Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое обеспечение функционирования экономики.




 

Законодательное оформление общественных отношений в целом и экономических в частности уходит своими корнями в глубь веков. Так, еще во время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 в. до н.э.) им был создан свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами. Позже мы встречаемся в работах греческих мыслителей об упоминании закрепления института собственности (Аристотель IV в. до н.э.), которая в законодательном порядке объявлялась неприкосновенной и священной.

Вместе с тем, эпоха традиционного хозяйствования, которая характеризовалась экономической замкнутостью не располагала к активной государственной правовой деятельности в области хозяйствования. Общегосударственное вмешательство в экономику ярко заявило о себе лишь во времена абсолютизма, перехода к предпринимательским отношениям. Этот период вошел в историю как эпоха широкого вмешательства в экономику государства, которое активно влияло на становление предпринимательских отношений, ломало цеховую организацию труда, способствовало повышению его производительности, уничтожало традиции личной зависимости. Поэтому одним из первых и наиболее выдающихся государственных юридических актов и стал ремесленический регламент Людовика IX (1229 г.) во Франции, который способствовал формированию новых экономических отношений в обществе.

В целом же эпоха предпринимательских отношений свободной конкуренции характеризовалась значительным ограничением вмешательства государства в хозяйственную жизнь. В этих условиях оно выполняло в основном роль «ночного сторожа» экономической системы.

Дальнейшее усиление его роли в экономической и законотворческой деятельности связано с быстрым ростом концентрации и централизации производства в конце ХIХ – начала ХХ ст. С этого времени государство становится активным участником общественного процесса воспроизводства. Что же касается его законодательной функции в экономике, то она усиливается под воздействием объективных обстоятельств, то есть наличием тех негативных явлений, с которыми рынок не в состоянии справиться. Речь идет о развитии монополий в общественном производстве. Именно государство и было призвано регламентировать их деятельность.

Так появилось антитрестовское (антимонопольное) законодательство, родиной которого обычно считают США. Принятый ещё в 1890 г. закон Шермана стал ядром антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно этому закону вне закона объявлялись:

1) всякий контракт и всякое объединение в форме треста или в иной форме;

2) тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами.

Более того, в законе указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать… какую-либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». А в поправке к этому закону от 1974 г. нарушение его станет квалифицироваться как «тяжкое преступление».

Однако в данном законе ничего не говорилось о статусе монополий, возникших в результате слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивающие конкуренцию трактовались в нем расплывчато и двусмысленно. Поэтому в 1914 г. был принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили следующие ограничения и запрещения:

1) запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;

2) накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;

3) запрещалось слияние фирм за счёт приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;

4) запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

В дополнение к закону Клейтона был ратифицирован Конгресом США Закон о федеральной торговой комиссии, которая и призвана была определять нарушения антимонопольного законодательства в каждом конкретном случае. Она же призвана была наблюдать и за рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере.

С 1914 г. к закону Клейтона было принято две поправки: Закон Робинсона-Патмана (1936 г.), усиливающий меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и закон Селлера (1950 г.), ещё более жестким образом регламентировавший практику слияния монополий.

Разумеется, что антитрестовское законодательство присуще не только США. Другие индустриальные страны также накладывают ограничения на фиксирование цен, практику слияний компаний и корпораций, а также иные виды консолидирующих предприятий.

Однако уровень активности и изощренности антимонопольных мер, принятых в США, далеко превосходят остальные страны; по сравнению с американской, их практика регулирования отличается высокой степенью сдержанности.

Так, страх нарушения действующего законодательства вынуждает отказываться американских производителей от взаимодействия в ряде перспективных и прогрессивных направлений, как то: внедрение гибких технологий, цифровое телевидение и некоторых других, чего не испытывают европейские и японские фирмы, создавая совместные предприятия для разработки аналогичных проектов.

Однако ожидается, что по мере интеграции мировой экономики интересы американских производителей несколько смягчат и действующее антитрестовское законодательство, сложившееся в США.

В то же время целесообразность антимонопольного законодательства не вызывает сомнений. При этом конечной целью любого антитрестовского (антимонопольного) мероприятия является эффективное противодействие попыткам какой-либо фирмы (или группы предприятий) подчинить или поставить под контроль определенный сегмент рынка.

Основной же задачей антимонопольного регулирования является создание барьеров на пути к реализации монополистических устремлений, ухудшающих конкурентную среду или ее подрывающих.

Объективной необходимостью законодательного урегулирования взаимоотношений в рыночных условиях являются и отношения между работодателями и наёмными работниками. Начало этому процессу положило возникновение профсоюзов в Англии (серед. XVIII в.), а затем и во Франции и США (конец XVIII в.), которые и отстаивали интересы трудящихся (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, увеличение длительности отпусков, улучшение условий труда, предоставление дополнительной страховой помощи).

