационного консультирования. Этапы организационного консультирования.

Организационный конфликт. Понятие организационного конфликта. Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. Органи­зационно-технические, социально-экономические и административно-уп­равленческие предпосылки конфликтов в организации. Функции конфликтов в организации. Основные способы предупреждения, разрешения и управления социальными конфликтами в организа­ции. Последствия конфликта в организации.

Организация и ведение переговоров. Понятие переговоров в психологии. Общая характеристика переговоров: сущность, виды, функции. Динамика переговоров: подготовка к переговорам, ведение переговоров, анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Психологические условия успеха на переговорах. Стратегии ведения переговоров: 1) переговоры с ориентацией на модели «выигрыш - проигрыш»; 2) переговоры с ориентацией на модель «проигрыш – проигрыш» и «выигрыш - выигрыш»; 3) позиционный торг; 4) переговоры на основе интересов.

Учебно-тематический план семинарских занятий модуля 5

«Организационное консультирование»

1. Феномен организационного консультирования в психологии.

2. Цели и задачи организационного консультирования.

3. Этапы организационного консультирования.

4. Методы диагноста в организационном консультировании.

5. Методы организационного консультирования.

6. Особенности консультирования руководителя.

7. Групповая консультационная работа.

Литература:

1. Барри М. Стоу Антология организационной психологии. М., 2005.

2. Геберт Д., Л. Фон Розенштиль Организационная психология. Человек и организация. М., 2006.

3. Суходольский Г.В. Организационная психология. СПб., 2004.

«Организация и ведение переговоров»

1. Понятие переговоров в психологии.

2. Классификация перговров.

3. Организация переговоров.

4. Этапы ведения переговоров.

5. Стратегии ведения переговоров.

Литература:

· Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов, Казань, 1992.

· Мастенбрук В. Переговоры. - Калуга: Калужский институт социологии, 1993.

· Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М.: Филинъ, 1996.

· Шуванов В.Н. Социальная психология менеджмента. М.:ЗАО “Бизнес-школа Интел-синтез”, 1997






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных