ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отношение к естествознанию. Есть ли отрицание отрицания в самой природе?Есть ли отрицание отрицания в самой природе? Ответ. Отрицание отрицания производится только в познающем сознании. О самой же природе можно сказать следующее. Природа сама себя не познаёт. Она существует «в себе». Природа такова, что при всё более глубоком отражении любой её части в познающем сознании в этом сознании становится возможным 1) выдвижение некоторого утверждения на первом шаге познания 2) выдвижение противоположного утверждения на втором шаге 3) выдвижение утверждения, снимающего противоречие первых двух утверждений. Закон отрицание отрицания – это закон развития следов отражения природы в познающем сознании.
Заключение
На этом рассмотрение нами категорий диалектического материализма и их связи с естествознанием заканчивается. Хотя нерассмотренными остаётся ещё много важных философских категорий диалектики. Для многих из них Гегель подыскал замечательные связи. Например, для формы и содержания Гегель сказал так: «Форма содержательна, а содержание оформлено». Или такое: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно».
Основополагающим трудом по диалектическому материализму в его связи с естествознанием является «Диалектика природы» Фридриха Энгельса. Это прекрасно написанное в литературном отношении философско-естественнонаучное произведение, восхищающее своей стройностью и логичностью. Чтение этой работы доставляет удовольствие, а знакомство с ней является обязательным для всякого человека, интересующегося или работающего в области естественных наук.
Стиль представленного выше изложения несколько нетипичен для философской литературы. Возможность подачи философского учения в виде набора точных и кратких формулировок свидетельствует о высоком уровне разработанности этого учения и его зрелости к настоящему моменту.
Представленное в настоящем кратком изложении имеет одно небольшое отличие от того, что написано у Энгельса. Энгельс заимствовал диалектику у Гегеля. Гегель был объективным идеалистом и считал природу саморазвитием мирового духа, который стремится познать сам себя. Вследствие этого у Гегеля диалектика была также присуща природе, как она была присуща мышлению. Потому что и то, и другое – мировой дух. У Энгельса основой всего стал не дух, а материя. Но место диалектики в природе сохранилось. В советское время на вопрос: Есть ли диалектика в природе? – полагался ответ такой. Диалектика присуща образам в сознании, но поскольку образы являются отражением окружающего мира, то значит, диалектика есть и в окружающем мире. Настоящее изложение исходит из того, что диалектика – это способ существования и изменения образов объективной действительности в познающем мышлении. Диалектика, согласно первоначальному смыслу, – это искусство ведения спора, искусство рассуждать. Если природу никто не воспринимает, никто не познаёт, то природа существует «сама в себе», и поэтому о диалектике говорить бессмысленно. Диалектичность возникает всякий раз, когда неизбежно ограниченное сознание пытается понять безграничную сложность внешней по отношению к нему природы. Если гибнет биологическая оболочка, то гибнет и несомое ею сознание. Вместе с сознанием исчезает и диалектика. А природа остаётся. Существуя «в себе». В заключении – шутка, которая точно воспроизводит логику объяснения, почему в отсутствии наблюдателя нет диалектики в природе: – Вопросы есть? – У матросов нет вопросов. Потому что нет матросов.
НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Отношение естествознания и философии Отличие науки от искусства Предпосылки религиозности О сверхъестественном Вопросы без ответа Как отличить науку от лженауки? Нынешнее состояние отечественной науки
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|