Однако основы трудового права были заложены после 1917 г. и особенно после II мировой войны. Оно то и стало для профсоюзов ориентиром в борьбе за улучшение трудового законодательства. Так, основным законом регламентирующим трудовые отношения является Закон о труде, который определяет уровень социальных гарантий трудящихся:

1) минимальный размер заработной платы;

2) условия назначений пособий по безработице;

3) размер пенсий и трудовой стаж, необходимый для её получения;

4) продолжительность оплачиваемого отпуска и т.п.

Постепенно распространилась и остаточно закрепилась система заключения коллективных договоров между профсоюзами и работодателями, предпринимателями. На международном уровне была создана международная организация труда (МОТ), действующая при ООН и добивающаяся в своей деятельности социального партнерства между трудящимися и предпринимателями.

Именно такое социальное партнерство прочно укоренилось в экономической жизни Австрии после создания в марте 1957 г. так называемой Паритетной комиссии по вопросам цен и заработной платы (т.е. в неё входили представители четырёх ведущих организаций, выражающих интересы определенных слоёв общества; Федеральная палата; палата рабочих и служащих; Австрийское объединение профсоюзов (АОП) и сельскохозяйственная палата, представляющая интересы крестьян).

Т.е. в Австрии установление размеров заработной платы лишь частично предоставлено игре рыночных сил. Минимальные размеры заработной платы согласовываются в ходе тарифных переговоров между тарифными партнерами (профсоюзами и организациями работодателей).

Широкого распространения в Австрии, как и во многих других странах получила практика обязательного социального страхования (данная практика имеет 100-летнюю историю в Австрии). Основная его идея заключается в том, что общество страхует индивидуума от риска, тем самым как бы подстраховывая его от рыночной непредсказуемой стихии. Существует также пенсионное страхование (взносы – пополам и работник и работодатель), страхование на случай безработицы, от несчастного случая (взносы – работодателя в зависимости от величины заработной платы работника). Следует подчеркнуть, что в 1906 г. в Австрии был принят Закон о пенсионном обеспечении служащих частных фирм, а женский труд в ночную смену запретили в 1911 г.

Однако более острой проблемой стала дискриминация. В США в этой связи Федеральное правительство разработало, начиная с 60-х гг. нашего столетия меры борьбы с дискриминацией на рынках труда. Одной из первых таких мер был Закон о равной оплате труда 1963 г. (однако для большинства меньшинств он не решал проблемы).

Более жесткая атака на дискриминацию была предпринята Законом о Гражданских правах 1964 г. Статья седьмая этого закона запрещает дискриминацию, порожденную расовыми, религиозными причинами, а также различиями пола и национальности.

Третьей важной мерой Федерального правительства явилась инструкция № 11246, ратифицированная Президентом Линдоном Б. Джонсоном в 1965 г. В этом постановлении устанавливаются антидискриминационные стандарты для всех компаний ведущих дела с федеральным правительством и федеральными органами, т.е. его действие распространяется почти на все ведущие фирмы страны.

В соответствие с данным постановлением все эти фирмы обязаны были проводить статистический анализ своего кадрового состава с целью дальнейшего его пополнения за счет дискриминируемых групп. В целом же дискриминация по национальным, расовым и др. признакам имеет сходную природу.

Здесь существует однако одно обстоятельство, а именно разделение по профессиональной принадлежности, которое ближе и теснее к дискриминации по полу нежели национальности и др. (женщины, как правило, - машинистки, а мужчины – водители к примеру). В этой связи существует такой оценочный показатель, как индекс различий Дункана. Он определяет процент работников каждой группы определенной профессии, которые должны изменить свои занятия, чтобы уровнять число мужчин и женщин в каждой группе

где, Мi – процентный состав одной группы в профессии i;

Ni - процентный состав одной группы в профессии i (т.е., если в группах число мужчин и женщин по данной профессии равно, то Д = 0, а если эти профессии полностью разделены между мужчинами и женщинами, то Д = 100).

Это то, что касается тех видов деятельности или сфер экономических отношений, которые объективно требуют правового урегулирования взаимоотношений с целью предотвращения нарушения нормальной жизнедеятельности общества в экономической среде.

Но награду с этим в целях правового упорядочивания взаимоотношений в различных сферах деятельности получали законодательное оформление и такие сферы как банковская и финансовая, кредитная и бюджетная, предпринимательская, ценовая, внешнеэкономическая и т.п.

Т.е. рыночное хозяйство, таким образом, получало законодательное оформление сложившихся отношений с учетом обеспечения его устойчивости, эффективности и динамичности.

 

Вопросы макроэкономического регулирования экономических процессов и средства его обеспечения

 

Рассмотрев объективную природу правового обеспечения функционирования экономики, остановимся на макроэкономической деятельности государства, предопределяющей его особую роль в проведении экономической политики. Наиболее важными здесь направлениями следовало бы отметить такие, как: 1) макроэкономическая стабилизация; 2) содействие размещению ресурсов; 3) деятельность в сфере распределения доходов.

Прежде, что касается макроэкономической стабилизации, то здесь в условиях развитых рыночных отношениях роль государства обусловливается тем, что периоды экономического роста время от времени сменяются периодами спада, а затем роста. Этот процесс именуется деловым циклом в течение которого происходит нарушение в области цен, занятости и темпах роста. В этой связи выбор правильных мер государственного воздействия на рыночную ситуацию позволяет смягчить колебания делового цикла.

Весь набор стабилизационных мер включает как административные, так и юридические, экономические рычаги. Их соотношение зависит от этапа антикризисного процесса. То есть по мере перехода от начальной жесткой стадии к последующей, более мягкой, центр тяжести смещается от административных рестриктивных (ограничительных) мер к выборочно поощрительным экономическим рычагам.

В странах с относительно развитой рыночной системой широко используют такие классические рычаги стабилизации, как 1) гибкое варьирование ценами; 2) уровнем процента на кредиты и вклады; 3) ставками налогов; 4) валютным курсом.

Важным направлением в области макроэкономической деятельности государства является его содействие размещению ресурсов. Речь идет о размещении таких ресурсов как материальных, финансовых и трудовых.

Разумеется, что первичное распределение всех этих ресурсов происходит под воздействием ОРТ, его специализации и кооперирования. Однако, затем для рационального и эффективного использования всех находящихся в обществе ресурсов, содействие со стороны государства в их размещении имеет огромное значение. Скажем, для развития стратегически важных (или новых) отраслей и видов производства могут быть дополнительно выделены соответствующие материальные ресурсы (техника, новое оборудование, сырье и т.п.). То же касается и поддержания предприятий и фирм, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками новейших технологий или видов продукции. Необходимо также участие государства и в распределении ресурсов для поддержания, а также укрепления функционирования социальной и рыночной инфраструктуры. Подобные меры содействия в распределении материальных ресурсов в пользу тех или иных субъектов рыночных отношений государство вынуждено осуществлять и в отношении финансовых средств (льготное кредитование, налогообложение, субсидирование, ускоренная амортизационная политика и т.п.).

В целях оказания содействия в распределении трудовых ресурсов государство организует соответствующие центры его подготовки и переквалификации работников, обеспечивает посредством соответствующих служб информацией о состоянии рынка труда, оказывает стимулирующее воздействие на частный сектор экономики, направленное на привлечение его к участию в вопросах обучения (переобучения) работников, вызванного потребностями рынка и т.п.

И последнее в отношении распределительных действий государства – это распределения доходов. Здесь необходимо заметить, что даже идеальный «совершенный» рынок не является системой безупречной во всех отношениях. Он может делать лишь то, для чего он предназначен: предоставлять товары и услуги в распоряжение тех, кто может за них заплатить. В тоже время как же быть с теми, кто по независящих от них причинам сделать этого не может в силу своего неучастия в производительной деятельности (инвалиды, пенсионеры, безработные, дети и т.п.). Кроме того, каждый участник рыночных отношений (равно как и каждый член общества) озабочен о соблюдении в определенной степени социальной справедливости. В этой связи государство вынуждено заниматься перераспределением доходов, которое как показывает практика, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону – снижает мотивы к труду и инвестированию у владельцев факторов производства, если оно является чрезмерным.

Все это говорит о том, что государству необходимо учитывать максимально допустимую глубину погружения в процесс распределения, ниже которой начинается опасное для общества падение экономической эффективности. Скажем, известно, что максимальная ставка налогообложения на прибыль (доходы) предприятия не должна превышать 35%, после чего происходит уход в теневую экономику или утаивание доходов и т.п.

В заключении данного вопроса отметим, что макроэкономическое воздействие государства на рыночные процессы осуществляется посредством определенных инструментов, а именно:

1) бюджетно-финансового регулирования;

2) денежно-кредитного регулирования;

3) важным также является и индикативное планирование и прогнозирование.

Так, скажем, индикативное планирование в условиях рынка символизирует координирующее начало в экономике, определяет основные цели и приоритеты, содержит программы решения ключевых проблем. Т.е. такой план, с одной стороны, служит для всех хозяйственных субъектов ориентиром при выборе приоритетных направлений их деятельности, с другой – является идеологической платформой для перенастройки системы государственного регулирования экономики. В отношении же первых двух инструментов, то на практике их применение и использовании осуществляется в форме проведения соответствующей политики государства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных